Внушение в широком смысле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:30, реферат

Описание

Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. «Божьи пастыри » были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Понятия и механизмы внушения…………………………………4

Гипноз, как проявление внушающего поведения……………..15

Внушение в психолого-педагогической работе………………...20
10 правил внушения на заметку социальному работнику……26

Самовнушение и аутогенная тренировка……………………….27

Заключение ……………………………………………………………33
Библиографический список литературы………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Внушение.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

 

  • общая и специальная

Первое основывается на общей критичности  личности  в  отношении внешних  воздействий. Специальное контрвнушение имеет более узкую сферу действий вплоть до установки одного суггестолога или контрвнушаемой информации.

 

Склонность человека поддаваться  внушению со стороны других людей  называется внушаемостью.

Внушаемость – это степень восприимчивости к внушению, определяемое субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов, а по одному лишь требованию или предложению, которые исходят от другого лица или группы лиц.

При этом сам человек не отдаёт себе ясного отчёта в такой ситуации. Подчиняясь, он продолжает считать свой образ действий как бы результатом собственной инициативы и самостоятельного выбора.

 

К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности.

Выделяют следующие ситуативные  факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:

  • психофизиологическое состояние субъекта (покой, релаксация, а также сильное эмоциональное возбуждение, стресс и т. д.);
  • низкий уровень осведомлённости в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности;
  • дефицит времени для принятия решения

 

В процентном отношении все люди делятся по степени гипнабельности – подверженности внушению. По данным Хилгарда, 10% людей вовсе не подвержены гипнозу, 30% - слабо выраженная гипнабельность, 30% - гипнабельность средней степени и 30% лиц с высокой гипнабельностью.

 

Число женщин – гипнотиков всегда превышает  величину у мужчин и  со

ставляет 66,6% любой аудитории. 

 

 

 

Свойства личности

 

Трудновнушаемый

Легковнушаемый

Сильный тип

Быстрый темп психической деятельности

Интроверт

Высокая переключаемость и  устойчивость внимания

Скептический 

Нетревожный

Упрямый

Ригидный

Необязательный

Высокий уровень стремления к самовыражению

Для познавательной деятельности характерно творческое мышление

Стремление к самостоятельности  в труде

Слабый тип

Медленный темп психической деятельности

Экстраверт

Низкая переключаемость и устойчивость внимания

Доверчивый

Тревожный

Податливый

Флексибильный (гибкий)

Исполнительный

Низкий уровень стремления к  самовыражению

Для познавательной деятельности характерно репродуктивное мышление

Стремление работать по образцу


 

 

 

 

 

Концепции механизма  внушения

Внушение как средство воздействия  на психику реализуется только в  силу того, что у человека есть определённый механизм, предоставляющий ему возможность воспринимать внушающие влияния и отражать их.

К сожалению, наука в настоящее  время не в состоянии исчерпывающе раскрыть  все «секреты» психики. Не решена полностью и проблема физиологии внушения. Однако отдельные теории дают ответ о природе механизма внушения. Это физиологическая теория внушения И. П. Павлова о взаимодействии  первой и второй сигнальных систем, а также на теории установки Д. Н. Узнадзе.

Согласно учению И. П. Павлова, высшая нервная деятельность осуществляется у человека несколькими инстанциями. Первая из них – общая у человека и высших животных – первая сигнальная система, устанавливающая временные связи в результате непосредственного взаимодействия агентов внешнего мира.

Вторая сигнальная система имеется  только у человека. Она – основа речевой деятельности и отвлечённого мышления человека. «Конечно, слово для человека есть такой  же реальный условный раздражитель как и все остальные общие у него с  животными, но вместе с тем и такой  многоообъемлющий, как  никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных».

Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, приходящие в большие раздражителями, приходящими в большие полушария, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обуславливают те раздражения.

Таким образом, внушение  есть наиболее упрощённый типичнейший условный рефлекс человека. Внушение есть концентрированное раздражение определённого пункта или района больших полушарий в форме определённого раздражения, ощущения или следа – представления то вызванное эмоцией, то произведённое посредством внутренних связей; ассоциаций – раздражение, получившее преобладающее, незаконное и неодолимое значение».

Эффект внушения состоит в концентрации возбуждения в определённом очаге  коры головного мозга. Так как  это сильное возбуждение проходит в условиях заторможенности остальной коры, содержание внушающего  воздействия приобретает неодолимую «незаконную» силу. Охарактеризованное физиологическое явление находит  своё выражение в психике в том, что сознание сужается и сосредотачивается  на чём-то одном.

В этих условиях оно перестаёт должным  образом контролировать действия человека и его психическое состояние. Поступки и внутреннее состояние  не находятся под контролем сознания. Однако  это не означает полного отрыва неосознаваемого  от сознательного в процессе внушающего воздействия  и реализации внушённых установок.

Установка –  механизм, регулирующий поведение человека в тех случаях, когда воздействие воспринято путём внушения.

Глубокое экспериментальное и  теоретическое обоснование психологического феномена установки дал грузинский учёный Д. Н. Узнадзе.

Установка представляет собой предрасположение, определённую предуготовленность организма при поведенческих актах.

Установка – инструмент субъекта в целом, в каждый конкретный момент его деятельности.

Установка есть внутренняя форма поведения, она возникает при наличии  определённой потребности и под  воздействием объективной среды. Прежде чем совершается определённый акт деятельности, организм весь в целом должен прийти в состояние готовности.

Именно эта настройка  всех физических и психических процессов  составляет установку индивида. Любой поведенческий акт  человека представляет собой реализацию установки.

Следовательно, между стимулом и  реакцией организма всегда существует важнейший компонент поведенческого акта – состояние организма, его  готовность, «акцептор действия», т. е. установка.  

Путём вербального воздействия мы создаём у человека установку на осуществление определённого действия. Но выработка и фиксация установки в обычных условиях проходит не так просто и прямолинейно. Создание самой установки зависит от внутреннего состояния организма. В условиях гипнотического внушения или психологического расслабления, при общей заторможенности клеток головного мозга сужении сознания облегчается, задача выработки установки. Но последующая реализация установки (внушённого состояния или поведенческого акта) будет зависеть соответствия ситуативного прообраза, созданного установкой, и реальной ситуации.

Итак, раскрывая место установки  в поведенческом акте, характеризуя установку как внутреннюю неосозноваемую  форму психической активности, мы тем самым описываем модель механизма внушения.

Обратимся к примеру. Мы хотим внушить  испытуемому, находящемуся в бодрствующем состоянии, определённый поведенческий  акт: выпить из стакана воду. Для  этого начинаем разговор о жажде, наливаем в свой стакан воду и с  жадностью пьём, выражая всем своим видом удовольствие, сообщая, что вода вкусная и прохладная. Внушение в данном случае опирается на определённый уровень потребности организма испытуемого в утолении жажды.

Обозначим данную потребность через  «П1», а само внушение буквой «В».

Опираясь на существующие у человека потребности, внушение или усиливает или изменяет их и создаёт тем самым новые потребности. В нашем случае внушение усилило жажду. Возникла новая потребность, назовём её «П2». Новая потребность образует соответствующую внушению установку («У»)  на предстоящее действие («Д»).

У нашего испытуемого путём внушения была создана установка (состояние готовности организма) удовлетворить жажду. Поэтому естественно, что он берёт стакан в руки и пьёт. Это действие совершается им не как результат обдумывания, а на основе прошлого опыта.

Выразим этот опыт через букву «О», а действие, совершённое в виде импульсивного поведения, обозначим через «ИП».

Символическое выражение различных  компонентов поведенческого акта даёт возможность в виде схемы изобразить процесс влияния внушения на определённое действие. Эта схема в соответствии с тем, что было сказано выше, приобретает следующее выражение:

В – П1 – П2 – У – О – ИП – Д

Можно предположить, что аналогичная  схема отражает модель поведенческого акта, совершаемого под влиянием не только внушения, но и любого внешнего воздействия.

В чём же особенность влияния  внушения?

Его специфика состоит в том, что эта сложная схема поведенческого  акта протекает здесь неосознаваемо. Контроль сознания или совершенно отсутствует или  значительно ослаблен.

Внушая что-либо испытуемому, находящемуся в гипнозе, мы, разумеется, идём в  обход сознания. Но соответствующий  акт легко внушить человеку и  в бодрствующем состоянии.

Следовательно, предлагаемая схема  должна показывать и ту сферу психики, которая превалирует в процессе выполнения внушённого действия.

Естественно - научные основы механизма  внушения показывают универсальность этого явления и открывают перспективы для управления суггестией в социальной работе, в психолого - педагогических целях.

 

 

 

 

 

Гипноз, как  проявление внушающего поведения

Гипноз - уникальный феномен, который  привлекает к себе особое внимание и нередко окружён не только ореолом таинственности, но и многочисленными предрассудками.

История изучения гипноза полна драматизма: периоды живого интереса к нему многочисленных исследований сменялись периодами охлаждения и даже отрицания его существования.

Повышенный интерес к гипнозу  возник в конце XVIII в. во Франции благодаря венскому врачу Ф. Месмеру, создавшему учение о "животном магнетизме".

Двадцатый век ознаменовался широкими исследованиями в области гипноза, появлением новых теоретических концепций.

Большой вклад в изучение гипноза  внесли следующие учёные, психологи, физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, З. Фрейд, Л. Кьюби и С. Марголин, Э. Хилгард, М. Орн, В. Е. Рожнов и т. д.

В. М. Бехтерев, признавая гипноз как  клиническую реальность, считал, что  он вызывается внушением, которое «есть  не что иное как прививание путём  слова или другим каким-либо способом различных психических явлений, например, чувства, ощущения, идеи или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания или сосредоточения».

Павловское направление рассматривало  гипноз как частичный сон, частичное торможение, переходное состояние между бодрствованием и сном.

Фрейд рассматривал гипноз как особую форму перенесения. Он считал, что  гипнотизёр в процессе гипнотической  индукции занимает место родителей  гипнотизируемого лица и возрождает комплекс Эдипа с его любовью  и страхом, определяя тем самым либо успокаивающий «материнский», либо устрашающий  «отцовский» типы гипноза.

Согласно концепции И. П. Павлова, гипноз – это естественный психологический феномен, повышенная потенциальная готовность психики к приёму информации, её переработки и реализации в деятельности. Гипнотическое состояние характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, «когда изменённая функция сознания и самосознания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, включая некоторые элементы бессознательного, а в какой-то степени и  организмом в целом».

Феномен гипноза

В гипнотическом состоянии репродуцируется  практически любая деятельность, любое психическое состояние (имевшее место в жизненном опыте субъекта), моделируются самые разнообразные клинические проявления.

Двигательная сфера: Гипнотическое внушение может вызвать любое произвольное движение. Так, посредством внушения осуществлять движения рук, ног, тела в любом направлении, а в глубоком гипнотическом состоянии можно также лишить возможности движения, вызвать паралич рук.

Сенсорная сфера: В состоянии гипноза спонтанно и с помощью внушения происходит понижение чувствительности к боли, прикосновению. Гипнотик не реагирует ни жестами, ни мимикой. Путём внушения вызывается снижение и увеличение остроты зрения, полная слепота и т. д.

В гипнотическом состоянии продуцируются  самые разнообразные галлюцинации и иллюзии. Гипнотизируемый съёживается от мнимого холода с появлением гусиной кожи, «изнывает от жары», обмахиваясь воображаемым веером. Гипнотика можно отправить в «кинотеатр», где он будет «смотреть» кинокомедию и живо реагировать, смеяться.

Процессы порождения сенсорных  образов основываются на прежнем  жизненном опыте испытуемого. Например, слюнотечение и соответствующая реакция в гипнозе на мнимый лимон возникнут лишь в том случае, если гипнотик знает его вкус.

Гипнотизируемому можно внушить, что он не видит и не слышит человека, находящегося непосредственно перед ним и он не реагирует на любые действия этого человека.

Память: В постгипнотическом состоянии большинство испытуемых могут вспомнить почти всё, что происходило в гипнозе, другие забывают лишь частично, третьи не помнят абсолютно ничего.

Информация о работе Внушение в широком смысле