Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:06, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конфликтология"

Работа состоит из  1 файл

ПТК конфликтология1.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

2. Потребность  субъектов разрешить конфликт  и способность это осуществить.

3. Наличие  необходимых средств и ресурсов  для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических, наконец, человеческих.

В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлению. Это: стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса. Характеристика данных стилей, тактика их выбора и технология применения описаны американской исследовательницей проблем конфликтологии доктором философии Д.Г.Скотт, в ее работе «Конфликты, пути их преодоления».

Стиль конкуренции  используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.9

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект  действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.

Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.

Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.

Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой.

Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или  последней возможностью найти какое-то решение проблемы.9

 

Тема 7. Внутриличностный конфликт

 

Внутриличностный конфликт - это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего  мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

Внутриличностный конфликт, как психологический аспект личности имеет показатели, которые подразделяют на несколько групп:

1. Когнитивная сфера  - противоречивость образа - «Я»;  снижение самооценки; осознание  своего внутреннего состояния, как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

2. Эмоциональная сфера  - психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

3. Поведенческая сфера  - снижение качества и интенсивности  осуществляемой деятельности; снижение  удовлетворенности этой деятельностью;  негативный эмоциональный фон  общения.

4. Интегральные показатели - нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Условия возникновения  внутриличностного конфликта:

1. Личностные условия  - связаны с возможностью осознания  существующего противоречия:

  • актуализация сложности внутреннего мира личности;
  • сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;
  • высокий уровень развития чувств и ценностей;
  • сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.

То есть из вышесказанного становится видно, что внутриличностный конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретов или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.

2. Ситуативные условия:

  • внешние - борьба с окружающей природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;
  • внутренние - противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.

Таблица 1

Типология критических  жизненных ситуаций

 

Тип критической ситуации

Онтологическое поле

Тип активности

Внутренняя необходимость

Нормальные условия

Стресс

Витальность

Жизнедеятельность организма

«Здесь и теперь»  удовлетворение

Непосредственная данность жизненных благ

Фрустрация

Отдельное жизненное  отношение

Деятельность

Реализация 

мотива

Трудность

Конфликт

Внутренний мир

Сознание

Внутренняя согласованность

Сложность

Кризис

Жизнь как целое

Воля

Реализация жизненного замысла

Трудность и сложность


 

Таким образом, в отечественной  психологической литературе существует понятие критической ситуации, которое  определяется, как ситуация невозможности, в которой конкретный субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.). Конкретная работа с критическими жизненными ситуациями определяется ее типом: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Здесь становится понятным, что конфликт - признак довольно сложной душевной организации личности.

Таблица 2

Факторы корреляции сложности  и трудности жизненного мира личности и типов критических ситуаций, характерных для нее.

ЖИЗНЕННЫЙ МИР

ВНУТРЕННИЙ

ВНЕШНИЙ

ПРОСТОЙ

Легкий

Трудный

Инфантильный

жизненный мир

Реалистичный

жизненный мир

Стресс (= кризис)

Стресс Фрустрация (= кризис)

СЛОЖНЫЙ

Ценностный

жизненный мир

Творческий 

жизненный мир

Стресс Конфликт

(= кризис)

Стресс Фрустрация Конфликт (=Кризис)


 

Под стрессом понимается ответная реакция организма на специфическое  воздействие внешней среды, связанное  с угрозой, нарушающее адаптацию, контроль и препятствующее самоактуализации личности. Для существа легкого и  простого жизненного мира любое самое  незначительное нарушение стремления к здесь-и-теперь удовлетворению представляет собой критическую ситуацию, т.е. постановку под вопрос всего существования, так как любая самая простая частная неудовлетворенность мгновенно перерастает в психологическую катастрофу.

Следовательно, изнутри  для всякого инфантильного существа всякий стресс является кризисом. Отсюда, чем больший вес инфантильная установка имеет в психике  данного человека, чем более она  определяет его мироощущение, тем  больше вероятность, что любая ситуативная неудача или неприятность будет ощущаться как глобальный жизненный кризис. Вес инфантильной установки в жизненном мире человека определяется его психологическим возрастом, конституционально - характерологическими особенностями, текущим психофизиологическим состояниям.

В простом и трудном  мире происходит дифференциация стресса  и кризиса за счет выработки механизма  терпения надежды, назначение которого как раз и состоит в борьбе со стрессом. Но именно этот механизм делает возможным существование стресса, как особой психологической реальности: не будь терпения, мы всякий раз бы сталкивались с инфантильным кризисом. Но в этом мире фрустрация становится тождественной кризису. Это объясняется тем, что при условии неудовлетворения потребности, которая в этом мире фиксируется, как единственная, вся жизнь, подчиненная удовлетворению этой потребности, становится под угрозу, что равносильно кризису. Здесь еще нет конфликтов, так как нет сложности, борьбы мотивов, мир определяется как односоставный. Действия такого индивида, движимого конкретными импульсами, представляют собой постоянные выяснения отношений с внешним миром. Но эти отношения протекают в форме фрустрации актуальный мотив (так легко сменивший предыдущий за счет увеличения его побудительности по сравнению с прошлым) не может быть реализован.

Субъект легкого и  сложного жизненного мира, как и  предыдущий индивид, испытывает стресс как самостоятельное психическое  явление. Но этот стресс скорее всего  связан с пониманием каждого жизненного устремления или отношения как вечного и единственного (по принципу это навсегда). В условиях сложного мира такое стремление постоянно ущемляется сознательно ценностными иерархизациями жизненных отношений, которые учитывают это и то, распределяя их во времени сначала потом.

Механизмами совладания со стрессом являются:

  • снижение значимости существующего мотива («Ничего страшного»);
  • переключение на другое жизненное отношение («Свет клином не сошелся, есть и получше»);
  • терпение («Скоро пройдет, время лечит»;
  • надежда («Будет и на нашей улице праздник»).

Первые два механизма  смиряют аффекты, борясь со стрессом в данной категории жизненного мира. За их пределами начинается конфликт. Но конфликт для этого субъекта становится нарушением единства всей системы сознания. Ибо для такого субъекта нет других ситуаций или будущего, как это свойственно для трудного мира. Никаких там и тогда для него не существует: его жизнь сжата в точку здесь-и-сейчас, а хронотоп представлен как нигде-и-никогда (если не здесь, то нигде, если не сейчас, то никогда). Понятно, что такое состояние и есть кризис.

И только в сложном  и трудном мире происходит полная дифференциация всех психологически трудных  ситуаций стресса, фрустрации, конфликта  и кризиса. Это связано с тем, что между этими мирами существует закономерное отношение включенности - реалистический и ценностный миры включают в себя инфантильный, а закономерности творческого мира включают в себя все предыдущие.

Однако, при общем условии  подчиненности включенных миров, субъект, конгруэнтный сложному и трудному миру, может время от времени соскальзывать к закономерностям более низших форм (проваливаться в так называемый микрокризис, как на уровне стресса, так и на уровне фрустрации или конфликта). Такие временные соскальзывания соответствуют существованию на других уровнях жизненных миров легкого и/или простого. Для их преодоления необходимо вернуться в состояние сложного и трудного жизненного мира, где сложившаяся ситуация может выглядеть как критическая, но перестает быть кризисной.

Такова основная позиция рассмотрения внутриличностного конфликта в отечественной психологии и конфликтологии. Чтобы лучше усвоить сущность внутриличностного конфликта необходимо рассмотреть конкретные его типы, изученными современными психологами.

 

 

Тема 8. Политический конфликт

 

В общественной системе, представляющей органическую взаимосвязь экономических, политических, правовых, социальных и пр. отношений, конфликты, присущие им, не изолированы друг от друга, а так или иначе взаимосвязаны. Система определяет характер конфликтов (скажем, антагонистический или неантагонистический), их типичную структуру и динамику, основные технологии управления. В свою очередь, свойственная данной системе совокупность конфликтов образует ее конструктивно-созидательный или разрушительный потенциал. Поэтому системный подход к государственному управлению конфликтами так же необходим, как и в целом к социальному управлению. Проблема в том, как его обеспечить.

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"