Предмет и задачи психологии делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:29, контрольная работа

Описание

Деловое общение – это процесс, при котором происходит обмен информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.
Предметом дисциплины «Деловое общение» являются закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров.

Содержание

1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение» 3
2. Дайте характеристику основным категориям дисциплины «Деловое общение» 8
3. Укажите, какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным 12
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа ДО.docx

— 146.07 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине Деловое  общение

 

Предмет и задачи психологии делового общения

Исполнитель:

Специальность:

Группа:

№ зачетной книжки:

Преподаватель:

 

 

Содержание

  1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение» 3
  2. Дайте характеристику основным категориям дисциплины «Деловое общение» 8
  3. Укажите, какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным 12

Список литературы 13

 

  1. Назовите и охарактеризуйте основные 
    проблемы дисциплины «Деловое общение»

Деловое общение – это процесс, при котором происходит обмен информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

Предметом дисциплины «Деловое общение» являются закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер  выступает как личность, значимая для других партнеров.

Основные проблемы дисциплины «Деловое общение» можно разделить  на следующие группы:

    • место общения в сфере коммерческих отношений;
    • общение как обмен деловой информацией;
    • общение как взаимодействие между людьми в условиях деловых отношений;
    • общение как восприятие людьми друг друга и др.

Место общения  в сфере коммерческих отношений.

Деловое общение занимает важное место в жизни любой  организации из-за невозможности  работать без вовлеченности в  глобальную коммуникационную сеть. М.В. Колтунова в учебном пособии  «Деловое общение» говорит о многосторонности деловых связей любого юридического лица, приводя схему внешних связей организации (Рис. 1):

Рис.

Важной спецификой делового общения является то, что оно осуществляется в правовых рамках и требует также  регламентированных отношений организации  с различными государственными службами.

Внешние коммуникации организации  решают следующие задачи:

    • создание и поддержка клиентской базы, привлечение новых клиентов;
    • отслеживание изменений в политике конкурентов, в предпочтениях клиентов и в целом на осваиваемом рынке;
    • создание и поддержка партнерских отношений с поставщиками, посредниками и другими сервисными службами;
    • информационное продвижение продукции или услуги на рынке (например, реклама);
    • привлечение квалифицированной рабочей силы;
    • установление и поддержка доверительных отношений с государственными службами и многие другие задачи.

Таким образом, видна значимость делового общения в сфере коммерческих отношений между различными организациями.

Общение как обмен  информацией.

Участники коммерческих отношений  в ходе делового общения обмениваются информацией различного характера. Это могут быть идеи, различные  сведения, сообщения, предложения, установки  и проч.

Данная сторона общения  получила название коммуникативная  или, как часто называют, коммуникация.

Общение с целью передачи информации должно быть эффективным  и способствовать достижению целей  участников делового общения. С данной позиции можно выделить несколько  основополагающих вопросов:

    • каковы средства коммуникации и как ими эффективнее пользоваться;
    • какие различают коммуникативные барьеры непонимания и как их преодолеть;
    • как сделать общение эффективным.

Все средства общения можно  разделить на вербальные (словесные) и невербальные. Многие исследователи  пришли к выводу, что в процессе передачи информации важны обе группы средств. Так, А. Мейерабиан установил, что передача информации примерно на 7% происходит при помощи вербальных, на 38% - звуковых и на 55% - других невербальных средств.

Коммуникационные барьеры  – это препятствия, затрудняющие общение, мешающие достижению целей  участников делового общения. При наличии  коммуникационных барьеров информация искажается (теряет изначальный смысл) или не поступает к реципиенту. Влияние этих барьеров на передачу информации отражено на рис. 21:

Рис.

Существует множество  приемов повышения эффективности  общения и преодоления коммуникативных  барьеров, в основном, заключающиеся  в расположении собеседника к  себе.

Общение как взаимодействие.

Анализ общения в виде взаимодействия его участников довольно сложен, так как предполагает, что  главным содержанием общения  является воздействие на партнера.

Данную сторону общения  часто называют интерактивной, подразумевая организацию совместной деятельности людей.

Существует множество  классификаций взаимодействия участников общения. Наиболее распространенным является деление:

    • кооперация и конкуренция;
    • согласие и конфликт;
    • приспособление и оппозиция, и др.

Кооперация предполагает объединение усилий общающихся для  достижения общей или схожей цели. Кооперацию характеризуют процессы взаимопомощи, взаимовлияния, включенность партнеров во взаимодействие.

Конкуренция – это борьба за более выгодные условия деятельности. Выделяют ее различные виды и формы, например, соперничество, соревнование и конфронтацию. Иногда конкуренция  переходит в конфликт.

Конфликт – наличие  противоположных тенденций у  субъектов взаимодействия, проявляющиеся  в их действиях.

Для анализа взаимодействия важно понимать мотивы, установки  и взгляды каждого участника  общения, а также как они влияют на них и цель общения.

Общение как восприятие людьми друг друга.

Данная сторона общения  также называется перцептивной.

Социальная перцепция  – восприятие, оценка и понимание  людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей  и т. п.)2.

Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, осмысленность, иллюзорность (апперцепция).

Ход общения определяется тем представлением о партнере, которое  складывается в восприятии. Поэтому  для эффективного делового общения  необходимо умение произвести положительное  первое впечатление и понимание  мотивов и установок партнера.

Г.В. Бороздина в учебнике «Психология делового общения» выделяет следующие важные вопросы для  изучения данной стороны общения:

    • как формируется первое впечатление;
    • как происходит восприятие и понимание другого в длительном общении;
    • как мы понимаем действия партнера;
    • как проявляется самоподача (самопредъявление) в общении.

Также можно выделить факторы, которые оказывают влияние на восприятие участниками общения  друг друга:

    • фактор превосходства – переоценка (или недооценка) партнера в зависимости от степени его превосходства;
    • фактор привлекательности – переоценка (или недооценка) партнера в зависимости от его привлекательности;
    • фактор «отношения к нам» – переоценка (или недооценка) партнера в зависимости от его отношения к нам.

Для оценки партнера важны  его одежда и в целом имидж, манера поведения. Также важны сложившиеся  установки и стереотипы оценивающей  стороны.

  1. Дайте характеристику основным категориям 
    дисциплины «Деловое общение»

Дисциплина «Деловое общение» опирается на базовые категории  и принципы общей и социальной психологии, поскольку является составной  частью комплекса психологических  наук.

Так, основными в общей  психологии являются категории3:

    • отражающие психические процессы (познание, эмоции, воля);
    • свойства психики человека (способности, характер, темперамент);
    • проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и др.).

В дисциплине «Деловое общение» также выделяют несколько категорий  понятий, это:

  • психология личности;
  • психология общения;
  • психология рабочей группы;
  • другие понятия.

Психология личности

Данная категория в  значительной степени заимствуется у общей психологии, и включает совокупность устойчивых психических  качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность.

Она оперирует информацией  об источниках психической активности человека, ее свойствах, состояниях и  формах проявления в условиях деловой  активности. То есть базовыми понятиями  данной категории являются:

Личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Индивидуальность – это совокупность психических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Активность  личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность4.

Как подчеркивает В.Н. Лавриненко5, знание понятий данной категории необходимо, чтобы овладеть методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.

Психология общения

Общение – коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп.

В процессе общения проявляются основные свойства и состояния личности, проявляется ее характер.

Различные процессы взаимодействия и общения людей являются предпосылками  их социального становления, а высокий  уровень делового общения – решающим условием успешного бизнеса.

Для эффективного делового общения необходимо уметь разбираться  в видах и формах делового общения, использовать разнообразные техники  общения, групповые работы.

Таким образом, в данной категории  понятий выделяют: содержание и цель, средства, функции, стороны, формы и  виды общения, и др.

Содержание  общения – это информация, передающаяся в процессе общения от коммуникатора реципиенту.

Цель общения – некий результат, ради которого человек вступает в данный вид активности.

Средства  общения – поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается общение. Различают вербальные и невербальные средства общения.

Функции общения выделяют в зависимости от его содержания. Выделяют четыре основные функции: инструментальная, интегративная, трансляционная и функция самовыражения.

Формы общения. Общение весьма разнообразно по формам. Так, различают прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное, массовое и межличностное, и др.

Техника общения – способы предварительной настройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.

Как подчеркивают многие исследователи, существует множество рекомендаций по обеспечению эффективного делового общения.

Информация о работе Предмет и задачи психологии делового общения