Структура морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 09:56, контрольная работа

Описание

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

Содержание

1 Cтруктура морали ……………………… |3 –12
2 Профессионализм как нравственный
принцип современного делового человека …….. |12 – 19
3 |Литература ……………………………………………… |20

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 35.41 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования 

«Алтайский  государственный технический 

Университет им. И.И.Ползунова» 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМАМ: 1.«Структура морали»

2.«Профессионализм  как нравственный 

принцип современного делового человека» 
 

Выполнил- Булгаков А.Е.

Студент группы Км(з)СР-01

Проверил____________ 
 
 
 
 
 
 

г.Камень-на-Оби

2010г. 

Содержание:|

1   Cтруктура морали ……………………… |3 –12

2   Профессионализм как нравственный

принцип современного делового человека ……..  |12 – 19

3 |Литература ……………………………………………… |20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Этимологически  термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает  и развивается на основе потребности  общества регулировать поведение людей  в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных  способов осмысления людьми сложных  процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование  взаимоотношений и интересов  личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений  людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало  этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

Сфера деятельности морали широка, но тем не менее богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:  
 

* индивида и  общества;

* индивида и  коллектива;

* коллектива  и общества;

* коллектива  и коллектива;

* человека и  человека;

* человека к  самому себе.

Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно  он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в  них историческую необходимость. Объективность  основания как раз и позволяет  личности самостоятельно, в меру собственной  сознательности, воспринимать и реализовывать  общественные требования, принимать  решения, вырабатывать для себя правила  жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения  свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения  из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного  следования индивида «исторической  тенденции». нравственная деятельность включает не только исполнение, но и  творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности  идеалов и путей их осуществления.Бесцельно искать точное определение сущности морали, это безуспешно пытались сделать еще в древности. Можно лишь обозначить основной каркас понятий, которые «складывают» эту науку:

* Моральная деятельность  – важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая  поведение личности, дает представление  о ее подлинной моральности.  Таким образом, только деятельность  и реализация моральных принципов  и норм дают личности право  на признание у нее подлинной  моральной культуры. Поступок в  свою очередь содержит три  компонента:

1. Мотив, - нравственно  осознанное побуждение совершить  поступок или же мотивация, - совокупность  мотивов, означающая предпочтение  тех или иных ценностей в  моральном выборе, индивида совершающего  поступок.

2. Результат,–  материальные или духовные последствия  поступка, имеющие определенное  значение.

3. Оценка окружающими,  как самого поступка, так и  его результата и мотива. Оценка  поступка производится в соотнесении  с его социальной значимостью:  его значением для того или  иного человека, людей, коллектива, общества и т.д. 

Следовательно, поступок это не всякое действие, но действие субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и  потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). Поступок может  быть моральным, аморальным или внеморальным, но, тем не менее, поддающимся оценке.

* Моральные (нравственные) отношения – отношения, в которые  вступают люди, совершая поступки.

* Моральное сознание  – включает в себя познание, знание, волевое побуждение и  определяющее воздействие на  моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку.

Человеческая  мораль как особая форма человеческих отношений складывалась издавна. Это  прекрасно характеризует заинтересованность общества к ней и то значение придаваемое морали как форме общественного сознания. Естественно нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно.

Среди философских  трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди  классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.).

Изучение этики  Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных  оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии  этики.

Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции  критической этики. Критическая  этика Канта своим исходным пунктом  имеет осознание практики, в которой  воплощается разумное поведение  человека. Подобно тому как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Действительно, моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.

Учение о нравственности находится в центре всей системе  Канта. Канту удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый  ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека. Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования. Вообще, мораль не сводится к «внутренней механике» душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер, то есть вменяет человеку определенные действия и сами побуждения к ним по их содержанию, а не по психологическому облику, эмоциональной окраске, душевному настрою и т. п. В этом прежде всего и состоит объективно - долженствовательная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию. Этим методологическим разграничением “логики чувств” и “логики морали” Канту удалось обнаружить суть нравственного конфликта в сфере индивидуального сознания в конфликте долга и склонностей, влечений, желаний, непосредственных стремлений. Долг по Канту — односторонняя и прочная цельность, реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней как принципиальность компромиссам. Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций). Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Кант пытался наметить и разрешение парадоксов своей этики, не прибегая к идее Бога. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества.

Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о  практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом  в философию.

Моральная ценность - не самое сложное для понимания  явление ценности. По крайней мере, здесь ясно видна его общественная природа. Лишь религиозное сознание может наделять явления природы  моральным смыслом, видеть в них  действие злых сил или проявление божественной кары. Мы же знаем, что  область морали целиком исчерпывается  сферой действия социальных законов.

Однако, откуда могло возникнуть представление о том что моральная оценка есть акт непосредственного усмотрения, кажущегося «самоочевидным». Таким может представиться акт оценки обыденному моральному сознанию. Ученый-теоретик подходит к анализу нравственных явлений и оценивает их с точки зрения их социального значения. Человек, испытывающий эмоции на предмет определенного поступка, может и не подозревать о тех социальных условиях и сложном переплетении общественных связей, которые делают оцениваемый им поступок добром или злом.

Очевиден весьма определенный подход к человеку в  условиях частнособственнических интересов, свойственным эпохе современного капитализма. Поскольку индивид достигает своих частных целей лишь путем служения «общественному интересу» фирмы, постольку частнособственнический эгоизм должен всячески скрываться, снаружи должно быть видно только его служебное рвение, преданность заинтересованность в процветании не принадлежащего ему дела. Индивид теперь не эгоист, а «беззаветный служитель общему делу». Эта общераспространенная и неофициальная узаконенная в буржуазном обществе ложь становится моралью личности. Она витает в виде общеупотребительных фраз, одобрения начальства, лицемерных заверений в своей собственной лояльности и спорадических наговоров на других, такой лояльности не проявляющих.

Нравственность  по своему существу есть явление историческое, она коренным образом меняется от эпохи к эпохе. « Не подлежит сомнению, что при этом в морали, как и  во всех других отраслях человеческого  познания, в общем и целом наблюдается  прогресс». Однако, будучи явлением вторичным, производным, нравственность в то же время обладает относительной самостоятельностью, в частности, она имеет свою логику исторического движения, оказывает  обратное воздействие на развитие экономического базиса, играет социально-активную роль в обществе.

Чтобы выявить  специфику нравственности, ее внутренние качественные границы, необходимо определить ее своеобразие в рамках самого общественного  сознания. Формы общественного сознания принято различать между собой  по следующим критериям:

* роли в обществе;

* способу отражения; 

* социальному  источнику. 

Имеет смысл  рассмотреть особенности нравственности в свете этих критериев.

Нравственность  является одним из основных типов  социальной регуляции, своеобразным способом организации реального процесса человеческой жизнедеятельности. Объективные  потребности общества, фиксируясь в  нравственности, принимают форму  оценок, общих правил и практических предписаний. Материальные отношения  отражаются в ней под углом  зрения того, как они могут и  должны реализоваться в непосредственной деятельности отдельных индивидов  и групп. Фиксируя те требования, которые  общественное бытие предъявляет  к сознательно действующим индивидам, нравственность выступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни. Она по своей роли в обществе однопорядкова с правом, обычаями и т.д. Мораль, согласно понятию «практически-духовного освоения мира» - это форма духовного отношения к миру, но такая, которая практически ориентирована, и ее непосредственная задача состоит в организации реального общения между людьми

Информация о работе Структура морали