Невербальные средства общения и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:00, реферат

Описание

Каждый день мы встречаем множество людей: на улице, в магазинах, на работе. А задумывались ли вы над тем, почему один человек нам приятен в общении, а второй вызывает явную антипатию? Ответ прост. Внешний вид каждого из нас состоит из множества деталей: это стиль и цветовая гамма одежды, обувь, головной убор, прическа, аксессуары, украшения. Сюда же относится походка, позы, телосложение, жесты, эмоциональность, используемые в речи слова и интонации, мимика. Одним словом – невербальные и вербальные средства общения.

Содержание

o Введение…………………………………………………………………….2
o Цели и задачи……………………………………………………………….3
o Характеристика и определения общения…………………………………4
o Виды общения………………………………………………………………6
o Средства общения. Невербальная коммуникация. Её основные знаковые системы………………………………………………………………………7
o Типы жестов…………………………………………………………………9
o Зональные пространства…………………………………………………...10
o Понятие невербального общения…………………………………………..11
o Вербальные и невербальные компоненты коммуникации……………….12
o Уровни анализа невербального общения………………………………….13
o Типичные жанры речевого этикета………………………………………..14
o Этикет………………………………………………………………………..15
o Речевой этикет………………………………………………………………16
o Основные функции…………………………………………………………18
o Этикет общения. Порядок представлений и знакомств………………….19
o Голос, тон. Извинения……………………………………………………...22
o Как начать беседу……………………………………………………………22
o Как продолжить беседу……………………………………………………...24
o Несколько советов……………………………………………………………24
o Как закончить беседую………………………………………………………25
o Чего в разговоре лучше избегать……………………………………………25
o Вывод………………………………………………………………………….28
o Список используемой литературы………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

РУССКИЙ,РЕФЕРАТ.docx

— 590.50 Кб (Скачать документ)
 
 

         Типичные жанры речевого этикета:

    • Обращение и привлечение внимания
    • Знакомство, приветствие
    • Прощание
    • Извинения, благодарность
    • Поздравления, пожелания
    • Одобрение, комплимент
    • Сочувствие, соболезнование
    • Приглашение, предложение
    • Просьба, совет
    • Согласие, отказ.

    Основные  функции речевого этикета:

    • Коммуникативная
    • Контакто-устанавливаемая
    • Функция призыва
    • Привлекание внимания
    • Основная функция вежливости
 

                               

 

 
 
 
 
 

Этикет  общения

   Порядок представлений и  знакомств:

   В светском обществе этикет знакомства был ограничен. Считалось, что обретать новые знакомства без участия посредника или рекомендательного письма неприлично.

   

   Сегодня этикет не предполагает строгого соблюдения этих условностей, однако правила «доброй  старины» не отвергает и содержит в себе достаточно подробный  список правил знакомств, знание которых, безусловно, необходимо каждому человеку. Знание и соблюдение этих правил облегчает жизнь и в какой-то мере создает некую безопасность и надежность.

  Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат  незнаком субъекту речи, то общение  начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно  и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому.

  • Этикет предлагает несколько возможных формул при знакомстве:
    • - Разрешите с вами познакомиться.
    • - Я хотел бы с вами познакомиться.
    • - Давайте познакомимся.
    • - Будем знакомы.
  • При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:
    • - Позвольте (разрешите) представиться.
    • - Моя фамилия Сергеев.
    • - Меня зовут Валерий Павлович.

  Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с  приветствия.

  • Официальные формулы приветствия:
    • - Здравствуйте!
    • - Добрый день!
  • Неофициальные формулы приветствия:
    • - Привет!
    • - Здравствуй!

   
     В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают  поздравления.

  • Приглашение:
    • - Позвольте (разрешите) пригласить вас…
    • - Приходите на праздник (юбилей, встречу).
    • - Будем рады видеть вас.
  • Поздравление:
    • - Разрешите поздравить вас с…
    • - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…
    • - Горячо поздравляю…
  • Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:
    • - Сделайте одолжение…
    • - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…
    • - Будьте любезны…
    • - Не могу ли попросить вас…
    • - Очень вас прошу…
  • Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме. Желательно формулировать совет в виде деликатной рекомендации, сообщения о некоторых важных для собеседника обстоятельствах:
    • - Разрешите порекомендовать вам…
    • - Позвольте обратить ваше внимание на…
    • - Я бы предложил вам…
  • Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:
    • - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
    • - В настоящее время это (сделать) невозможно.
    • - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
    • - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
    • - Я вынужден отказать (запретить, не разрешит

            

 
 
 
 
 

                                                           Голос, тон:

    Своим голосом, благозвучным или крикливым, вы непроизвольно создаете вокруг себя приятную или тяжелую атмосферу. Смысл произносимых вами слов не оказывает  на это почти никакого влияния. Его  достаточно только для того, чтобы  собеседник мог дать вам более  или менее обдуманный ответ. Действительная информация заключена в музыке вашего голоса. Опасность состоит в том, что ни вы, ни ваши собеседники не в состоянии сознательно проанализировать эту невольную информацию, которая  достигает цели. Своим голосом  вы каждый день создаете свой, незнакомый вам самим портрет, который, увы, не всегда может вам польстить.

    Извинения:

    Если  вы побеспокоили кого-то, проходя перед  ним или перед ней (если больше негде пройти), скажите "Пожалуйста, извините меня" или "Прошу прощения"; короткая форма: "Извините", "Пардон" - меньше подходит к такому случаю. Например, в театре сначала попросите разрешения пройти в ряду кресел, а не проталкивайтесь мимо людей, не шагайте по ногам, не дав людям шанса уступить вам дорогу. В Америке, например, в театре принято проходить спиной к людям, занимающим нужный вам ряд. В Европе же следует проходить лицом к сидящим.

    Как начать беседу:

Варианты начала беседы могут быть разными, в зависимости  от обстановки, в которой оказались  вы с собеседником.

Если вас пригласили на вечеринку, где вы почти никого не знаете, можно поступить так: выберите изо всей компании такого же явного "одиночку", как и вы, и смело  обратитесь к нему со словами: "Привет! Меня зовут..." А далее можно, например, попросить о помощи: "Я в  этой компании первый раз и почти  никого не знаю. Может быть, вы (ты) поможете (поможешь) мне разобраться, кто есть кто?" Познакомившись, можно обменяться и другой информацией - об учебе или работе, семье, друзьях и т. п.

В людном месте  хорошее начало разговора - просьба о помощи. В библиотеке можно спросить об интересующей вас книге, в магазине - расспросить о товарах, в картинной галерее - о той или иной картине, на улице - попросить показать дорогу или рассказать, как добраться до того или иного места.

Начать беседу можно и с комплимента собеседнику: "Никак не могу найти приличные  джинсы. Вы (ты) не подскажете (подскажешь), где можно купить такие же, как у вас (тебя)?"

 

Или: "Ваши волосы выглядят просто великолепно! Если не секрет, каким шампунем вы пользуетесь?"

Мужчине хорошо сделать комплимент о его прекрасной физической форме, женщине - о ее вкусе.

Вполне подходят для начала разговора и банальности, вроде: "Эти бесконечные дожди  просто невыносимы!", "Прекрасная погода, не правда ли?", "Вам не кажется, что сегодня на удивление  жарко?", "Мы не могли встречаться  раньше?"

Как продолжить беседу:

Для продолжения  разговора можно задавать собеседнику  самые разнообразные вопросы, интересуясь  его мнением о последних фильмах, альбомах известных музыкальных  групп, политических событиях. Это позволит не только преодолеть смущение, но и  определить круг интересов собеседника, сравнить его со своим. Можно смело  рассказать о каком-нибудь случае, который  произошел с вами, высказать свою точку зрения.

Несколько советов:

  1. Учтите, чтобы быть интересным собеседником, нужно стать "хорошо информированным". То есть иметь представление о последних новостях в политике, разбираться в музыке, фильмах, спорте. Хорошо, если вы сумеете интересно рассказать и о том необычном, что произошло лично с вами. Так что не спите! Смотрите фильмы, слушайте музыку, читайте газеты, журналы и книги.
  2. Человеку всегда интереснее общаться с тем, кто умеет хорошо слушать, потому что любому, как правило, интереснее рассказывать, чем слушать. Если вы научитесь внимательно, не перебивая, слушать рассказ, к месту показывая свою заинтересованность вопросами типа: "И что же было дальше?", "Невероятно! Как такое могло быть?", "И как же вам удалось справиться?", то с вами приятно будет побеседовать любому.
  3. Не стремитесь подавить собеседника своей эрудицией. Никому не хочется чувствовать себя глупее другого! Поэтому если вы постоянно станете перебивать собеседника фразами: "Да я это давно уже знаю!" или "Подумаешь, удивили! После этого он написал еще семь романов!", не удивляйтесь, если он больше не захочет общаться с вами.
  4. А вот если вы чего-нибудь не знаете, не стесняйтесь сказать об этом. Большинству людей нравится рассказать о чем-то, чего не знает их собеседник. Поэтому фраза: "Надо же, я первый раз об этом слышу! Не могли бы рассказать поподробнее?" - хорошая заявка к продолжению беседы.

Как закончить беседу:

Хорошо закончить  беседу - тоже важно для дальнейшего продолжения знакомства. Сделать это надо решительно, но вежливо, чтобы не обидеть собеседника.

Если беседа исчерпана, не нужно судорожно искать новые темы, пытаясь удержать собеседника, лучше постараться закрепить  произведенное хорошее впечатление, с достоинством попрощавшись. Здесь  уместны будут: "Было приятно познакомиться!", "Надеюсь на продолжение знакомства", "Нам непременно нужно еще раз  встретиться и поболтать!", "Было очень приятно побеседовать с  вами!".

Если, наоборот, у вас нет времени продолжать разговор, нужно мягко, но решительно дать понять это собеседнику, поглядывая на часы, приподнимаясь с кресла. Чтобы уход не выглядел невежливым, можно завершить беседу, высказавшись по последней фразе собеседника: "Иначе и не могло быть!", "Уверен, что вы справитесь! Но, к  сожалению, мне пора. Нам обязательно  нужно продолжить этот разговор в  следующий раз!"

Чего  в разговоре лучше  избегать:

  • Воспитанный человек говорит о себе в последнюю очередь. Если даже вас об этом попросили, то вскоре разговор следует перевести на другую тему.
  • Собственные заботы и невзгоды обсуждаются в семейном кругу или в кругу друзей; в общество выходят для того, чтобы отдохнуть и развлечься.
  • Домашние дела и болезни пусть в подробностях обсуждает тот, кто не может найти лучшей темы для разговора.
  • С врачом нужно консультироваться в приемные часы, а не расспрашивать его в компании или на улице о том, какие средства принимать против желудочно-кишечных заболеваний.
  • Не следует делать темой разговора - по крайней мере, в присутствии посторонних - личные дела, обсуждение которых было бы неприятно другому ("Ну и как ты пережил нагоняй шефа?").
  • Если вы пишете стихи, то ублажайте ими сначала самого себя; если ими заинтересуется издатель, тем лучше. Но требовать от других, чтобы они выслушивали плохие стихи, а потом еще и любезно расхваливали их как "исключительно талантливые", весьма бестактно.
  • Доверительной информацией делиться не стоит, так же как и намекать на вещи деликатного характера. Излишняя откровенность может быть легко истолкована как болтливость, а болтливый человек быстро теряет доверие.
  • Говорить о слабостях других отнюдь не похвальное занятие. Тот, кто старается повысить свои акции за счет других, ведет себя непорядочно. Настоящие люди считаются с человеческими слабостями других и не обсуждают их в обществе.
  • Беседа должна быть занимательной. Обсуждение кулинарных рецептов или приемов игры в теннис может лишь ненадолго заинтересовать собеседника, да и то не каждого. Если кто-то из гостей весь вечер изрекает нравоучения или высказывается на узкоспециальные темы, это утомляет остальных. Не надо заниматься и пустой болтовней, от которой другим ни пользы, ни удовольствия.
  • Прервите беседу, если почувствуете, что собеседники слушают вас без внимания; поступайте так и тогда, когда не уверены, что разговор должен быть им непременно интересен.
  • Не поддавайтесь настроению. Истинная обходительность требует, чтобы в беседе вы были не только берущей, но и дающей стороной. Неприлично, а для многих, вероятно, и тягостно, когда вас развлекают, а сами вы молчите как рыба.
  • Не отделяйтесь с группой собеседников от остального общества. Если хотите открыть свой собственный клуб, то пригласите гостей, с которыми желаете провести время, к себе домой.
  • Ждите, когда люди, занимающие высокий пост и пользующиеся большим уважением, обратятся к вам. Не покидайте собеседника, пока он не кончил говорить.
  • Не горячитесь и не раздражайтесь, если собеседник станет возражать, иначе симпатии остальных присутствующих, которые не очень внимательно следили за темой, будут не на вашей стороне, даже если речь идет о самых интересных вещах.
  • Не шепчитесь. Если вам надо шепнуть кому-либо из собеседников что-то на ухо, скажем, обратить его внимание на какое-либо упущение в туалете и т. п., отведите его в сторонку.
  • Говорите медленно и внятно и смотрите при этом собеседнику в глаза. Смотреть во время разговора на пуговицу костюма собеседника и тем более вертеть ее в руках весьма неприлично.
  • Указывать на других пальцем недопустимо. Во время разговора руки не должны находиться в карманах или покоиться на плечах собеседника.
  • Если гости говорят на родном языке, то не вступайте с другими в разговор на иностранном языке; ни в коем случае не делайте этого, если говорите о ком-либо из присутствующих, не владеющим этим языком. За столом внимание должно быть сосредоточено - хотя и не целиком и полностью, но все же в первую очередь - на сидящей справа даме. Не мешайте общей беседе за столом, громко переговариваясь с сидящими в отдалении.
  • Не вступайте в разговор на улице со своим знакомым, если он спешит или ждет даму. Если знакомый идет в сопровождении незнакомой дамы, то обратиться к нему можно лишь в случае крайней необходимости.
  • Не судите о своих знакомых только по разговорам с ними. Важны не их слова, а прежде всего их дела.

Информация о работе Невербальные средства общения и этикет