Социально-психологические аспекты построения имиджа делового человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:16, контрольная работа

Описание

Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения социально- психологических аспектов имиджа как фактора процесса становления личности делового человека. Объектом выступает имидж делового человека. Предметом исследования является процесс становления личности современного делового человека.

Содержание

1.Введение
2.Имидж личности
3.Модель поведения
4.Этикет
5.Психологическая концепция имиджа
6.Имиджелогия
7.Функции имиджа
8.Взаимосвязь имиджа и стиля человека
9.Этический кодекс делового человека
10.Деловая репутация
11.Заключение
12.Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

этика.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине  «Деловая этика» 
 
 
 

Тема: «Социально-психологические  аспекты построения имиджа делового человека». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                                   

                                                                                             
 

Проверила:                                                                      
 
 
 
 

      Тверь 2011 г. 
 
 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

1.Введение

2.Имидж личности

3.Модель поведения

4.Этикет

5.Психологическая концепция имиджа

6.Имиджелогия

7.Функции имиджа

8.Взаимосвязь имиджа и стиля человека

9.Этический кодекс делового человека

10.Деловая репутация

11.Заключение

12.Используемая литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Введение 

      За  последнее время интерес к  научным изысканиям в деловой имиджелогии резко возрос, прослеживается формирование целостной концепции делового имиджа. Это подтверждает актуальность проблемы и обозначило тему исследования.

      Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения социально- психологических аспектов имиджа как фактора процесса становления личности делового человека. Объектом выступает имидж делового человека. Предметом исследования является процесс становления личности современного делового человека.

      Исходя  из цели исследования ставятся следующие задачи: изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования; обосновать необходимость изучения имиджа делового человека в теоретическом и прикладном аспектах; выявить взаимосвязь влияния имиджа на процесс становления личности.  

      2.Имидж личности 

      В лексиконе отечественной психологии активно внедряются иноязычные термины: креативность, менеджмент, тренинг, маркетинг  и многие другие, в том числе  имидж (англ. image, от лат. imago - "образ", "вид"). Но это не просто новые слова, а понятия, концепции, которые необходимо соотносить с устоявшимся понятийным строем российской психологии.

      Обретение привлекательного имиджа не самоцель, однако овладение им – весьма серьезная  личностная и профессиональная задача. Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.

      Имидж обладает следующими свойствами:

      - имидж – сознательное явление,  он не существует только на  уровне отдельного человека, т.е.  объект должен быть известен  какой- либо группе людей (партнеров, клиентов, потребителей и т.п.);

      - благоприятный имидж должен иметь  точный адрес, вызывать к себе  интерес, привлекать определенные  группы партнеров;

      - имидж активен по своей сути. Он способен воздействовать на  сознание, эмоции, деятельность как  отдельных людей, так и целых групп;

      - имидж динамичен, он не является чем- то однажды заданным, сформированным; его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом себе;

      - имидж должен быть пластичным, оперативно изменяться, откликаясь на экономические, психологические, социальные условия;

      - имидж должен быть правдоподобным (соответствовать тому, что есть  на самом деле или производить  такое впечатление), в противном  случае имиджу не верят, и  он не достигает поставленной  цели. 

      3.Модель поведения 

      Во  многих случаях имидж – это  результат умения ориентироваться  в конкретной ситуации, правильного  выбора модели поведения.

      Модель  поведения - целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа. Модель воспринимается как единое целое. Например, авторитарное поведение включает безапелляционность суждений, категоричный тон, характерную жестикуляцию.

      Выбор модели поведения – это воспроизводство таких вариантов поведения, которые при повседневном общении помогают личности стать привлекательной.

      Для оптимальной модели поведения характерны следующие черты:

      - нравственная безупречность (при  всей склонности к субъективному  переживанию морали в обществе  существуют общепринятые подходы  к объяснению таких понятий, как честность, справедливость и совесть);

      - учет конкретной ситуации, в которой  личность действует или оказалась  по стечению обстоятельств;

      - цель, которую ставит перед собой  личность;

      - самокритичная оценка существенных  возможностей использования конкретной модели поведения.

      Следование  выбранной модели поведения не предполагает стереотипных действий, отсутствия в  них темперамента, своеобразия мышления, привычек. В повседневной жизни модели поведения у разных людей воплощаются по разному. Но среди множество моделей имеются такие, которые становятся предметом специального изучения. В первую очередь, это этикетные модели (этикет). 

      4.Этикет 

      Взаимодействие  людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях издавна  регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета.

      Этикет  – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду). Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный.

      Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими  служебных обязанностей. Хорошее знание и выполнение норм этикета – одна из составляющих привлекательного имиджа.

      Необходимость психологических исследований имиджа на современном этапе развития науки обусловлена сущностными противоречиями между бурно развивающейся социальной практикой функционирования имиджей в различных сферах социальной жизни и необходимостью ее теоретического осмысления. На смену командно-административным методам управления приходят методы, основанные на убеждении и иных средствах социально-психологического воздействия.

          Среди этих средств важное место занимает имидж руководителя, специалиста, государственного служащего. Являясь одним из мощных средств психологического влияния, имидж одновременно с этим выполняет и функцию самовыражения, самопроявления отображаемого в нем субъекта, а также тесно связанные с ней функции самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Осуществляя продуктивную деятельность по созданию своего имиджа, человек не только демонстрирует своему социальному окружению свои наиболее привлекательные индивидные, личностные и профессионально-деятельностные качества, но и учится видеть себя «со стороны», осознавать свои слабости и недостатки, соотносить свои объективные характеристики с эталонным образом индивида, личности, профессионала.

      В последние годы понятие имиджа прочно вошло в оборот в периодической  печати, телевидении, рекламе, проникло в бытовую речь. Как правило, имидж воспринимается людьми как некоторая ценность, ассоциируясь с успешностью той или иной деятельности, индивидуальной или коллективной. Осознание ценности хорошего имиджа оформляется в социальный заказ, ответом на него становится стремительное развитие имиджмейкинга - профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа. 

      5.Психологическая концепция имиджа 

      Разработка  целостной концепции имиджа как  личностного феномена вызывает необходимость  составить объективное представление о состоянии проблематики имиджа в целом. Решение этой задачи целесообразно начать с рассмотрения идейных истоков и предпосылок этой концепции, причем искать их следует не только в истории социально-психологической науки, но во всем комплексе наук о человеке, с учетом социальной практики.

      Из  сказанного вытекает необходимость  аналитико-синтетического подхода  к исследованию состояния проблематики имиджа. Суть этого подхода видится в том, чтобы сначала путем анализа выявить в различных областях знания о человеке такие подходы, аспекты, идеи, понятия, которые могут послужить «кирпичиками» при построении научной концепции имиджа, а затем синтезировать их в некое концептуальное единство, некую «теорию среднего уровня», которая послужит фундаментом для построения научной концепции имиджа. Ведь, по мысли Л. Выготского, «теория среднего уровня», необходима именно для того, чтобы органично соединить воедино, с одной стороны, положения, выработанные на уровне философского мировоззрения, а с другой стороны, - «факты и концептуальные схемы, содержащиеся в различных психологических теориях». Чтобы создать такую теорию, необходимо, как показал Л.С.Выготский, развести, с одной стороны, «объяснительный принцип», выводящий науку «за ее собственные пределы, в более широкие сферы знания», с другой стороны, предмет исследования.

      В рамках данной работы в качестве предмета исследования выступает имидж как  феномен интерсубъектного взаимодействия, а в качестве объяснительного  принципа - разрабатываемая на философско- мировоззренческом уровне концепция образа субъекта как образа человека, взятого в его субъектном измерении.. Это означает, во-первых, то, что человек-прообраз, представленный в этом образе, воспринимается не как пассивный, неизменный в своих основных качествах объект, а как источник деятельности, преобразующей как окружающий мир объектов и культуры в целом, так и самое себя, направленный на самосовершенствование. Во-вторых, говоря об образе субъекта, а не просто об образе человека, подразумевается, что активность человека-прообраза распространяется и на сам этот образ, что человек является не только субъектом деятельности вообще, но субъектом данного собственного образа, активно и осознанно его строит, создает, с учетом восприятия других людей и целей своей деятельности. В-третьих, само восприятие образа субъекта существенно отличается от восприятия образа объекта, даже если в качестве такого объекта выступает человек. При восприятии образа субъекта возникают такие отношения между воспринимающим субъектом и субъектом-прообразом, которых не бывает, когда прообразом является объект.

      Необходимо  отметить, что в основе предшествующих античных подходов к исследованию образа субъекта лежали два известных классических направления философии: от Платона  и от Аристотеля. Со стороны представителей психологической науки усиливается интерес к такому явлению, как имидж, о чем свидетельствует резкое увеличение в последние годы числа научных публикаций на темы, связанные с имиджем, либо затрагивающих те или иные его стороны и аспекты. Между тем, целостная психологическая концепция имиджа в настоящее время пока не создана. Среди зарубежных авторов, занимающихся исследованиями и практическими разработками в области формирования имиджа личности, следует назвать таких специалистов, как П. Берд, С.Блэк, Ф. Буари, П. Вейл, Т.Д. Сван, М. Спиллейн, Р. Хофф, П. Чисхольм, Б. Швальбе и др. Среди отечественных исследований это работы, выявляющие роль и значение имиджа в различных сферах социальных жизни (Е.Н.Богданов, А.В. Гармонова, В.Г. Зазыкин, З.М. Зотова, Е.В. Егорова, А.Ю. Панасюк, Ю.В. Синягин и др.), направленные на изучение принципов, механизмов и технологий формирования имиджа политика (Е.В. Аверин, И.Н. Гомеров, О.И. Гордеева, Н.А. Гульбинский, П.С. Гуревич, И.Г. Дубов, О.В. Иванникова, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почеппов, Н.А. Сорокина, О.Н. Феофанов, РФ. Фурс, Е.Б. Шестопал и др.), бизнесмена (Е.А. Блажнов, В.А. Иванченко, Р.Л. Кричевский, Ф.А. Кузин, В.М. Шепель и др.), государственного служащего (В.В. Дашевский, Л.В. Льдова, Н.А. Орлова и др.), учителя (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.). 

      6.Имиджелогия 

        Проблемой имиджа и технологий  его реализации занимается научно-прикладная  отрасль человековедения под  названием имиджелогия. Она создана  у нас в стране, хотя некоторые авторы публикаций по имиджелогии стыдливо замалчивают этот факт, не придают должного значения русской интерпретации исходного понятия. Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся. Имиджелогия – это обращённый к каждому призыв быть обаятельным и уметь нести свет людям. Она способствует внешнему проявлению глубинной потребности человека быть достойной личностью.

      Имиджелогия – это мечта о благородном  облике каждого гражданина, обладать которым – непременное условие  создания демократичного и гуманного общества. Имиджелогия – это теоретическое отражение специфики российского менталитета, в котором огромная роль принадлежит душевному складу людей. Россияне человеколюбивы. Не случайно в Своде законов Российской империи 1897 года в качестве духовных ценностей, составляющих главные критерии законотворчества и законопослушания, выделялись человеколюбие, усердие к общему добру, покровительство невинным и оскорблённым. Имиджелогия – это технология воздействия.

Информация о работе Социально-психологические аспекты построения имиджа делового человека