Предмет и функции речевого этикета в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:15, контрольная работа

Описание

Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

Содержание

Введение
Предмет и функции речевого этикета в деловом общении.
Обстановка общения и этикетные формулы.
1) Система обращений
2) Этикет и социальный статус адресата
3) Знакомство. Рекомендации.
3.Культура поведения, речевой этикет.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

деловое общение.docx

— 42.83 Кб (Скачать документ)

   Содержание.

          Введение   

    1. Предмет и функции речевого этикета в деловом общении.
    2. Обстановка общения и этикетные формулы.

      1) Система  обращений

      2) Этикет  и социальный статус адресата

      3) Знакомство. Рекомендации. 

    3.Культура  поведения, речевой этикет.

    Заключение.

    Список использованной литературы. 
     
     
     
     

                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Специфика делового общения заключается в  том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в  правовых рамках. Идеальным результатом  взаимодействия  и правового оформления отношений становятся партнерские  отношения, построенные на основах  взаимного уважения и доверия.

Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям. 

Предмет и функции речевого этикета в деловом общении 

     Известный исследователь проблем этикета  Н. И. Формановская в своей книге "вы сказали: "здравствуйте!" делает очень точное замечание: "вы сказали встречному "здравствуйте!". Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было! Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия".

     На  самом деле этикетные формулы  не содержат прямых сообщений, но содержат косвенные. Слово "здравствуйте" в повседневном общении означает: "я хочу поддерживать с вами отношения", а отсутствие этого этикетного знака  прочитывается как нежелание поддерживать отношения. Вот почему нормой является приветствие сотрудников, клиентов, партнеров, посетителей не только в начале беседы, но и при отсутствии намерения вступить в речевой контакт. Если вы вошли в кабинет коллеги или начальника, где сидят посторонние люди, принято приветствовать всех присутствующих.

   Э т и к е т (французское etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

   Так этикет и этика объединяются: этика определяют как систему норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.

   При слове  этикет в нашем воображении возникают некие придворные церемонии, о которых мы когда-то читали. Но приведенный пример покапывает, что это не так: и крестьянка должна соблюдать свойственный ее обществу порядок поведения. Конечно, первоначально пикет возник как церемония демонстрации иерархической власти.

   Само  же слово этикет возникло во Франции и употребляется со времен Людовика XIV.

   В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система  разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. и т.п.

   Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой — чужой (не принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий, знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный и т.д.

   Этикет  и речь связаны теснейше. Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях

   Как видим, здесь общие правила поведения  и правила речевого поведения  объединены, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете.

   Это широкая  зона единиц языка и речи, которая  словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, «нормального»  отношения к людям, а это значит - отношения доброжелательного с  другой стороны, этикет регулирует сложный  выбор наиболее подходящего, наиболее уместного средства именно данным человеком, для его конкретного адресата, в данном конкретном случае, в данной ситуации и обстановке общения.

   Мы  каждый день и по много раз употребляем  выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, поздравляем  с праздником, желаем успехов —  и т.д. и т.п. Мы сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплимент, мы что-то советуем, кого-то приглашаем, о чем-то просим - и все это так, что учитываем и официальную или неофициальную обстановку общения, и свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные привычки и обычаи. И все это привычно, автоматически, потому что «так надо».

   В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании. (поздровляю с пятеркой, успехов)

   Этикет  и речевой этикет — это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества

   «Волшебная  сила» речевого этикета в том, что он отражает особый уровень информации, которой мы обмениваемся в общении!

Но ведь и  для взрослого тоже! Вот жена в который уже раз спрашивает мужа: Скажи, ты меня любишь? Мужчины над этим над всем этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность, создал систему словесных «поглаживаний». Важное место принадлежит здесь речевому этикету. Ведь у всех приветствий, осведомлении о жизни, здоровье, делах, у всех благодарностей, извинений, поздравлений и пожеланий нет другого назначения, кроме как служить «поглаживаниями» -Привет, как дела?

   - Все в порядке!  А у тебя?

   -  Тоже ничего. Ну, всего!

   — Пока! — вот и обменялись «поглаживаниями»! 

   Попробуйте-ка сказать, например, в транспорте: Подвиньтесь! Ваш адресат скорее всего истолкует это как грубое требование и будет вправе не выполнить действие: с какой стати вы приписываете себе роль требующего «начальника», а ему отводите роль подчиненного?! Ведь требуют-то вышестоящие! А добавьте волшебное пожалуйста — и императивная форма уже выражает просьбу, и только просьбу, достаточно уважительную, направленную к равному партнеру. И еще" есть много способов «поглаживания» в этой ситуации: Вам не трудно подвинуться?; Если вас не затруднит, подвиньтесь, пожалуйста и мн. др.

   В научном  мире впервые обратил внимание на неотвратимость, например, в гостях «пустой болтовни» английский этнограф Б. Малиновский, который назвал этот уровень общения фактическим, т.е. контактоустанавливающим. Конечно, в наш век стремительных скоростей и делового отношения к работе обидно впустую тратить время, но фактическое общение оказывается вовсе не пустой болтовней: оно, с одной стороны, снимает стрессы, дает «поглаживания», с другой стороны, ритуально обозначает, что мы вступили в контакт и теперь можем побеседовать по существу. 

   2. Обстановка общения  и этикетные формулы.

В одной  ситуации уместным будет прощание –  Пока!, а в другой – Всего хорошего! До свидания! Представьте себе, если в официальной обстановке зачета студент, получив долгожданную роспись в зачетной книжке. Скажет преподавателю: «Пока!». Скорее всего, это будет воспринято как чудачество сокурсниками и как невежливость, носящая вызывающий характер, преподавателем. Выбор приветствия должен соответствовать обстановке общения и форме общения (Ты- и Вы-общение).

          В официальной обстановке повседневного  делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы:

    Приветствия - Добрый день (утро, вечер)

    Здравствуйте!

    Формулы прощания - До свидания!

    Всего хорошего!

    Всего доброго!

    До встречи! (если назначена встреча)

    Позвольте попрощаться!

    Счастливого пути (отъезжающему)

    Формулы благодарности - Спасибо! Очень  признателен вам…

    Благодарю! Большое спасибо!

    Сердечно  благодарю (благодарен)!

    Разрешите поблагодарить вас!

    Очень вам признателен!

    Просьба - Будьте добры…

    Будьте  любезны…

    Прошу вас…

    Извинение - Приношу свои извинения…

    Извините, пожалуйста…

    Прошу меня простить…

    Простите, пожалуйста…

    Предложение - Позвольте предложить…

    Мне хочется  предложить вам…

    Я хотел  бы предложить вам…

    Приглашение - Разрешите пригласить вас на…

    Я приглашаю  вас на…

    От имени  … приглашаю вас на …

 

   Пир этом просьба, приглашение, сформулированные в форме вопроса, используются для подчеркивания уважительного отношения к собеседнику:

  • Не можете ли вы…? Могу я вас попросить…? Вас не затруднит…? Не хотите ли взглянуть…? Не согласитесь ли вы…?

   Обстановка  официальности не просто предъявляет  требования повышенной вежливости, уважительности к собеседнику, какое бы положение  он ни занимал. Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Это  связано с выбором Вы-общения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-общение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени и отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор и прочее. Грубым нарушение норм этикета является одностороннее «тыканье», когда во время совещания, собрания начальник обращается к подчиненному на «ты», а тот к нему, в свою очередь, - на «вы». Причем нередко «ты» со стороны начальника сочетается с обращением по имени-отчеству.

   В русском обществе принята трехименная система называния людей: фамилия – имя – отчество. Эта система именования уникальна. Она сформировалась еще в Средние века под влиянием Византии и сейчас сохраняется только в русской культуре. Этикет предписывает в официальных документах, а также в устных официальных сообщениях обязательно указывать фамилию, имя, отчество любого гражданина.

   Полное  обращение может сочетаться только с обращением на «Вы».

   Вы- общение предполагает строгий отбор тем обсуждения. Деловое общение в этом случае не выходит за рамки тем, обозначенных в повестке дня или предусмотренных регламентом.

   Нейтральные, обсуждаемые темы «погода», «спорт», «впечатление от дороги» могут присутствовать в качестве вкраплений в деловой  беседе. Как и юмор, они выполняют  функцию разрядки.

   Общение начинается с установления расстояния между собеседниками. Дистанция  зависит от взаимоотношений говорящих. Чем официальней отношения, тем  дальше находятся люди друг от друга. В русском этикете официальная  зона общения равна длине двух вытянутых для рукопожатия рук (90-110см), дружеская зона – расстоянию двух согнутых в локте рук (50 см). Переход из одной зоны в другую, например уменьшение расстояния между общающимися, прочитывается как желание сменить официальный тон общения на дружеский.

Информация о работе Предмет и функции речевого этикета в деловом общении