Невербальные средства общения и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:00, реферат

Описание

Каждый день мы встречаем множество людей: на улице, в магазинах, на работе. А задумывались ли вы над тем, почему один человек нам приятен в общении, а второй вызывает явную антипатию? Ответ прост. Внешний вид каждого из нас состоит из множества деталей: это стиль и цветовая гамма одежды, обувь, головной убор, прическа, аксессуары, украшения. Сюда же относится походка, позы, телосложение, жесты, эмоциональность, используемые в речи слова и интонации, мимика. Одним словом – невербальные и вербальные средства общения.

Содержание

o Введение…………………………………………………………………….2
o Цели и задачи……………………………………………………………….3
o Характеристика и определения общения…………………………………4
o Виды общения………………………………………………………………6
o Средства общения. Невербальная коммуникация. Её основные знаковые системы………………………………………………………………………7
o Типы жестов…………………………………………………………………9
o Зональные пространства…………………………………………………...10
o Понятие невербального общения…………………………………………..11
o Вербальные и невербальные компоненты коммуникации……………….12
o Уровни анализа невербального общения………………………………….13
o Типичные жанры речевого этикета………………………………………..14
o Этикет………………………………………………………………………..15
o Речевой этикет………………………………………………………………16
o Основные функции…………………………………………………………18
o Этикет общения. Порядок представлений и знакомств………………….19
o Голос, тон. Извинения……………………………………………………...22
o Как начать беседу……………………………………………………………22
o Как продолжить беседу……………………………………………………...24
o Несколько советов……………………………………………………………24
o Как закончить беседую………………………………………………………25
o Чего в разговоре лучше избегать……………………………………………25
o Вывод………………………………………………………………………….28
o Список используемой литературы………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

РУССКИЙ,РЕФЕРАТ.docx

— 590.50 Кб (Скачать документ)

           Содержание

    • Введение…………………………………………………………………….2
    • Цели и задачи……………………………………………………………….3
    • Характеристика и определения общения…………………………………4
    • Виды общения………………………………………………………………6
    • Средства общения. Невербальная  коммуникация. Её основные знаковые системы………………………………………………………………………7
    • Типы жестов…………………………………………………………………9
    • Зональные  пространства…………………………………………………...10
    • Понятие невербального общения…………………………………………..11
    • Вербальные и невербальные компоненты коммуникации……………….12
    • Уровни анализа невербального общения………………………………….13
    • Типичные жанры речевого этикета………………………………………..14
    • Этикет………………………………………………………………………..15
    • Речевой этикет………………………………………………………………16
    • Основные функции…………………………………………………………18
    • Этикет общения. Порядок представлений и знакомств………………….19
    • Голос, тон.  Извинения……………………………………………………...22
    • Как начать беседу……………………………………………………………22
    • Как продолжить беседу……………………………………………………...24
    • Несколько советов……………………………………………………………24
    • Как закончить беседую………………………………………………………25
    • Чего в разговоре лучше избегать……………………………………………25
    • Вывод………………………………………………………………………….28
    • Список используемой литературы………………………………………….29
 
 
 

Введение

    Каждый  день мы встречаем множество людей: на улице, в магазинах, на работе. А задумывались ли вы над тем, почему один человек нам приятен в общении, а второй вызывает явную антипатию? Ответ прост. Внешний вид каждого из нас состоит из множества деталей: это стиль и цветовая гамма одежды, обувь, головной убор, прическа, аксессуары, украшения. Сюда же относится походка, позы, телосложение, жесты, эмоциональность, используемые в речи слова и интонации, мимика. Одним словом – невербальные и вербальные средства общения.

    Все люди разные, кто-то в меньшей, а кто-то в большей степени способен читать, так называемый, «язык тела» другого  человека. Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется  существование такого понятия, как  женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и  расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей может  обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о  чем он даже не подозревает.

 
 
 
 
 
 

Цели  и задачи

  • Рассмотреть общение и его виды.
  • Ознакомится с типами жестов
  • Узнать какие бывают зональные пространства, какие функции предусматривает речевой этикет
  • Научится правильно вести себя в той или иной ситуации, в соответствии с правилами этикета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

 Общение     

                           Характеристика и определения общения:

      Общение - это взаимные сношения, деловая или дружеская связь.(По словарю С. Ожегова)

    Общение как особого рода деятельность - это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, далее, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.).

    Общение - это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи(в её словесной и несловесной составляющих).

    

    Общение – это связь между людьми для передачи и получения информации.

 

      Обще́ние — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

       Обще́ние - осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

    Субъектом общения выступают индивид, группа, целевая или массовая аудитория, все общество в целом.

    Потребность в общении возникает в проблемной ситуации, оказываясь в которой, человек ощущает недостаток собственных знаний (опыта, умения, навыков), чтобы разрешить противоречие. Он обращается к собеседнику, чтобы усвоить его опыт, воспользоваться его сове том, вместе подумать, как преодолеть общие препятствия. Такая ситуация возникает в сфере практической деятельности, а также в мире человеческих отношений.

    Программа общения заранее вырабатывается каждым участником диалога, переговоров, делового совещания и пр. Однако в ходе общения все программы всех участников изменяются.

    Процесс общения распадается на ряд действий, совершающихся попеременно: “Вопрос - ответ”, “реплика - возражение”, “утверждение - отрицание” упорядочивают процесс общения, задают интуитивно принимаемый участниками ритм обмена мнениями, очередность вступления в беседу.

                              

 

                                             Виды общения:

    1. По содержанию общениеможет быть:
  • Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
  • Когнитивное (обмен знаниями)
  • Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
  • Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
  • Деятельное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

       2. По целям общение делиться на:

  • Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
  • Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития персональных отношений, личностного роста индивида)

    3. По средствам общение бывает:

  • Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
  • Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
  • Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
  • Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

                                

 

Невербальные  средства общения          

                                      Средства общения:

Выделяют  такие средства общения, как: вербальное и невербальное общение.

    Обмен информацией возможен не только посредством  речи, но и с помощью других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации. Истоки знакомства с этими средствами восходят к древности, на что обратил внимание французский просветитель XVIII века Жан – Батист Дюбо, обозначив особую науку HEMA, представляющую собой «искусство говорить, не раскрывая рта».Так же достаточно давними являются и представления о хирономии – прав илах жестикуляции и умении «читать» жесты.

    В начале XX века в 1872 году была опубликована работа Чарльза Дарвина "Выражение эмоций у людей и у животных". Она стимулировала современные исследования в области "языка тела", а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

    Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию  звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл  проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств  в общении людей. Он установил, что  в среднем человек говорит  словами только в течение 10-11 минут  в день, и что каждое предложение  в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что  словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств  общения.

    Большинство исследователей разделяют мнение, что  словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время  как невербальный канал применяется  для "обсуждения" межличностных  отношений, а в некоторых случаях  используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать  мужчине убийственный взгляд, и она  совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

    Независимо  от культурного уровня человека, слова  и сопровождающие их движения совпадают  с такой степенью предсказуемости, что Бердвиссл даже утверждает, что  хорошо подготовленный человек может  по голосу определить, какое движение делает человек в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот, Бердвиссл научился определять каким  голосом говорит человек, наблюдая за его жестами в момент речи.

 

    Жесты (от франц. geste—движение руками) - это часть пантомимики, а именно—выразительные движения, с одной стороны непосредственно отражающие известные эмоциональные психо-физиологические состояния, а с другой—являющиеся одним из средств общения между людьми.

    Мимика (греч. μιμιχοζ — подражатель) —  это выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.

    Пантомимика — это совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции.

    Различные проявления мимики, жестикуляции и  пантомимы выполняют все те функции  по дополнению и замещению речи. Они сигнализируют партнеру по общению  об эмоциональном состоянии участника  коммуникативного процесса, о предпочитаемом типе отношений с партнером, о желаемом уровне общения.

 

                                  Типы жестов:

    • Ритмические (помогают воспроизведению речи)
    • Механические (непроизвольные)
    • Изобразительные (слов недостаточно)
    • Указательные (
    • Эмоциональные
    • Символические:
      • Жест интенсивности (рука сжимается в кулак)
      • Жест предельности (отмашка кистью руки)
      • Жест отказа, отрицания (отторгающие движения руками)
      • Жест противопоставления, антонимичности (движения в воздухе)
      • Жест разъединения, расподобления
      • Жест сложения, суммы

                                              Зональные  пространства: 
            Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны:

Информация о работе Невербальные средства общения и этикет