Стили руководства и управления: Авторитарный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:02, реферат

Описание

Независимо от того, решили ли Вы открыть свое дело самостоятельно или развиваете его с партнерами, Вам понадобятся помощники. Эти помощники должны стать Вашей командой, успех которой во многом определяется тем, как Вы будете ею руководить.
Пока компания маленькая и только растет, многие предприниматели не считают вопрос управления сотрудниками важным и фокусируются на росте продаж и увеличении прибыли. Но все мы хорошо знаем, что детьми нужно заниматься с малых лет: ребенка, предоставленного самому себе, сложно приучить к порядку.
Выбор стиля руководства

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 27.85 Кб (Скачать документ)

Астраханский  Государственный Технический Университет 

РЕФЕРАТ

«Стили руководства  и управления: Авторитарный» 
 
 

ВЫПОЛНИЛ  СТ-Т ДИБС-11:АХМАТОВ  НАЗИР

ПРОВЕРИЛ  СТ. ПРЕПОДОВАТЕЛЬ  КАФЕДРЫ СиП: КИРЕЕВА И.Е. 
 
 
 
 
 

Астрахань 

Независимо от того, решили ли Вы открыть свое дело самостоятельно или развиваете его  с партнерами, Вам понадобятся  помощники. Эти помощники должны стать Вашей командой, успех которой  во многом определяется тем, как Вы будете ею руководить.

Пока компания маленькая и только растет, многие предприниматели не считают вопрос управления сотрудниками важным и фокусируются на росте продаж и увеличении прибыли. Но все мы хорошо знаем, что детьми нужно заниматься с малых лет: ребенка, предоставленного самому себе, сложно приучить к порядку.

Выбор стиля  руководства

Большинство предпринимателей вместо того, чтобы начать вырабатывать свой стиль руководства, следует  тому способу управления, который  они чаще всего видели и который  в их представлении работает.

Так, метод кнута  оказывается чрезвычайно живучим  в российских компаниях. Сразу вспоминаются римские центурионы, которые организовывали легионеров палкой из виноградной лозы. В мирное время такой менеджмент вряд ли оправдан.

Стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

Авторитарный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Жесткая иерархия, жесткие правила, четко и конкретно установленные рамки и границы для каждого сотрудника - это одни из основных признаков авторитарного управления компанией. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников

Где может быть эффективен авторитарный стиль управления?

В России всегда ценились сильные руководители. О  том, эффективен ли жесткий стиль  управления, рассказали наши эксперты. 
 
ЮЛИЯ САДОВСКАЯ, РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА КАДРОВОГО ЦЕНТРА "ЮНИТИ":  
 
Авторитарный стиль руководства - это четко прописанные внутренние правила в компании. Каждый сотрудник отвечает за свой участок, прекрасно знает, что и когда он должен делать. При этом руководитель контролирует ход выполнения работ.  
 
 
У авторитарного стиля целый ряд плюсов. Во-первых, контроль качества выпускаемой продукции и, как следствие, рост этого самого качества. Во-вторых, в компании с авторитарным руководителем во главе всегда полный порядок с документами и зарплатами. Работодатель чаще всего сдерживает свои обещания перед работником. В коллективе реже случаются конфликты. Сотрудники такой компании четко понимают свою роль, редко перерабатывают, поскольку авторитарный стиль подразумевает дробление рабочих функций в коллективе.  
 
С точки зрения эффективности бизнеса плюсы заключаются в соблюдении договоренностей с партнерами. Кроме того, сроки выполнения работ почти не срываются, качество продукции находится примерно на одном и том же уровне. А все потому, что за этим наблюдает начальник, придерживающийся авторитарного стиля руководства.  
 
НАТАЛЬЯ ТОЧИЛКИНА, БИЗНЕС-ТРЕНЕР, РЕКТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО КОУЧИНГА И ЛИДЕРСТВА:  
 
l - Авторитарный стиль управления эффективен далеко не всегда, больше того, сотрудники, постоянно работающие с властным начальником, чаще увольняются и испытывают стрессы на службе. Постоянный контроль давит на психику и сказывается на качестве работы. Когда вы изо дня в день боитесь совершить ошибку, вероятность ее, как ни странно, возрастает.  
 
В компаниях с авторитарным стилем управления сотрудники медленнее прогрессируют или не прогрессируют вовсе. Это происходит из-за жесткого распределения обязанностей. Человек выполняет роль винтика в отлаженном механизме и превратиться в какую-нибудь важную шестеренку шансов почти не имеет.  
 
Авторитарный руководитель очень часто, сам того не желая, способствует текучке кадров. Не каждый сотрудник в состоянии выдержать тотальный контроль со стороны начальства. Далеко не все могут хорошо и долго работать, понимая, что никаких карьерных перспектив у них нет. Поэтому срок работы в компании с авторитарным стилем управления зачастую составляет год, максимум полтора. От этого может пострадать и имидж компании на рынке - в интернете существуют черные списки фирм с жесткими руководителями. Туда с опаской приходят хорошие специалисты.  
 
Авторитаризм в управлении организацией в большинстве случаев отсекает наиболее креативные кадры. Люди, которые могут придумывать и внедрять новые технологии и методики, не востребованы в таких компаниях. Там ценятся совсем другие качества.  
 
Где уместна тирания ? 
 
"Труд" выяснил, в каких сферах жизни и бизнеса авторитарный стиль управления эффективен.  
 
Промышленность(любая отрасль)  
 
На любом промышленном предприятии требуется жесткий постоянный контроль за качеством продукции, технологией производства, соблюдением техники безопасности, выполнением сроков поставки. Обеспечить все это может только сильная рука во главе организации.  
 
Отчасти поэтому во главе большинства предприятий стоят люди, прошедшие еще советскую школу управления.  
 
Театр  
 
Казалось бы, что в актерской среде авторитаризму делать нечего. На самом деле это не так. Во главе всех успешных театров в нашей стране стоят люди, исповедующие принципы авторитарного управления в работе. Театр должен иметь четкую и понятную структуру, а главный режиссер должен вмешиваться в творческий процесс. Так было в "Ленкоме", Театре имени Маяковского при Гончарове, в "Таганке" при Юрии Любимове.  
 
Радио  
 
Радиостанции сегодня все чаще объединяются в медиагруппы. Таким образом они получают возможность работать с различной аудиторией от высоколобых профессоров до подростков или восторженных домохозяек. При этом все радиостанции, входящие в группу, должны придерживаться общей политики и не отнимать друг у друга хлеб. Поэтому руководители таких медиа-групп, как, например, RMG ("Русское радио", радио "Монте-Карло" и др.), предпочитают жесткий, авторитарный стиль управления.  
 
Архитектура  
 
В любом крупном архитектурном бюро мира руководители применяют авторитарный стиль управления. Между сотрудниками четко делятся обязанности, распределяется ответственность, а шеф постоянно контролирует выполнение всех работ. Любой проект, реализуемый мастерской, может прославить или ославить ее руководителя.  

Помимо стиля  руководства важно найти подход к каждому сотруднику компании. Так, диктаторский стиль неприемлим для работы с людьми творческими и независимыми: отдавая им приказы, которые не обсуждаются, Вы лишаете их вдохновения и энтузиазма.

В компании всегда есть и те, кому нужна не свобода  для принятия решения, а четкие указания. Хороший исполнитель будет плохо  работать, если задача не ясна, а сроки  не обозначены.

Оптимальный стиль  работы с каждым сотрудником приходит с пониманием его ценности для  бизнеса. Ведь именно признание, а не деньги или должность, является наилучшей  мотивацией. Возможно, именно это имел в виду Лао-Цзы, говоря: "Чтобы  вести людей за собой, иди за ними".

       

Стиль управления как основа взаимодействия руководителя и подчиненных

Стиль управления — это совокупность приемов, которые  использует руководитель по отношению  к своим подчиненным. Эффективность  того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения  существующей в данный момент времени  задачи.

Менеджмент и  практическая психология свидетельствуют, что для подавляющего большинства  подчиненных при получении приказа  от менеджера огромное значение имеют  такие факторы, как тон, манера поведения  руководителя, конкретные слова, в которые  облечены инструкции и т.д. Очень  важно и то, учитывает или же наоборот, игнорирует менеджер мнения персонала, подбирает ли для них  роли, соответствующие профессиональному  потенциалу каждого конкретного  человека.

Из этих черт и складывается конкретный стиль  руководства. Как правило, он обусловлен уровнем общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и системой ценностей руководителя, а также  его темпераментом – т.е., всем тем, что определяет содержание его  личности.

Авторитарный  стиль

При авторитарном стиле управления руководитель пользуется в основном собственным опытом, апеллируя  лишь к собственным знаниям, при  этом полностью или частично игнорируя  мнение подчиненных и их личные цели и интересы. Здесь чаще всего работает старый принцип "кнута и пряника": выполнение работы обеспечивается путем  исключительно взысканий или, наоборот, вознаграждений. Авторитарный руководитель не старается разъяснить сотрудникам  те выгоды, какие ожидают компанию, а также их самих, в случае выполнения ими своих обязанностей. Однако не следует думать, что авторитарный стиль по природе своей порочен  и не может быть использован с  выгодой для компании или тех  ее подразделений, где он применяется. На начальном этапе формирования организации, когда у работников отсутствуют необходимые навыки и отчетливое видение целей организации, он может оказаться весьма полезным. Впрочем, этой ситуацией практически  и должно быть ограничено применение авторитарного стиля. Его основной недостаток заключается в том, что  он способствует уменьшению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический  климат, приводит к текучести кадров. Хрестоматийным для менеджмента  является пример компании Генри Форда. Распространяемое в ней руководством представление о сотруднике как о "винтике машины", который всегда можно заменить на другой, в 20-х ХХ века привело к невероятной текучести кадров и падению уровня профессионализма персонала.

У авторитарного  стиля управления есть два основных подвида: бюрократический и патерналистский. Основой бюрократического стиля  является жесткая административная иерархия. Функции работников четко  распределены и закреплены за каждым из них. Подчиненные не вовлечены  в процессы выработки и принятия решений, между тем их действия контролируются от и до. Ответственность за невыполнение тех или иных задач – строго индивидуальная, контакты с подчиненными, как правило, формализованы и  ограничены только служебными вопросами.

При патерналистском  стиле четко выражена иерархичность  отношений, начальник предстает  хозяином, в одиночку принимающим  решения. Его указания подчиненные  не имеют права ни проигнорировать, ни даже обсудить. Весьма часто смысл  этих решений вовсе остается непонятым. Выполнение приказов руководителя строго контролируется; в зависимости от результатов труда сотрудники либо получают поощрение, либо подвергаются взысканию. Игнорирование личных качеств  и служебных навыков отдельных  сотрудников идет рука об руку с  представлением о полной взаимозаменяемости членов команды. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки. Лидер патерналистского стиля рассматривает всех работающих в отделе или компании сотрудников как одну семью. Сам он играет роль "отца", а остальные – роль детей, послушных или неразумных. Именно поэтому предусматривается коллективная ответственность за провалы. Более того, даже внеслужебные проблемы подчиненных (вплоть до перипетий личной жизни каждого из них) являются предметом заботы менеджера.

Любопытно, что  авторитарный стиль управления большинство  специалистов считает если не "вымирающим", то очень сильно потерявшим свои позиции. В США, к примеру, он применялся повсеместно  в первой половине ХХ века, а теперь практически сошел на нет в большинстве компаний, особенно крупных. Примечательно, что этот стиль весьма часто связан с формой правления государства и степенью его демократичности. Так, в странах, где традиционно сильны социалистические партии (Италия, Испания, например) преобладает лидерство патерналистского типа. Примерами организаций с таким управлением могут служить итальянское подразделение компании Parmalat, Signoria di Firenza и многие другие. Очень живуч этот стиль в государственных организациях. Так, крупнейшая энергетическая компания Италии – ENEL, на 65% принадлежащая государству, в настоящее время пытается выстоять в борьбе с французской монополией EdF, старающейся приобрести блокирующий пакет второго по величине производителя электроэнергии в Италии – Montedison. В числе причин низкой жизнеспособности этих итальянских компаний не в последнюю очередь называются авторитарные методы управления ими, за счет которых решения почти полностью зависят от политической конъюнктуры в стране и воли правящей партии, а не от экономической целесообразности. Помимо всего сказанного, авторитарные методы управления часто оказываются вуалью, скрывающей недобросовестность работников компании и способствуют сращиванию капитала с бюрократическим аппаратом государственных организаций, как то имело место в случае с Parmalat. 
 

1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений. 
 
Положительные моменты: 
 

не требует  особых материальных затрат:

позволяет быстрее  наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.

 
 
Отрицательные моменты: 
 

подавляет инициативу;

требует громоздкой системы контроля за работой персонала;

повышает степень  бюрократизма.

 
 
В результате снижается удовлетворенность  сотрудников своей деятельностью  и повышается их зависимость от руководителя. Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному  снижению степени эффективности  работы предприятия. Был характерен для нашей страны в период социализма.

 

Информация о работе Стили руководства и управления: Авторитарный