Нравственно - деловые качества руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:16, контрольная работа

Описание

цель контрольной работы – изучить нравственно – деловые качество руководителя, а так же рассмотреть проблемы формирования трудового коллектива. Задачи:
-познакомится с понятием руководителя, рассмотреть его нравственно – деловые качества;
- проанализировать использование, применение навыков руководителя при формировании трудового коллектива;
- после окончания исследования, сделать выводы, дать заключение о видимых проблемах в настоящем. О проблемах формирования трудового коллектива.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
1.Нравственые и нравственно – деловые качества руководителя.
1.1.Нравственно-психологические качества руководителя……..
2.Формирование трудового коллектива
2.1.Понятие трудового коллектива и его виды……………………
2.2. Психологические особенности трудового коллектива………
Заключение………………………………………………………….
Список используемой литературы………………

Работа состоит из  1 файл

этика..doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

 

      СОДЕРЖАНИЕ

     Введение………………………………………………………………..

     1.Нравственые и нравственно – деловые качества руководителя.

     1.1.Нравственно-психологические качества руководителя……..

     2.Формирование  трудового коллектива

      2.1.Понятие трудового коллектива и его виды……………………

     2.2. Психологические особенности трудового  коллектива………

     Заключение………………………………………………………….

     Список  используемой литературы……………………………….. 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Развитие  рыночных отношений формирует социальный заказ на качественно новый тип  руководителя, что предполагает создание научно обоснованной модели деятельности, которая необходима как цель при формировании, и как критерий при оценке современного руководителя.

     Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей, представляющие собой такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности.

     Общая способность к управленческой деятельности предполагает следующие управленческие черты и умения, присущие сильным  руководителям: умение решать «нестандартные» управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. Решения должны быть направлены на разрешение конфликтов. Чем более сильным является руководитель, тем менее он конфликтен.

     Чтобы стать хорошим руководителем  высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной  лестницы. Сильный руководитель творчески  подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает. Умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы имеет очень важное значение. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых.

     Каждого руководителя и специалиста может  оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель или специалист более высокой квалификации. Умение улучшить функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на автократические методы руководства. Иногда он может возложить свои полномочия на сильных подчиненных, поставив перед ними задачи общей формы, используя при этом демократические методы руководства и ориентируясь на их способности и умения.

     Объект  исследования – деловые качества руководителя.

     На  основании выше изложенного, цель контрольной работы – изучить нравственно – деловые качество руководителя, а так же рассмотреть проблемы формирования трудового коллектива. Задачи:

     -познакомится с понятием руководителя, рассмотреть его нравственно – деловые качества;

     - проанализировать использование, применение навыков руководителя при формировании трудового коллектива;

     - после окончания исследования, сделать  выводы, дать заключение о видимых проблемах в настоящем. О проблемах формирования трудового коллектива. 

 

     1.НРАВСТВЕННЫЕ И НРАВСТВЕННО – ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ.

     1.1. Нравственно-психологические качества руководителя

     Нравственно-психологические  качества являются необходимыми любому руководителю как нравственные ориентиры  его деятельности. Без них он просто неспособен руководить коллективом.

     К сожалению, к такому пониманию мы приходим с немалым запозданием. Нравственная нетребовательность дает дорогу к руководящим должностям людям аморальным, что приводит к печальным последствиям.

     В трудовом коллективе все, что связано  с нравственными качествами руководителя, воспринимается особенно остро. Качества эти необходимы для создания в коллективе морального климата, благоприятствующего развитию здоровых межличностных отношений, сознательной трудовой дисциплины, закрепления у людей чувства удовлетворенности работой.

     Нравственные  качества отличаются большим разнообразием, поскольку сложна психологическая структура самой личности.

     Какие же качества должны быть присущи человеку, который сможет квалифицированно руководить коллективом, способствовать созданию положительного морально – психологического климата?

     Прежде  всего ему необходим высокий  уровень психической деятельности, т.к. руководитель воздействует на людей, их ум, чувства. К нему, соответственно, предъявляются высокие психологические  требования

     Три вида нравственных качеств представляются наиболее характерными с точки зрения рассматриваемого вопроса – это порядочность, способность привлекать к себе людей, умение воздействовать на подчиненных. Эти качества характеризуют особенность личности руководителя, как она воспринимается коллективом и как она способна воздействовать на членов коллектива.

     Порядочность. Наверное, каждый мог бы предложить свое толкование, что такое порядочность. Мнения были бы в чем-то совпадающие, а в чем-то различающиеся. В общем перечне признаков порядочности выделим три, которые наиболее важны для руководителя: правдивость, уважительное и справедливое отношение к подчиненным, здоровое восприятие критики.

     Правдивость является основой нравственности. Доброкачественная информация препятствует очковтирательству, демагогии, самовосхвалению, бюрократизму. Без правды невозможна нормальная совместная работа, осуществление всесторонне взвешенной деятельности.

     Уважение  личности подчиненного и справедливое к  нему отношение – это также безусловный признак порядочности руководителя. Достоинство подчиненного не должно быть унижено ни при каких обстоятельствах.

     Состояние взаимоотношений руководителя с  подчиненными служит своеобразной и  убедительной характеристикой уровня его профессионализма.

     Уважительное  отношение к подчиненным порождает в коллективе хороший моральный климат. Это главное условие налаживания сознательной дисциплины и нормальной организации работы, развития инициативы работников. Справедливое отношение к подчиненному означает объективную оценку его деятельности, его взглядов, его поступков. Если добросовестный человек убежден в том, что при всех обстоятельствах его действия будут оценены по достоинству, то это вызывает у него состояние приподнятости и стимулирует к еще более производительной деятельности. И наоборот, отсутствие такой убежденности порождает состояние неудовлетворенности, обиды, а то и пессимизма.

     Характер  реакции руководителя на критику  определяет меру его порядочности. Руководитель, болеющий за дело, не может  не быть заинтересован в развитии критики.

     Ведь  трезвая оценка положения вещей поможет ему:

    • предупредить возникновение нежелательных ситуаций;
    • сохранить в коллективе хороший моральный климат;
    • принимать решения на основе полной и достоверной информации.

     Конечно, критика критике рознь. Критика  только тогда оправдывает себя, когда она конструктивна, целенаправленна и подсказана желанием улучшить положение дел.

     Способность привлекать к себе людей. Мастерство общения. Хорошие руководители не обязательно должны знать больше и лучше своих подчиненных. Но в одном они должны быть безусловными лидерами – в общении. Они должны уметь выбирать наиболее оптимальные методы общения в деловых и межличностных ситуациях и поддерживать уверенность людей в том, что вклад каждого в совместную деятельность будет замечен и оценен по достоинству.

       Людям импонирует руководитель, склонный к коллективному принятию  решений, доверяющий сотрудникам,  справедливо оценивающий результаты  их труда, способный наладить  с подчиненными нормальные, деловые  отношения, желающий улавливать  их настроения и откликаться на них. Это порождает в коллективе благоприятный моральный климат.

     К сожалению, случается, что чем деловитее  человек, тем он жестче в обращении  с людьми, держится почему-то отчужденно, информацию воспринимает только служебную, а все, касающееся жизни человека, его интересов и душевного настроя, игнорирует. Притом делается это нередко демонстративно: дескать, план надо делать, а не миндальничать. Руководитель должен ценить каждую секунду своего времени – и никаких эмоций.

     Это руководители, если так можно выразиться, с суженным сознанием, с низким уровнем культуры деловых отношений. Они полагают, что «деловой мир» есть нечто отчужденное от обыденной жизни. Коллектив воспринимается ими, по сути, в качестве своеобразного механизма, где все детали настолько подогнаны, что там не остается места для эмоций.

     Возросший уровень обобществления труда все  теснее увязывает эффективность  управления с социальным развитием  коллектива, с возвышенными мотивами деятельности.

     Умение  влиять на поведение подчиненных. Руководитель должен обладать способностями согласовывать и активизировать деятельность людей, направленную на решение задач, поставленных перед коллективом.

     Методы  воздействия на подчиненных зафиксированы  в правовых документах. С помощью  их руководитель добивается согласия подчиненных со своими решениями и обеспечивает их выполнение. Само по себе стремление к обеспечению согласия понятно. Но как это сделать?

     Существуют  два основных метода воздействия на подчиненных: использование власти и сотрудничество.

     Власть  представляет собой форму административного  влияния на подчиненного независимо от его желания и мнения. Она  обусловлена системой требований, предъявляемых  к работнику как члену трудового  коллектива, выполняющему определенные служебные обязанности в рамках его компетенции. Сотрудничество способствует закреплению у подчиненных желаемых норм поведения. Оно побуждает их соотносить свои действия с интересами коллектива.

     Всякий  руководитель должен умело сочетать эти методы воздействия в зависимости  от конкретных обстоятельств и личности подчиненного.

     Умение  вызывать интерес  к своей персоне  и производить  впечатление на широкую  публику. Один из простых способов произвести впечатление – не появиться на мероприятии, где тебя ждут. Этого достаточно, чтобы пошли слухи о каком-то сверхъестественном и неотложном деле, задержавшего руководителя. С другой стороны, такой лидер появляется там, где его никто не ждет, вновь возбуждая разговоры: для кого-то это пустяк, а он всеми интересуется.  

     Настоящий лидер всегда интересуется другими. Он расспрашивает людей, подбивает их на откровенный разговор, запоминает или записывает то, что считает важным.

     И еще несколько качеств, которыми должен обладать настоящий руководитель:

     Видение цели. Руководитель должен четко представлять себе конечный результат своей деятельности. Возможно, реальность будет иметь с ним мало общего, но, по крайней мере, вначале руководитель знает, чего хочет.

     Знание. Без него не спланировать маршрут, который приведет к цели. Именно знание даст руководителю необходимую уверенность в правильности намеченных целей.

Информация о работе Нравственно - деловые качества руководителя