Правила конструктивной критики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание

Достаточно часто мы высказываем свое критическое мнение в отношении других людей, а также получаем порцию критики сами. Значительная часть этих замечаний высказывается "за глаза", но с остальной частью приходится сталкиваться лицом к лицу. Границы критики простираются от легких "покалываний" (критических замечаний) - до жесткой критики-приказа. Есть ли люди, которым нравится критика? Наверное, нет. Однако одни умеют воспринимать ее правильно, а у других это не получается.

Содержание

Введение 3
1. Понятие критики 4
2. Преимущества конструктивной критики 5
3. Правила критики 8
4. Формы конструктивной критики 11
5. Способы восприятия критики 12
Заключение 15
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Правила конструктивной критики.doc

— 424.50 Кб (Скачать документ)
            

Санкт-Петербургская  академия управления и экономики 

Калининградский институт экономики

 
 
 
 

 
 

                          

                        

    По  дисциплине: Этикет и протокол делового общения 

    По  теме: Правила конструктивной критики 
     

     
     
    Ф.И.О. Карпюк Т.М.

    Курс  1

    Факультет  Экономики и управления

    Специальность ГМУ

    Группа 6-1231/1-1

    Форма обучения ___заочная________ 
     
     
     
    Проверил  Бондаренко Э.В.

                                                       Ф.И.О.

     
     
     
     
     
     
     
     
                   _________________

    ПОДПИСЬ 
     
     
     
     

    _________________

    ПОДПИСЬ

 
 
 
 
 
 

г. Калининград

  2009 год

 

     Содержание

Введение                                                                                                                   3

  1. Понятие критики                                                                                           4
  2. Преимущества конструктивной критики                                                    5
  3. Правила критики                                                                                          8
  4. Формы конструктивной критики                                                              11
  5. Способы восприятия критики                                                                    12

Заключение                                                                                                             15

Список использованных источников                                                                   17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Достаточно часто мы высказываем свое критическое мнение в отношении других людей, а также получаем порцию критики сами. Значительная часть этих замечаний высказывается "за глаза", но с остальной частью приходится сталкиваться лицом к лицу. Границы критики простираются от легких "покалываний" (критических замечаний) - до жесткой критики-приказа. Есть ли люди, которым нравится критика? Наверное, нет. Однако одни умеют воспринимать ее правильно, а у других это не получается.

     Начнем  с того, что критика бывает разная - конструктивная и неконструктивная. Очень важным навыком в жизни любого человека является умение различать эти два вида критики. Дело осложняется тем, что критика, на самом деле, может быть не двух, а четырех видов:

     - конструктивная как по форме, так и по содержанию;

     - конструктивная по содержанию, но неконструктивная по форме;

     - конструктивная по форме, но неконструктивная по содержанию;

     - неконструктивная и по форме, и по содержанию.

     Критика зачастую носит неконструктивный характер, и поэтому мы привыкли внутренне  защищаться от нее.

     Тактика, которую мы применяем, слыша критику в свой адрес, может быть самая разная. Более того, у одного и того же человека она разнится, в зависимости от ситуации и того, кто именно его критикует. И все же у каждого из нас есть одна или несколько излюбленных реакций, которые во многом определяют стиль наших отношений с окружающими. 
 
 
 

  1. Понятие критики

     Критика (от греч. kritikē — искусство разбирать, судить), 1) разбор (анализ) чего-нибудь с целью дать оценку. 2) Отрицательное суждение о чём-нибудь, указание недостатков. Критика имеет широкое применение в науке, искусстве и общественной жизни. Научная критика в зависимости от своего объекта входит в состав тех или иных научных дисциплин: литературная критика является одним из разделов литературоведения, критика художественная — раздел искусствоведения, театральная — раздел театроведения и т. п. В общественной жизни классового общества критика — существенный элемент классовой (политической и идеологической) борьбы.

     Критика - обратная связь между своими преимущественно  информацией (а не чувствами) и преимущественно  негативного плана. Близкие понятия: Замечание, Недовольство, Разнос, Разборка, Пожелание, Обратная связь.

     Критика - одна из форм влияния или защиты, наряду с обратной связью, мотивированием и обучением. Критику используют, когда не получается по-хорошему, когда  человек не понимает по-хорошему, когда  не можем придумать, как заинтересовать или приучить.

     В критику невольно впадают, когда  плохое настроение, общий негативизм, негативные чувства к партнеру (сердимся на него). А когда не сердимся, а  больше любим - находим возможность  поговорить по хорошему, поразмышлять вместе с ним, без собственного критики. Критику, в отличие от нейтральной и позитивной обратной связи, чаще выбирают Силовики.

     Критика по форме бывает:

     - деструктивная и конструктивная,

     - прямая и косвенная 

     - открытая и скрытая

     - поддерживающая и разгромная,

     - общего плана и конкретная,

     - мотивирующая и останавливающая. 

     Критика — опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует  конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют. лучше не становится. Грамотная критика экологична для  партнера, сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно. Критикуют чаще всего люди с негативной установкой, склонные видеть во всем недостатки и недочеты.

     Критика относится к числу конфликтогенов и является острым оружием: она больно ранит самолюбие критикуемого и может привести к конфликтам во взаимоотношениях с людьми. Критика является острым оружием во взаимоотношениях людей. При всей ее необходимости не следует забывать, что критика, особенно если она бесцеремонна, больно ранит самолюбие критикуемого. При этом человек может быть настолько выбит из колеи, что становится временно неработоспособным. Это тот случай, про который говорят: «Благими намерениями вымощен путь в ад». В данном случае — ад неприязненных отношений. Это неудивительно, ведь критика как таковая вообще относится к числу конфликтогенов, то есть поступков или высказываний, могущих привести к конфликту.

     Критик  должен быть готов и способен в  любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять  его дело продуктивно и компетентно; в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса. (Йозеф Геббельс)

     2. Преимущества конструктивной  критики

     Как уже известно, можно выделить по форме деструктивную и конструктивную критику.

     Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных  или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное  осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная  критика разбивает ваши тезисы и  аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.

     Разрушительность  такой критики - в том, что она  затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда бесполезна и как правило вредна.

     Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает  сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно  будут полезны. «Вы критикуйте свободно, я за вас все додумаю и сделаю конструктивным и осмысленным!»

     Конструктивная  критика — критика, в которой  говорится не что плохо, а что  и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый  результат. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! - конструктив.

     Конструктивность  критики - необходимый элемент психологической  грамотности.

     Конструктивная  критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно.

     Сказать детям: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» - несложно, а если в ответ умный ребенок спросит: «А как правильно? Как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»

     Если  не знаете, как критиковать конструктивно - как правило, лучше не критиковать. На крайний случай можно пресечь недопустимое, но без критических стрел и обвинений.

     Общая принципиальная канва конструктивной критики это аргументированность  как способ самой критики. Безотносительно  к эмоциональным характеристикам. По умолчанию не запрещены вольности, дерзости и даже хамство, если они аргументированы. Аргументация это условие диалога. То есть, такая критика рассчитана на диалог. Как бы ни был никчемен, глуп, неуместен критикуемый автор, критик уже потому его признает, что берется критиковать. А раз признает в качестве объекта критики, то может быть конструктивен лишь вступая в диалог. Естественно, опять-таки, эта позиция существует лишь для человека с либеральными взглядами, с приверженностью идее свободы, а не идее властвования и самоутверждения за счет унижения других.

     Затем немаловажным фактором является избирательность  направления критики. Если человек  выражал некоторые идеи, довольно новые, а вы будете придираться к  неправильно приведенной дате, и  кроме этого, более ни к чему, то вряд ли это можно назвать конструктивной критикой. В любой статье всегда есть главные, узловые идеи, которые заслуживают либо контраргументов, либо смены точки зрения, либо изменения самой постановки вопроса. Если же вас не устраивает подход автора, то самым конструктивным было бы такое решение: здесь поставленная проблема никуда не годится, но поставить ее нужно было так-то и решить вот так-то.

     Конструктивная  критика, прежде всего, направлена на созидание, на прояснение общего для критики  и критикуемого вопроса. Она исходит из определенных установок самого критика, без которых она является критиканством. И здесь есть простые и понятные правила:

     - критика выясняет свое отношение  не с автором, не с произведением,  не с политиком или должностным  лицом, но с предметом их  действия, с результатом их работы;

     - если же вопрос никуда не  годится, то нужно перепоставить  его, изменить содержание или  подход, или угол зрения;

     - критиковать не за то, что не  сказано, или не сделано, а  то (а за то), что сказано или  сделано;

     - критиковать главное, а не второстепенное; критиковать сильные стороны сказанного или сделанного, а не слабые стороны (о них нужно упомянуть);

     - критиковать результат работы  по ее же правилам и не  привносить правила, которые не  брались в расчет критикуемым  содержанием, поэтому:

     - не касаться моральной стороны  дела, если моральная сторона  дела не является предметом  самого вопроса;

     - не критиковать конкретных лиц,  если речь не идет о должностных  упущениях (неприемлема критика  одного клана в угоду другому);

     - не анализировать слухи, сплетни, интриги, а основываться на проверяемых фактах;

     - добираться до первопричин и  предлагать новые идеи, новые  технологичные способы преодоления  критикуемых недостатков;

     - и главное, тон конструктивной  критики исходит из позиции  солидаризации с критикуемым в одном общем деле, где находят различие взглядов и тактики, но не противопоставляют себя как единственную истину.

Информация о работе Правила конструктивной критики