Независимость судебных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание

Первый из Основных принципов независимости судебных органов, принятый ООН, гласит: «Независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов» . В России действует масса нормативно-правовых актов провозглашающих и гарантирующих реализацию принципа независимости суда.

Содержание

Введение. Независимость судебных органов. 2
Реальное обеспечение независимости суда и судей в современной России. 4
Заключение 12
Список используемой научной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

К 1.мартаиполдро.docx

— 37.46 Кб (Скачать документ)

     Одной из значимых гарантий независимости  судей является обеспечение их жилыми помещениями. Однако эта важная задача до сих пор не решена. Как сообщил  председатель Комитета Госдумы В. Плигин, в настоящее время 710 судей не имеют жилья, 1520 человек признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий 13. Федеральному законодателю следует выполнить Постановление Конституционного Суда от 31 января 2008 г. N 2-П, надлежащим образом закрепить механизм предоставления судьям жилья. Требует нормативного разрешения проблема получения судьями земельных участков для индивидуального жилищного строительства, поскольку не совсем этичным смотрится сегодняшнее их участие в торгах (конкурсах) для получения земли.

     6. Одним из определяющих звеньев  в общей цепи обеспечения независимости  суда является профессионализм  носителей судебной власти. Только  специалист высокой квалификации  наряду с его современной правовой  культурой и безупречными нравственными  качествами в состоянии противостоять  всяким давлениям и надежно  защитить права и свободы граждан,  интересы общества и государства.

     Между тем, как сообщают представители  судебной системы, в подготовке кадров, в системе повышения квалификации судейского корпуса имеется немало сложностей, и особенно с обучением  мировых судей. Кроме того, приобретение этими судьями правовых знаний "чрезвычайно  затруднено тем, что они повсеместно  не обеспечены электронной базой  данных нормативно-правовых документов, на участках отсутствует локальная  компьютерная сеть, нет подключения  к ведомственной компьютерной сети судебной системы (ГАС "Правосудие") 14.

     7. Многие исследователи, оценивая  ход современной судебной реформы,  отмечают 15, что начиная с 2001 года наметилась явная и устойчивая тенденция к снижению юридических гарантий самостоятельности и независимости судебной власти. Законодателем в нарушение ч. 2 ст. 55 Конституции и ст. 5 Федерального конституционного закона о судебной системе, запрещающих издавать законы или иные нормативные акты, отменяющие и умаляющие независимость судей, принят ряд правовых актов, значительно снижающих уровень гарантирования судебной деятельности. К сожалению, наш парламент продолжает множить дефектные законы, на что совершенно верно обратил внимание Председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации В.В. Кузнецов 16. В частности, в июле 2007 г. были внесены изменения в УПК РФ, согласно которым полномочия по уголовному преследованию носителей судебной власти переданы от Генерального прокурора к его первому заместителю - Председателю Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Кроме того, из общей системы мер по защите судей при привлечении их к ответственности исключена процедура дачи заключения коллегии о наличии в действиях привлекаемого лица признаков преступления. Таким образом, уровень защищенности - судейского иммунитета был существенно понижен.

 

Заключение

     В данной работе были достигнуты цели и  задачи, поставленные во введении.

     Фактически, сама независимость судов может  облегчить коррупцию, поскольку  никто не будет иметь права  осуществлять надзор за ними. Если судебная система предполагается как эффективный  страж законности в государстве, она должна быть независимой как  от законодательной, так и от исполнительной власти, а также быть высоко интегрированной. На нее не должно оказываться давления со стороны ни сильных политиков, ни иных сторон общественного и частного секторов, которые были бы заинтересованы в сохранении существующей коррумпированной системы. Таким образом, существует фундаментальный парадокс: если суды независимы, то судьи могут принимать  сторону тех, кто дает взятки. Если суды зависимы, то судьи будут принимать  сторону политиков, имеющих над  ними власть. Оба результата неприятны, что говорит о необходимости (но недостаточности) создания благоприятной  конструкции системы. Некоторые  различия в типах коррупции между  разными странами определяются честностью и компетентностью заседающих судей  и нормами их поведения. Тем не менее, развивающимся демократическим  странам необходимо изучить приведенные  выше разные системы. Каждая из моделей  может при определенных условиях работать эффективно. Задача реформаторов - определить слабые места их систем и разработать программы, способные  учесть всю многоаспектность вопроса  независимости таким образом, чтобы  ограничить возможности для взяток и обеспечить быстрые и непредвзятые судебные решения. 

Список  используемой научной  литературы

  1. Агузаров  Т.К. Преступные посягательства на независимость  и неприкосновенность судей. М., 2004. С. 126.
  2. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 год // Российская газета. 2008. 14 марта.
  3. Лысякова Н.П. Мировых судей надо учить // Судья. 2008. N 6. С. 1.
  4. Мамут Л.С. Конституция и реальность // Конституция как фактор социальных изменений. М., 1999. С. 50 — 51.
  5. Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. М., 2008. С. 18.
  6. Мурадов М. Убийство по штатному расписанию. В Ингушетии расстреляли второго за год зампреда Верховного Суда // Коммерсантъ. 2009. 11 июня.
  7. Сборник международных договоров ООН. Нью-Йорк, 1889. С. 302 — 305.
  8. Скутин А.Ф. Судебная реформа и проблемы коррупции в судах // Российское правосудие. 2008. N 10. С. 80.
  9. Скутин А.Ф. Указ. соч. С. 81 - 82; Терехин В.А. Некоторые достижения и просчеты современной судебной реформы // Российская юстиция. 2008. N 10. С. 3
  10. Шкель Т. Квартирный вопрос суд не испортит // Российская газета. 2008. 15 марта.

Информация о работе Независимость судебных органов