Структура морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 09:56, контрольная работа

Описание

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

Содержание

1 Cтруктура морали ……………………… |3 –12
2 Профессионализм как нравственный
принцип современного делового человека …….. |12 – 19
3 |Литература ……………………………………………… |20

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 35.41 Кб (Скачать документ)

Профессиональная  идентичность требует принятия человеком  определенных идей, убеждений, правил поведения, принятых и разделяемых  членами или профессионального  сообщества. При отсутствии профессиональной идентичности имеет место профессиональный маргинализм человека. Е.П.Ермолаева приводит следующий сущностный признак маргинализма: при внешней формальной причастности к профессии, — внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям как в плане идентичности самосознания (самоотождествления со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей). 

3. Критерий профессиональной зрелости, предложенный Д.Сьюпером свидетельствует, об умении соотносить человеком свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются. Сюда входит профессиональная самооценка, уровень притязаний, способность к саморегуляции и др. В структуре профессиональной самооценки выделяют операционально-деятельностный и личностный аспекты. Первый из них связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в самооценке уровня профессиональной умелости (сформированности умений и навыков) и уровня профессиональной компетентности (системы знаний). Второй аспект выражается в оценке своих личностных качеств в соотношении с идеалом образца («Я-идеальное») профессиональной Я-концепции.

При анализе  профессиональной самооценки полезно  выделять самооценку результата (отражающую удовлетворенность своими достижениями) и самооценку потенциала (отражающую уверенность человека в своих  силах). Низкая самооценка результата не обязательно говорит о профессиональной незрелости или о «комплексе профессиональной неполноценности». Более того, низкая самооценка результата в сочетании  с высокой оценкой индивидуального  ресурса профессионального развития (ИРПР) человека является фактором его саморазвития .

Морфологический принцип описания дает представление  о строении изучаемой системы. В  общем случае оно включает описание состава образующих ее элементов (подсистем), их назначения, а также структуры  связей между ними. Морфологическое  описание иерархично: конкретизация  морфологии дается на нескольких уровнях. Профессионализм представляется нам  в виде вершины пирамиды, в основе которой лежат профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность.

Структура профессионализма как системы определяется совокупностью  устойчивых связей между элементами, ее образующих. Рассмотренные выше критерии профессионализма являются относительно независимыми друг от друга, что позволяет  предположить существование трех подсистем  профессионализма, каждая из которых  имеет свою структуру. Будем выделять подсистему профессиональной продуктивности, подсистему профессиональной идентичности и подсистему профессиональной зрелости. Кратко охарактеризуем каждую из них.

1) Подсистема  профессиональной продуктивности  образует структуру, состоящую  из ПВК и профессиональных  отношений, непосредственно влияющих  производительность, качество и  надежность деятельности. В качестве  системообразующих факторов данной структуры приняты составляющие эффективности профессиональной деятельности.

2) Подсистема  профессиональной идентичности  характеризуется структурой, которая  в качестве элементов включает  ПВК и профессиональные отношения,  обеспечивающие принятие профессии  как личностно значимой. Системообразующими компонентами в рассматриваемой структуре является профессиональная направленность, а также удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью.

3) Подсистема  профессиональной зрелости описывается  структурой, включающей ПВК профессионала  и его профессиональные отношения,  обеспечивающие саморегуляцию и самодетерминацию становления профессионализма человека. В качестве значимых элементов здесь выступает смысл профессиональной деятельности, профессиональная совесть и профессиональная честь. Системообразующим компонентом в структуре связей выступает профессиональное самосознание.

Информационный  принцип, базирующийся на сопоставлении  количественных показателей выделенных структур, позволяет проводить анализ динамики становления профессионализма и его составляющих его подсистем. Каждая из подсистем профессионализма описывается совокупностью образующих ее компонентов (n), находящихся в определенной взаимосвязи, что может быть представлено в виде соответствующих корреляционных плеяд. Для каждой из подсистем имеется свой системообразующий фактор, непосредственно связанный с соответствующим критерием профессионализма.

Рассматриваемые в динамике структуры, описывающие  различные фазы профессионализма, характеризуются  разным составом образующих их компонентов (факторов), а также разной теснотой корреляционных связей между ними. В соответствии с энтропийным подходом, развитие системы определяется изменением во времени (t) количества составляющих ее элементов (dn/dt), сложности структуры (dC/dt), проявляющейся в изменении числа значимых связей между образующими систему элементами, а также изменением энтропии (dS/dt) системы. Сочетание этих показателей позволяет сделать выводы о векторе изменения профессионализма: интенсивное или экстенсивное развитие; стагнация; деградация и др.

Использование трех указанных принципов (функционального, морфологического информационного) позволяет  дать достаточно полное описание феномена профессионализм, рассматриваемого в  качестве объекта психологического изучения. 
 
 
 
 
 

Литература

 Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психол. журн., 1985, № 2.

 Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

 Венда В.Ф.  Фундаментальные проблемы, законы  и методы оптимизации систем  «человек-машина-среда» // Системный  подход в инженерной психологии и психологии труда.

Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. – М.: Наука, 2001.

Галактионов А.И. Проектирование средств информационного  взаимодействия на основе идеализированных структур деятельности // Психологические  проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления. – М.: Наука, 1978.

Голиков Ю.Я. Современные  концепции автоматизации и подходы  к человеку и технике // Психол. журн., 2002, том 23, № 1.

  Дмитриева  М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала

 Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности

 Волченко Л.Б., Добро и зло как этические категории, -Москва, 1975

Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С., Введение в философию. – М., Просвещение, 1995

Философия, под  ред. В. П. Кохановского, -Ростов-на-Дону / Книга, 1995

Аристотель, Сочинения  в 4-х томах, том 4, -Москва, 1989

Информация о работе Структура морали