Стратегии и тактики поведения личности в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание

Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….……….3
1 Конфликт. Понимание конфликта……………………………………………..……..….4
1.1 Подходы в понимании конфликта………………………………………………..4
1.2 Структура конфликта…………………………………………………………...…6
1.3 Динамика конфликта………………………………………………………………9
1.4 Виды конфликтов……………………………………………………...…………10
1.1.1 Внутриличностные конфликты……………………….…………….…….10
1.1.2. Межличностные …………………………………..………………………13
1.1.3 Групповые конфликты…………………………………………………….16
2 Стратегии и тактики поведения личности в конфликте……………………………...18
2.1 Исследование конфликтного поведения………………………………………..18
2.2 Типовые стратегии и тактики поведения личности в конфликте…………….21
2.3 Стратегии конфликтного поведения в профессиональной сфере…………….30
Заключение…………………………………………………………………..……………37
Список использованных источников…………………………………………….……..39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Климчук.docx

— 93.11 Кб (Скачать документ)
gn="justify">     в) межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;

     г) отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;

     д) затрагивают интересы окружения.

     Групповой конфликт – противоборство, в котором  хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой [9].

     Сферы проявления межличностных конфликтов: экономические, политические, идеологические, социальные (национальные, этнические, религиозные, межнациональные, организационные (социально-трудовые)), экологические, демографические, конфликты культуры и духовных ценностей, деловые, эмоциональные (пример столкновение в очереди, в транспорте, когда есть одна заведенная личность), финансовые, торговые, бытовые, семейные;

     Управление  конфликтом это деятельность по обеспечению  развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей  минимизации конфликта и его  разрешения.

     Факторы управляемости конфликта (по Р. Дарендорфу и М. Дойчу):

     а) признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;

     б) направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;

     в) организация конфликтных групп с целью манифестации конфликта;

     г) согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними [9].

     Внешняя форма предупреждения конфликта: нейтрализация  действий комплекса детерминирующих  конфликтов как вынужденная профилактика; эффективное управление социальной системой как превентивная (стратегическая) форма предупреждения конфликта- таблица 2 – Конфликт. Формы профилактических действий. 
 

Таблица 2 - Конфликт. Формы профилактических действий.

     
Тип конфликта      Форма профилактических действий
Сфера внутригрупповых интересов      Анализ  взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и  т. п.). Знание и анализ ранних симптомов  скрытого конфликта (актуализация ложных интересов, потребностей конфликтующей  личности, критические высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение  коммуникаций с конфликтующей личностью). Преодоление нарушения групповых  норм, высокомерия.
Межгрупповое  взаимодействие      На  основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта  предпринять меры по их нейтрализации; активная работа с лидерами с целью  обмена информацией о потенциальных  соперниках; использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зреющего конфликта

     Регулирование конфликта – это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия [9].

     Регулирование конфликта начинается с признания  его реальности. Легитимация конфликта  становится фактом выведения конфликта  из скрытой, латентной формы в  проявленное взаимодействие, у которого могут и должны быть все структурные  элементы противостояния.

     Основные  технологии на этом этапе – структурирование групп и институциализация конфликта. На этой стадии регулирование состоит в том, чтобы выработать общие нормы конфликтного взаимодействия, определить институты или конкретных носителей этих норм. Кроме того, используют технологий смягчения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений.

     Выбор средств регулирования:

     а) использование силы;

     б) посредничество;

     в) прямые переговоры.

     1.4.3. Групповые конфликты

     В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа»  и «группа-группа».

     Конфликты между личностью и группой  возникают в среде групповых  взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует  учитывать в управлении этими  конфликтами.

     Первая  особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым в групповых.

     Вторая  особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как позиция, статус, внутренняя установка, роль, групповые нормы. Причины возникающих между личностью и группой конфликтов связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки в связи с нарушением групповых норм).

     Третья  особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д. [10 ст. 63].

     При анализе конфликтов между личностью  и группой важно учитывать  их многообразие – таблица 3- Классификация конфликтов типа «личность-группа» по С.М. Емельянову

Таблица 3 - Классификация конфликтов типа «личность-группа» по С.М. Емельянову

     
     Вариант конфликта      Возможные причины
     Руководитель  коллектив       Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный  претендент на эту должность). Стиль  управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров 
     Рядовой член коллектива коллектив       Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки  статусу 
     Лидер группа (микрогруппа)      Низкая  профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания
 

     Межгрупповыми, по Н.В. Гришиной, принято называть взаимодействия как между собственной группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, а также  любые ситуации, в которых участники  общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп [11ст. 30].

     В межгрупповом конфликте противоборствующими  сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых  мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов- таблица 4 - Классификация межгрупповых конфликтов.

Таблица 4-Классификация межгрупповых конфликтов

     
     Вариант конфликта      Возможные причины
Руководство организации персонал Неудовлетворительные  коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата и т. п.
Администрация профсоюзы  Нарушение трудового  законодательства со стороны администрации; неудовлетворительные условия труда; низкая заработная плата и т.п.
Между подразделениями внутри организации  Взаимная зависимость  по выполняемым задачам; распределение  ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка.
Конфликт  между организациями  Нарушение договорных обязательств; борьба за ресурсы, сферы  влияния, рынки сбыта и т.п.
Между микрогруппами внутри коллектива Противоположность интересов, ценностей, целей; амбиции  лидеров.
 
 
 

     2 Стратегии и тактики поведения личности в конфликте

     2.1 Исследование конфликтного поведения 

     Конфликт  играл и играет важную роль в жизни  общества и в жизнедеятельности  организации. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов - тема, которая  привлекает внимание многих ученых. В  психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический  и эмпирический материал, накопленный  за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических  платформ. Можно условно выделить 2 этапа в истории изучения конфликта: начала XX века- 50-е гг.; конец 50-х гг. - настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых  психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный  объект исследования, а рассматривался как составная часть более  широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к  нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования [12 cт. 34].

     На  рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес  психологов обращен непосредственно  к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта

     Среди направлений зарубежных психологических  исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются :

     - психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

     - социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле  и др.);

     - этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

     - теория групповой динамики (К.  Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

     - фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

     - поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);

     - социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

     - интеракционистское (Д. Мид, Т.  Шибутани, Д. Шпигель).

     - теория структурного баланса (Ф. Хайдер) [12 cт. 89].

     В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

     - теоретико-игровое (М. Дойч);

     - теория организационных систем (Р.  Блейк, Дж. Мутон);

     - теория и практика переговорного  процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р.  Фишер, У. Юри).

     Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной  схемы взаимодействия в конфликтной  ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа "дилемма узника". Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное [13].

     В системном виде данный подход выражен  в работах американского социального  психолога М. Дойча. Его концепция  представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода  к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость  целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто  относят к мотивационной концепции [14 cт. 19].

     Сторонники  теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться  как конструктивным путем, так и  деструктивным. Продуктивным считается  конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

     В нашей стране условно можно выделить три периода в исследовании конфликта . Первый период с 30-х до середины 70-х годов психологическим исследованиям конфликта были присущи разрозненность, фрагментарность, прикладной характер. Отсутствовали работы обобщающего характера, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта.

     Во  второй половине 70-х годов (второй период) появляются работы, в которых предприняты  попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х  годов сформировалось несколько  подходов к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный [14 cт. 21].

     На  рубеже 80-х - 90-х годов (третий период) - на основе уже имеющихся разработок методологического и общетеоретического характера начинается интенсивное  изучение конфликтов в различных  сферах деятельности: конфликты в  трудовых и научно-исследовательских  коллективах, спорте, педагогической деятельности, воинских коллективах.

Информация о работе Стратегии и тактики поведения личности в конфликте