Основные направления этики ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:21, реферат

Описание

Конец XIX - начало ХХ веков обычно представляют в исследовательской литературе как период перехода от этики "классической" к "постклассической". Если первая может быть охарактеризована в самом общем виде как преимущественно созерцательная, рационалистическая, ориентированная на системосозидание и выявление родовой сущности человека, составляющей основу моральных ценностей, то вторая отличается иррационалистической установкой, эссеистической манерой выражения, поиском человеческой индивидуальности, тяготением к "живой", несхематизированной жизни.

Работа состоит из  1 файл

реферат по этике.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

     Несмотря  на то что либеральное христианство уже давно не определяет лицо протестантской теологии, в последнее время заметно его некоторое оживление. Это вызвано прежде всего реакцией на некоторые крайние выводы неоортодоксального протестантизма -- третьего, наиболее влиятельного направления в современной протестантской теологии. Протестантские теологи поняли необходимость осознать и оценить многие явления современности, в частности роль и место христианского мировоззрения в эпоху научно-технической революции, попытаться выявить причины кризиса религиозного сознания в современном обществе и найти пути преодоления такого кризиса. Как и сторонники предшествующего либерального протестантизма, они допускают известное сближение религиозного и светского сознания: человеку современного общества, для которого «бог умер», они стремятся предложить обновленный и более подходящий для него образ бога. Эти новейшие искания протестантских теологов пока еще не вылились, однако, в сколько-нибудь цельное движение, сравнимое как с предшествующим либеральным протестантизмом, так и сменившим его неоортодоксальным протестантизмом.

     Неоортодоксия

     Третье  направление (так называемая неоортодоксия) связано с именами К. Барта, Э. Бруннера, Рейнольда и Ричарда Нибуров, П. Тиллиха и др. Направление это получило распространение в Европе в начале XX в. (его возникновение обычно связывают с выходом «Комментариев» К. Барта к «Посланиям к римлянам» апостола Павла в 1918 г.) и именовалось первоначально «диалектической теологией». Как свидетельствует само название, неоортодоксы претендовали на «диалектическую» связь в своем учении тех моментов, которые, по их мнению, были абсолютизированы и тем самым извращены в указанных выше направлениях, а именно -- божественного и человеческого, «священного писания» и мирской деятельности человека. Позднее Барт, основатель данного движения, отказался от такого названия, хотя и сейчас оно остается знаменем многих теологов.

     Диалектическая  теология - теология кризиса, ведущее  направление в европейской теологии протестантизма 20--30-х гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (например, в стремлении опереться на наследие С. Кьеркегора и др.). Толчком к возникновению Д. т. был глубокий кризис устоев европейской цивилизации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и её последствиями. Принципы этого течения были сформулированы в 1921--22 в работах немецких теологов К. Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана, Ф. Гогартена и др. В 1923 был создан печатный орган Д. т. "Zwischen den Zeiten". Манифестом Д. т. явилась книга Барта "Толкование на послание апостола Павла к римлянам" (2 изд., 1922). В качестве основного принципа Д. т. её инициаторы принимают "диалектический путь" к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт Д. т. -- безнадёжность всех попыток овладеть содержанием веры через какие-либо интеллектуальные или культовые манипуляции, т. е. через "религию", которую Д. т. резко противопоставляет "вере". "Религия" -- свод заранее данных приёмов обращения с богом, "вера" -- событие непредусмотренной встречи с богом в конкретности истории. Усматривая в религии иллюзию, благодаря которой человек получает под видом образа бога собственный мистифицированный образ, Д. т. готова в этом пункте солидаризироваться с атеистическим антропологизмом Л. Фейербаха. Отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Д. т. утверждает веру в абсолютно несоизмеримого, по отношению ко всему человеческому, бога. Перед таким богом человек в любом своём совершенстве обречён стоять с пустыми руками. Бог, по мысли диалектических теологов, есть "критическое отрицание" всего, "совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира" (Bart К., Der Romerbrief, Munch., 1922, S. 57). При таких предпосылках положение теологии становится весьма драматичным: она ощущает себя между отвергнутой предметностью и пустой беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно многозначным формулировкам. Установка Д. т. близка методу философствования М. Хайдеггера и К. Ясперса.

     В исторической перспективе учение Д. т. предстаёт как возвращение  к основным идейным мотивам инициаторов  Реформации -- Лютера и Кальвина. Отвержение "религии" -- это логический предел лютеровского отвержения "оправдания делами". В связи с этим Д. т. выступила против либерального протестантизма 19 в., растворявшего веру в психологии, религию -- в стихии безрелигиозной цивилизации.

     Распад  течения Д. т. был связан, во-первых, с политическими событиями 30-х гг.: если Барт и П. Тиллих стали провозвестниками христианского сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению так называемых немецких христиан. Во-вторых, присущее Д. т. неустойчивое равновесие её противоположных тенденций нарушалось в том или ином направлении: Бультман пришёл к провозглашению "демифологизации" христианского учения; Бруннер, пытаясь преодолеть нигилистическую беспредметность Д. т., приступил к построению новой "естественной теологии", что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к европейской истории Д. т. явилась деятельность в США Р. Нибура, заимствовавшего у своих немецких предшественников критику теологического либерализма и социального оптимизма.

     НЕОТОМИЗМ

     Течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского. Получил статус официальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1878 г. энциклики папы Льва 13-го. После 2-го Ватиканского собора (1962-1965) отчетливо обозначилась переориентация неотомизма. Неотомизм ориентируется на рассмотрение и обоснование положений "вечной философии" через призму человеческого существования. Центральным для неотомизма является принцип гармонии разума и веры. Защищаемая ими доктрина обладает универсальными возможностями, подниматься над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма.

     Сторонники  неотомизма утверждают предустановленное  свыше непротиворечия единства данных веры и разума, взаимосвязь теологии откровения, рационального богословия и метафизики, философское умозрение, в интерпретации неотомизма, призвано ориентироваться на собственные критерии рациональности и направляться в конечном итоге "светом веры".

     Онтология неотомизма имеет выход в сферу  теории ценностей. Теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего существующего лежит тотальность чистого божественного бытия. Божественное бытие трактуется как невыразимое при помощи категорий и фиксируемое лишь специфическими надкатегориальными определениями - трансценденталиями, к числу которых относятся основной его "лики"- единство, истина, благо и красота. Метафизика неотомизма содержит подробное рассмотрение соотношение Бога и сотворенного бытия. В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущность, и даруемая свыше. Фома Аквинский пологал, что в разуме творца присутствуют сущностные образцы - формы вещей. Неотомисты говорят о том, что Бог, созидающий мир из ничего, строит его сообразно с определенными сущностными образцами.

     Многообразие  сотворенного бытия интерпритируется в неотомизме при помощи идеи гилеморфизма: каждое конкретное образование - субстанция - рассматривается как состоящие из материи и духовной формы. Материя предстает в теории неотомизма пассивным началом, возможностью, требующей для своей актуализации наличия формы.

     Неотомизм провозглашает наличие Бога и его творения: творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить о нем самом. Принцип аналогия бытия служит опорой традиционных доказательств бытия Бога.

     В неотомизме различаются онтологическая и логическая истины. Если первая - продукт соответствия вещи интеллектуальному замыслу Бога, то вторая связана с познавательной деятельностью человека, наделенным свойством объективности. Согласно гносеологии неотомизма каждый материальный объект можно представлять как формальный объект, интересующий познающего субъекта.

     Познание  характеризуется как процесс  дематериального содержанеия, полученного  субъектом при отображения реальности.

     Представители неотомизма ведут дискуссию о  механизме опосредования в процессе познания. Приверженцы умеренного-опосредованного реализма активно ассимилировали методологический инструментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии, экзистенциональной герменевтики. Эта версия гносеологии неотомизма доминирует сегодня. Целостность человеческого знания представляется в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и не противоречащая откровению веры.

     Теология  видится сторонникам неотомизма примером единства познавательного  и практического отношения к  миру. К практическому познанию они относят также мораль, искусство, гуманитарные дисциплины. Над ними возвышается религиозная этика, эстетика, философия истории и иные отрасли философского знания.

     Человек понимается в антропологии неотомизма как сложная субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Душа - формообразующий оп отношению к телу принцип - предстаёт основой личности. Личность в неотомизме имеет универсальной целью и смыслом всего существования созерцания божественного блага. Стремясь к благу, личность, согласно доктрине неотомизма, обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей.

     Источник  культуросозидающей деятельности человека, его непрестанного самопревосхсждения - трасценденции - выводится из устремленности к божественному Абсолюту.

     Диалог  церкви ("града божьего") и общества понимается как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей  в культуру современности. Философия  неотомизма придаёт фундаментальную  ценность "мирской" истории, наличия  в ней имманентной цели, связанной с совершенствованием человека, культуры.

     Неотомизм большое значение придаёт евангелизации  и экуменическому сближению религий  как средству смягчения трагических  противоречий современности.

     Религиозная вера и рациональное познание, утверждают неотомисты, не противоречат друг другу, не исключают одно другое, а при правильном употреблении друг друга дополняют. Это не антиподы, а два источника одного потока, два пути, ведущие к одной и той же цели. Источник веры в конечном счете - божественное откровение.

     Официальная догматическая формула, выражающая томистскую концепцию взаимоотношения  философии и религии гласит: "философия - служанка веры". В статье "Католического  словаря" записано: Философия, какою  её признает неотомизм, есть и должна быть служанкой веры. Она является ею потому, что она прокладывает дорогу для веры, устанавливает, например, духовную природу души, бытие Бога и т.д.

     Жильсон (французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма, 1884-1978 г., академик, профессор Колеж де Франси) говорит: "Церковь оказывает неукоснительное сопротивление любой философской реформе, которая потребовала бы видоизменения догматической формулы, и она права ...". Папа Лев Х||| утверждает, что "все вещи возникли из ничего в силу божественного всемогущества, они существуют благодаря его разуму и движимы и направляемы им каждая к преднозначенной ей цели." Отсюда неизбежная непримиримость неотомизма к материализму, отождествляемому с атеизмом.

     Тактика неотомистов по отношению к новейшим научным достижениям отличается от их позиции в отношении развития философской мысли. По отношению к естественнонаучным открытиям проявляется ныне терпимость и даже готовность к их ассимиляции натурфилософской системой неотомизма. Гонение на научное познание, в соответствии с формулой Экклезианства «многознание приносит скорбь» и прямое придание ученых анафеме осталось в прошлом. Неотомисты заявляют, что они пекутся о "правильном истолковании науки"; в тоже время они стараются частично обновить, приспособить к науке свои догмы; направить поток новейших достижений наук о природе в русло богословских интерпретаций.

     В наше время нельзя обращаться к ученым, упорствуя в своём непризнании  выводов науки. Томисты теперь признают, что если бы философия закрыла  глаза на необратимые успехи науки, она, по утверждению Жильсона, была бы не в состоянии вступить в диалог с ними, лишила бы себя средств самозащиты в случаи нападения на неё извне. Приходится теологам искать примирение с наукой, в условиях подъёма научного миропонимания. Отсюда стремление неотомистов "ассимилировать общие выводы наук применительно к преподаванию теологии."

     2-ой  Ватиканский собор состоялся  в период с 1962-1965 г. проведя  168 заседаний. Непосредственно философские  вопросы не были предметом  обсуждения на Соборе.

     Папа  Иоанн ХХ|||, созвав церковный собор, ставил целью осуществление "аджорнаменто", т.е. перестройку католической церкви применительно к новым историческим условиям. Важным документом, предназначенным  для церковного обновления, является "Пастырская конституция об отношении церкви к современному миру". В результате компромисса, смягчения и устранения первоначальных более радикальных формулировок "Конституция" была принята.

     Суть  обновленного подхода к вопросу  о науке и разуме, их роли в  современном мире можно кратко сформулировать следующим образом. С одной стороны, признается, что благодоря науке и технике в современном мире осуществляются коренные преобразования. Религиозные философы занимаются проблемами естествознания, ушли от традиционного цензорского тона по отношению к науке.

     ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН

     1881-1955 г. - франц. ученый-палеонтолог, священник  с 1911 года, профессор геологии  и палеонтологии Католического  института в Париже. Учение Тейяра  противостоит ортодоксальным томистским  представлениям о мире и человеке. За религиозное инакомыслие Тейяр при жизни был лишен церковными властями права преподавания и публикации. Начиная с 60-х годов его взгляды широко используются в модернистских концепциях самой различной ориентации. Тейяр претендовал на создание "научной феноменологии", синтезирующей данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной.

     Человек с присущей ему духовностью, сложным  миром сознания он рассматривал как  заранее запланированный свыше  итог эволюции космического целого. Поиски диалектики "всеединства" сопряжены у Тейяра с пантеистической установкой, стремлением найти Бога, растворенного в мире. Его учению присущ панпсихизм, утверждающий наличие духовного начала.

Информация о работе Основные направления этики ХХ века