Социофакторы и этика в отношениях менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:57, реферат

Описание

ЭТИКА - это наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Этика считается одной из древнейших наук, которая возникла как составная часть философии еще в период рабовладельческого общества. По мнению греческого философа Аристотеля этика помогает познать, что следует делать, а от чего следует воздержаться.

Содержание

Сущность понятий этика, этикет, мораль и социальная ответственность в современном менеджменте.
Проблемы этики в современном менеджменте.
Этика делового общения.
Механизм внедрения этических норм.

Работа состоит из  1 файл

4 тема.Социофакторы и этика.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

Тема 5. Социофакторы и этика в отношениях менеджмента

  1. Сущность понятий этика, этикет, мораль и социальная ответственность в современном менеджменте.
  2. Проблемы этики в современном менеджменте.
  3. Этика делового общения.
  4. Механизм внедрения этических норм.
  5. Вопрос

ЭТИКА - это наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Этика считается  одной из древнейших наук, которая  возникла как составная часть  философии еще в период рабовладельческого общества. По мнению греческого философа Аристотеля этика помогает познать, что следует делать, а от чего следует воздержаться.

Один из специалистов в области этики С.Ф. Анисимов, реанимируя взгляды И. Канта, писал, что этика - это наука о правильном (и не правильном) поведении.

Этика - наука  о морали (нравственности). К. Гельвеции писал: «Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки -счастье наибольшего числа людей».

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», означавшего обычай, нрав, характер, устойчивость какого-либо явления. В IV веке до новой эры греческий философ Аристотель ввел этот термин в обиход и изложил свои мысли в «Никомаховой этике», которая и по сей день остается одной из лучших систематизации этики, ставшей по существу нормативной наукой (областью знания, интеллектуальной традицией), редкой по своей устойчивости на протяжении более чем двух тысячелетий. Этику называют практической философией, поскольку ее цель - не только знания, но и конкретные поступки.

Три века спустя после Аристотеля римский мыслитель  и оратор Цицерон употребил латинский термин «моралис», который стал аналогом греческой этики. Синонимом этих слов в русском языке стало понятие нравственности.

По сути, этика  выражает меру способности человека к самоограничению, сдержанности, обузданию эгоистических устремлений для гармонизации личных и общественных интересов. Причем это происходит не только из благородных побуждений, добропорядочности и великодушия: потребность в такой гармонизации диктуется самим человеческим обществом.

Этика охватывает совокупность моральных  качеств человека (правдивость, честность, доброту) и совокупность моральных норм общества (правила, требования, заповеди), проявляющихся в отношениях между людьми.

Этика - это философия  убеждения, философия доброй воли, а не только доброго действия. Выдающийся философ И. Кант создал этическую систему, в основе которой лежат две основные идеи - безусловной самоценности человеческой личности и долга. Сформулированный им нравственный закон гласит: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Другая формула того же самого нравственного императива гласит: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Как отмечал  известный русский теоретик-социолог П.А. Кропоткин, природа может быть названа первым учителем этики, источником нравственного начала в человеке. Зародившаяся в ходе эволюции у животных внутривидовая взаимопомощь помогала им в борьбе за существование. Из практики взаимосвязи и солидарной деятельности людей утвердился «закон взаимопомощи» как общественный инстинкт -первый исходный принцип нравственности, на основе которого стали развиваться такие нравственные качества, как уважение к соплеменникам, сострадание, чувство долга и даже самопожертвование.

С понятием этики очень тесно связано и такое понятие, как этикет.

ЭТИКЕТ - это свод правил, которые определяют формы поведения людей; правила учтивости и обхождения, принятые в каком-либо обществе. Это своего рода соглашения между людьми о том, что принято и что не принято в обществе, что правильно и неправильно. Это форма общественного контроля за поведением каждого человека. Нарушение этих норм вызывает те или иные санкции общества по отношению к личности.

Этикет - это один из важных элементов личностной культуры. Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное, корректное отношение человека к окружающим его людям. Они утверждают человечность, гуманность как одну из высших ценностей всего уклада общественной жизни. Основные принципы этикета - вежливость и тактичность.

Этичное ведение бизнеса немыслимо без  четкого соблюдения делового этикета. Деловой этикет - это общепринятый порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Мораль — форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

Знание этикета (совокупности правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям) и следование его предписаниям может на какое-то время ввести в заблуждение относительно моральных установок и ценностей человека, которыми он руководствуется, но деловая сфера, в которой люди решают проблемы обеспечения своих самых насущных потребностей, способствует быстрому раскрытию истинного лица.

Этическая дилемма возникает в ситуации, когда каждая альтернатива или форма поведения является нежелательной, поскольку может иметь негативные последствия. В данном случае бывает довольно сложно определить правильность или ошибочность действий.

Сотрудники  организаций часто сталкиваются с ситуацией этической дилеммы, когда ни одно из решений не является безукоризненным с нравственной точки зрения, и наличие и выполнение этических норм и правил позволяет  принимать решения, соответствующие  ценностям организации.

До  средины ХХ в. подход менеджеров к  взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:

-   «что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества»;

-   «дело бизнеса – бизнес»;

-   надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).

Однако с  началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений  порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд  ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д. Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм по следующим направлениям: технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды); процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости); поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины); прибыль (утаивание, распределение); доступ к ресурсам; управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).

В то же время  фирма – «генератор богатства» общества, так как генерирует товары и покупательную способность для их приобретения; поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост. Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.

Анализ  корпоративной стратегии отношений  с обществом должен охватывать три основных направления: анализ целей, анализ ограничений, анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма. Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать основные группы, действующие в «поле» фирмы и их интересы: общество в целом, местная община, держатели акций, кредиторы, потребители, менеджеры, работники наемного труда. Интересы групп, действующих в «поле сил» фирмы, могут быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными, поэтому необходим анализ возможных коалиций и выбор предпочтительной стратегии.

Таким образом, можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в коммерческо-социально-политическую стратегию. Соответственно фирмам и их руководителям необходимо:

- осуществлять идеологическую переориентацию на действия в социальной среде;

- расширять систему информации на социально-политическую область;

- учиться понимать политические процессы и политическое поведение;

- создавать инфраструктуру для политических действий;

- учитывать социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений;

-  соответствующим образом отражать все это в структуре управления фирмой.

На рис.1.1 представлены приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности

Рис.1.1. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности

Социальная роль – это способ поведения, который соответствует принятым в сообществе людей нормам, выражающимся в ожиданиях окружения. Социальная роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания – то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создает систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций – наказаний за отклонение от ролевых ожиданий.

Ответственный подход менеджера к своему делу состоит  в формировании наиболее благоприятных  условий для долговременного  экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм. Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя в равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и в лучшем случае ведет к их свертыванию.

Позиция менеджеров играет большую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться этические и коммерческие (деловые) стандарты поведения. В процессе управления менеджер должен учитывать четыре основных аргумента, которые могут привести к неправильному поведению.

1. Уверенность в том, что данная деятельность не выходит за границы этических и юридических норм.

2. Уверенность в соответствии данной деятельности интересам индивида или организации и в том, что от индивида ожидают именно подобных действий.

3. Уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», поскольку никогда не будет разоблачена.

4. Уверенность в том, что если данная деятельность помогает организации, то организация отнесется к менеджеру снисходительно и даже благожелательно, защитит человека, который занимается такой деятельностью.

Руководство несет  ответственность за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации. Поскольку эта граница (предел) в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть четко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу.

Всеобщая  корпоративная социальная ответственность  перед обществом как система  норм поведения организации в обществе может подразделяться на четыре сферы, или аспекта: на экономическую, юридическую, этическую и дискреционную (рис. 1.2.).

 

Экономическая

Юридическая

Этическая

Дискреционная

ответствен-

ответствен-

ответствен-

ответствен-

Ность

ность

ность

ность

Быть

Подчиняться

Быть этичной.

Вносить вклад

Прибыльной

Закону

Делать то,

в развитие

   

что правильно,

общества и

   

и не причинять

повышение

   

Ущерба

качества жизни

Информация о работе Социофакторы и этика в отношениях менеджмента