Стратегии и тактики поведения личности в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание

Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….……….3
1 Конфликт. Понимание конфликта……………………………………………..……..….4
1.1 Подходы в понимании конфликта………………………………………………..4
1.2 Структура конфликта…………………………………………………………...…6
1.3 Динамика конфликта………………………………………………………………9
1.4 Виды конфликтов……………………………………………………...…………10
1.1.1 Внутриличностные конфликты……………………….…………….…….10
1.1.2. Межличностные …………………………………..………………………13
1.1.3 Групповые конфликты…………………………………………………….16
2 Стратегии и тактики поведения личности в конфликте……………………………...18
2.1 Исследование конфликтного поведения………………………………………..18
2.2 Типовые стратегии и тактики поведения личности в конфликте…………….21
2.3 Стратегии конфликтного поведения в профессиональной сфере…………….30
Заключение…………………………………………………………………..……………37
Список использованных источников…………………………………………….……..39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Климчук.docx

— 93.11 Кб (Скачать документ)

     Конфликты возникают на почве противоположности  интересов, социальных установок и  направленности личностей, вовлеченных  в конфликт людей.

     В последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту конфликтов. В  соответствии с этим необходимо сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.

     Для описания типов поведения людей  в конфликтных ситуациях применяется  двухмерная модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями  в ней являются: кооперация, связанная  с вниманием человека к интересам  других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов [15 cт. 37].

     Соответственно  этим двум способам измерения выделяются следующие способы регулирования  конфликтов: Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека. Компромисс. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

     Предполагается, что при избегании конфликта  ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как  конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в  выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки.

     И только в ситуации сотрудничества обе  стороны оказываются в выигрыше на рисунке 1 - Пять способов урегулирования конфликтов.

     

     Рис. 1- Пять способов урегулирования конфликтов 
 
 
 
 

     2.2 Типовые стратегии и тактики поведения личности в конфликте

     Конфликты встречаются во всех сферах деятельности людей и часто относятся к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни. Конфликты — как показали еще Дарвин, Маркс и Фрейд — необходимый и важный элемент жизни. Но ужасными бывают порой их последствия: тысячи погибших, горе и страдания оставшихся в живых. Обладая навыками мирного, конструктивного разрешения конфликтов, можно сгладить их последствия. Важное место в процессе познания и управления конфликтом занимают психологические исследования, позволяющие вскрывать глубинные основы конфликтного поведения. Поэтому неслучайно возникновение новой области психологии — конфликтологии. Во многих психологических журналах периодически появляются статьи на данную тему, выходят многочисленные книги, уже более тридцати лет издается специальный журнал — “Journal of Conflict Resolution” (Journal of Peace Science Society, Sage Periodicals Press). Накоплены многочисленные данные о причинах возникновения, этапах и механизмах протекания, способах разрешения разных типов конфликтов: межличностных, межгрупповых, межнациональных [16 cт. 44].

     Каждый  конфликт состоит из определенных действий. Его участники могут угрожать, требовать, просить, создавать коалиции, идти на уступки и совершать еще  множество других действий. При всем разнообразии их можно объединить в  несколько общих классов, или  стратегий. Наиболее часто выделяются следующие стратегии конфликтного поведения: соперничающая — навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения; проблемно-решающая (кооперативная) — поиск решения, которое бы удовлетворяло обе стороны; уступающая — понижение своих стремлений, в результате чего исход конфликта становится менее приятным, чем хотелось бы; избегающая — уход из ситуации конфликта (физический или психологический); бездействие — нахождение в ситуации конфликта, но без всяких действий по его разрешению [16 cт. 46].

     Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Часто конфликт начинается с кооперативного поведения, однако при его неудаче в ход пускается  соперничающая стратегия, которая  может также оказаться неэффективной. В этом случае вновь происходит обращение  к проблемно-решающей стратегии, что  приводит к успешному разрешению конфликта.

     Стратегии реализуются через различные  тактики. Стратегии и тактики  различаются между собой по степени  обобщенности. Стратегия — это набор макроскопических целей. Тактики — средства достижения этих целей. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, например, угроза, обычно рассматриваемая как деструктивная и недоброжелательная тактика, может быть использована в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов.

     Основными тактиками поведения в конфликте, или, как их еще называют, тактиками  воздействия, являются:

     — рациональное убеждение — использование  фактов и логики для подтверждение  своей позиции и убеждения  оппонента;

     — давление — требования, приказы, у  грозы (“Если вы не сделаете этого, то я накажу вас”);

     — апелляция к власти, санкции —  использование взысканий и вознаграждений;

     — дружелюбное обращение, заискивание  — создание у оппонента представления  о наличии у него привлекательных  качеств;

     — коалиционная — просьбы о поддержке, союзе;

     — заключение сделок — взаимный обмен  благами, обещания (общий смысл их следующий: “Если вы поступите данным образом, то я награжу вас”);

     — введение оппонента в состояние  волнения, некоторой спутанности, управление его вниманием, создание эффекта  неожиданности;

     — неотменяемые обязательства — одна из сторон осуществляет определенное действие (например, бессрочную голодовку) до тех пор, пока ее условия не будут  приняты.

     Получены  данные о влиянии на выбор тактики  таких переменных, как социальный статус объекта воздействия и  его устойчивость к воздействию, а также социального статуса  лица, применяющего тактику.

     Тактики могут быть “мягкими” или “жесткими”. Мягкой считается тактика, последствия применения которой для оппонента приятны или нейтральны: заискивание, рациональное убеждение; жесткой — тактика, вызывающая или могущая вызвать неприятные последствия для оппонента: давление. Применение тактик обычно идет по направлению от легких к более тяжелым [17 cт. 85].

     Существуют  тактики непосредственного воздействия (сообщение о сути дела) и опосредственного воздействия (то, что хотелось бы от объекта воздействия прямо не упоминается). К полюсу непосредственности тяготеют такие тактики, как требования, просьбы, к полюсу опосредованности — заискивание, дружелюбное обращение.

     Можно выделять рациональные (например, рациональное убеждение) и иррациональные (давление, заискивание) тактики [17 cт. 87].

     Выбор стратегии поведения в конфликте  определяется многими факторами  ситуации.

     Важнейшей детерминантой такого рода является ориентированность участников конфликта  на свои или чужие интересы. От того, заинтересованы ли участники лишь в собственной выгоде, либо они учитывают и интересы другой стороны зависит и тип предпочитаемой стратегии. В результате их поведение может быть описано с помощью двух независимых параметров: 1) настойчивости — определяемой как направленность на удовлетворение своих собственных интересов; и 2) кооперативности — учет в поведении интересов другой стороны. Основываясь на указанных представлениях, можно прогнозировать будущее поведение участников конфронтации, исходя из оценки их ориентированности на свои или на чужие интересы [18 cт. 25].

     Когда учитываются и свои интересы, и  интересы оппонента, то предпочтение отдается проблемно-решающей стратегии; когда  одна из сторон сильно ориентирована  только на собственную выгоду —  используется соперничающая стратегия; когда более выражен учет интересов  оппонента — применяется уступающая стратегия; при слабой заинтересованности в успешном исходе конфликта и  для себя, и для оппонента — стратегия бездействия.

     Важным  фактором, влияющим на выбор стратегии, является оценка участниками конфликта  успешности применения стратегии для  достижения собственных целей и ее “цены”. Оценка осуществимости стратегии позволяет произвести адекватный ее выбор.

     Так, выбор в пользу проблемно-решающей стратегии достигается в том  случае, когда существует уверенность  в способности находить взаимоприемлемые решения; имеются предыдущие успехи по достижению согласия в данном конфликте; присутствует посредник; оценка готовности другой стороны к проблемно-решающему  поведению позитивна; есть доверие  к оппоненту — уверенность  в том, что оппонент беспокоится  об интересах другой стороны.

     Если  же одна из сторон высоко заинтересована в собственных результатах, но враждебна  по отношению к другой; ее запросы  высоки и не снижаются; готовность другой стороны к уступкам оценивается  как высокая; отсутствует удовлетворяющее  обе стороны решение; цена использования  соперничающей стратегии считается  приемлемой, то вероятнее всего будет  использована соперничающая стратегия.

     Наличие достаточного количества времени благоприятствует использованию стратегии бездействия.

     В тех же ситуациях, когда выгода от продолжения конфликта становится ниже ранее установленного уровня, происходит уход из ситуации конфликта [18 cт. 30].

     Один  из наиболее острых вопросов в психологии конфликта это вопрос об эффективности  стратегий. На первый взгляд, проблемно-решающая стратегия кажется наиболее эффективной, однако в действительности ситуация сложнее, поскольку успешность применения любой стратегии зависит от большого числа факторов, и не все они благоприятствуют кооперативному поведению.

     Важным  оказывается то, какую стратегию  использует оппонент. В том случае, когда обе стороны применяют соперничающую стратегию, переговоры заходят в тупик. Если одна сторона использует соперничающую стратегию, а другая — кооперативную, то это довольно часто приводит к взаимоприемлемому соглашению, однако более чем в 50% случаев участник с соперничающей стратегией добивается победы.

     Эффективность соперничающей стратегии повышают также и такие факторы, как  наличие единственного и лучшего  решения проблемы; беспристрастность  участника конфликта и его  способность обосновать использование  именно соперничающей стратегии; выгодность окончательного результата скорее организации, чем отдельной личности или небольшой группе [19 cт. 19].

     Кооперативной стратегии способствуют: 1) сильная  взаимозависимость участников конфликта, и их склонность к совместной работе в дальнейшем; 2) склонность участников игнорировать различия во власти; 3) доступность  формальных процедур для осуществления  проблемно-решающего поведения; 4) концентрация внимания на решении общей проблемы, а не на защите собственного мнения; 5) оценка конфликта как незначительного, существование возможности перехода к проблемно-решающему поведению; 6) восприимчивость и непредубежденность участников конфликта [19 cт. 20].

     Стратегия уступок эффективна в тех случаях, когда хорошие отношения с  оппонентом важнее, чем результат  данного конфликта.

     Таким образом, для каждой стратегии существует класс ситуаций, в которых она  является наиболее эффективной.

     Зависимость эффективности стратегии от требований ситуации вынуждает людей приспосабливать  свое поведение к этим требованиям. Существуют разные точки зрения по поводу того, насколько сильно человек  может менять свое поведение в  конфликте (или, в другой формулировке, представляют ли стили конфликтного поведения стабильную характеристику личности).

     Выделение стратегий конфликта позволяет  за потоком отдельных действий участников различать общую линию их поведения. Однако для более полного понимания  конфронтации необходимо анализировать  процесс ее протекания.

     Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Люди, вступая в конфликт, не обязательно принимают какую-то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных цепей и т.п. К этому набору приемов для разрешения конфликтов можно добавить еще одну стратегию поведения – стратегию сотрудничества, которая в отличие от других приводит тому, что в конфликте нет побежденных, и выигрывают обе стороны [20 cт. 27].

     Конкуренция – «акула». Для такой стратегии  характерен тип поведения, который  образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип  поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко  объясняется подсознательным стремлением  оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при  которой одна сторона выходит  несомненным победителем. Эта стратегия  оказывается необходимой в том  случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок  ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения  «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.

Информация о работе Стратегии и тактики поведения личности в конфликте