Мораль и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:58, контрольная работа

Описание

Изучение взаимосвязи морали и состояния общества свидетельствует, что ее падение наблюдалось в периоды упадка и духовных кризисов самого общества. Особенно это характерно для периодов перехода от одного общественного строя к другому. История также свидетельствует, что у человечества никогда не было «золотого века», но был медленный прогресс в развитии морального самосознания личности, появлении новых моральных достоинств, расширении свободы выбора и борьбы мотивов, возрастании роли личного общения и др. Но этот прогресс сопровождался и появлением новых нравственных пороков по сравнению с предыдущими (в настоящее время, например, коррупция, массовая депрессия, наркомания, распространение мафиозных структур и др.).

Содержание

Введение
1Роль морали в развитии общества.
2Состояние нравственности и тенденции ее развития в современном Российском обществе.
3Совершенствование деятельности сотрудников УИС в условиях гуманизации общества.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

мораль и обществооо.docx

— 64.87 Кб (Скачать документ)

Коммуникативная функция тесно связана с воспитательной. Мораль создает определенные формы  человеческого общения, то, что называется этикетом. Хотя мораль не сводится к  этикету, она часто сливается  с ним, создавая основные способы  взаимоотношений между людьми.

В своих  высших проявлениях коммуникативная  функция морали выражается в том, что люди следуют главному правилу, согласно которому к другому человеку никогда нельзя относиться как к  вещи, необходимо уважать в любом  человеке человека, даже если тебе никогда  не воздадут за это практическим добром.

Познавательная  функция некоторыми учеными считается  основной. Одной из первых концепций  морали была гносеологическая концепция  Сократа. Нравственное поведение им рассматривалось как результат  знания того, что есть добро и  что есть зло. Человек, знающий что  есть добро, никогда не выберет зло. Зло совершается людьми по невежеству, незнанию добра. Тем самым мораль не просто познает мир человеческих взаимоотношений, но и помогает выстроить  линию нравственного поведения  личности. Хотя знание само по себе не все решает в поведении человека, где действует множество других моментов. Вместе с тем, моральное  знание делает человека более сознательным в решении моральных вопросов, позволяет больше понимать и точнее корректировать собственное поведение.

Когда мораль дает оценку общему состоянию нравов, она в определенной степени открывает  людям, насколько соответствуют  действия государства высшим общечеловеческим ценностям. Познавательная функция  морали в отличие от науки в  большей степени образная, в ней  доминируют чувства, вера, интуиция.

Ценностно-ориентационная функция. Мораль проявляет себя не только как поведенческий регулятор  человеческих отношений, но и как  императив, определяющий строительную линию становления и развития личности. Система моральных идеалов  и ценностей, выбранная человеком, проявляет себя в практическом поведении.

Нравственные  отношения детерминируются социально-политическими  условиями и характером культуры конкретного общества.

Устойчиво повторяющиеся компоненты нравственных отношений фиксируются, как правило, в традициях, обычаях и приобретают  национально-культурную специфику (например, рациональные способы приветствия  у разных народов и т.п.).

Структура морали. Общепринятым является выделение  в морали трех основных элементов: нравственная деятельность, нравственное отношение  и нравственное сознание.

Нравственная  деятельность – это понятие, которое  используется в этике для выявления  смысла, присущего всем другим видам  деятельности человека. Оно выражает общественную значимость любой деятельности человека (трудовой, спортивной, правоохранительной). Нравственная деятельность складывается из поступков. Совершая поступки, человек  вступает с другими людьми в определенные отношения, разновидность которых  может быть названа нравственными. Нравственные отношения – это  не особый вид отношений, существующий отдельно от других общественных отношений, а их ценностное смысловое содержание. Нравственная жизнь невозможна без  оценки, но моральная оценка осуществляется через призму понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть. В морали сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные  оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все  действия человека. Нравственные отношения  выступают способом детерминации поведения  человека, они накладывают на человека определенные обязанности. В моральных  отношениях человек является и субъектом, поскольку они возникают как  результат его деятельности, и  их объектом, поскольку определенный уровень нравственных отношений  сложился и существует независимо от человека. Глубинным содержанием  нравственных отношений является отношение  личности к обществу, а точнее, отношение  личности к общественному благу  как к высшей ценности, из фундамента которой вырастают другие моральные  отношения. Вместе с тем, отношение  к человеку как конечной цели общественного  развития предопределяет гуманистический  характер общественного блага.

Таким образом, моральная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную, выраженную в поведении и социальных связях, сторону морали. Свое устойчивое закрепление они находят в  общественных нравах, т.е. относительно устойчивых, массовых формах поведения  и отношений. Нравственные отношения  являются каналами морального общения, морального опыта.

Идеальную сторону морали составляет моральное  сознание. Оно порождается потребностью в регулировании общественных отношений  и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель данного поведения  и отношений. Моральное сознание вездесуще, т.е. пронизывает все сферы  жизнедеятельности человека. Оно  также универсально, поскольку все  свои суждения оно обращает от имени  всех ко всем, выражая свое содержание в безлично-анонимной форме.

Моральному  сознанию присуща деонтологическая и аксиологическая модальность. Содержание морального сознания пронизано  императивностью, повелительностью. Моральные  требования выражают нужду, потребность, имеющую в качестве цели некое  идеальное положение вещей. Значит в моральном сознании находит  отражение не действительность сама по себе, а отношение к ней субъекта. Оно требует от человека идеально-должной  модели жизнеустройства и оценивает  степень соответствия его поведения  этой модели. Моральное сознание выступает  в безлично-анонимной форме, обращая  свои оценки от имени всех ко всем, и  поэтому не приемлет отождествления с позициями отдельных общностей  – сословия, науки, класса. Отношение  к личности как цели и ценности исторического развития выступает  в моральном сознании как критерий моральных ценностей.

Благодаря способности  человека и общества подвергать моральной  оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается  включенной во все сферы общественной жизни. В жизни действуют нормы  и правила поведения, требующие  от человека служения обществу. Их возникновение  и существование диктуется объективной  необходимостью совместной, коллективной жизни людей.

Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей  друг в друге. Мораль действует в  обществе как совокупность трех структурных  элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания. Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует  отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование  морали можно интерпретировать как  признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в  том случае, если обеспечено прочное  единство общества в целом. Таким  образом, мораль можно считать проявлением  коллективной воли людей, которая через  систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных  индивидов друге другом и с  интересами общества в целом.

В обществе не существует таких учреждений, которые  бы обеспечивали функционирование и  развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в  обычном смысле этого слова (как  управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени  вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время  неуловима.

Люди давно  уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем  не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно  только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге  выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл  и отвечает некой общественной потребности.

Регулятивная  функция Одной из главных функций  морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей  в обществе и саморегулирования  поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический  и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным.

Во-первых, потому, что не нуждается в организационном  подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование  осуществляется в основном через  усвоение индивидами соответствующих  норм и принципов поведения в  обществе.

Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они  стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его  духовного мира, механизмом мотивации  его повеления. Оценочная функция  Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления  и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому  она классифицирует все как положительное  или отрицательное, добро или  зло.

Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра  и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них  понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение  к ней.

Оценивая  мир, мы уже что-то меняем в нем, а  именно меняем свое отношение к миру, свою позицию. Воспитательная функция  В жизни общества мораль выполняет  важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством  воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его  достоянием каждого нового поколения  людей. В этом состоит ее воспитательная функция.

Нравственность пронизывает все  виды воспитания постольку, поскольку  она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное  сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого  не было плохо другим людям.

 

                                                                 2.Состояние нравственности и тенденции ее развитиия в современном Российском обществе.

Несмотря  на экономические успехи, внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции  последних лет, общее состояние  современного российского общества выглядит неблагополучным. Что именно настораживает в развитии социума  России?

1. Психологический портрет российского  общества. Ответ на поставленный  вопрос дает табл.1, каждый из  показателей которой говорит  о многом. Так, количество убийств  на 100 тыс. жителей в нашей стране  сейчас почти в 4 раза больше, чем в США (где ситуация в  данном отношении тоже очень  неблагополучна), и примерно в  10 превышает их распространенность  в большинстве европейских стран.  По количеству самоубийств наша  страна в 3 раза опережает США,  занимая второе место в Европе  и СНГ не только среди населения  в целом, но и среди молодёжи  в возрасте до 17 лет (в данном  случае – после Казахстана). При  этом по ряду причин, таких  как стремление родственников  представить самоубийство в качестве  несчастного случая, недоучет самоубийств  в российских регионах составляет  порядка 13%. Наблюдаются и такие  тревожные тенденции, как снижение  среднего возраста совершающих  самоубийства, совершение их все  более жестокими способами и  др. По индексу коррупции за  шесть лет (с 2002 по 2008 гг.) наша  страна перебралась с 71-го на 147-е место в мире, а общий  объем коррупционного оборота  в России оценивается экспертами  в 250-300 млрд. долларов в год.  Численность жертв несчастных  случаев, таких как случайные  отравления алкоголем и ДТП,  свидетельствуют если не о  массовом нежелании жить (психоаналитическая  интерпретация подобных ситуаций), то, по крайней мере, о безразличном  отношении многих наших сограждан  к своей и к чужой жизни.  Ежегодное количество жертв ДТП  в современной России превышает  потери нашей страны за все  годы Афганской войны, а ситуация  на наших дорогах характеризуется  как «война на дорогах», «гражданская  война» и т.п. 

Показатель

Значение

показателя

Место России по данному

         +показателю

Смерность от убийств (на 100 тыс.

жителей)

20,2

1-е место в Европе и СНГ

Смертность от самоубийств (на 100

тыс. жителей)

30,1

2-е место в Европе и СНГ  (после Литвы)

от случайных отравлений алкоголем (на 100 тыс. жителей)

23,1

1-е место в Европе и СНГ

от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. жителей)

17,5

3-е место в Европе и СНГ  (после Литвы и Латвии)

Ожидаемая продолжительность жизни  при рождении (число лет)

66,6

Последнее место среди стран с  развитой и переходной экономикой

Естественный прирост населения (на 1 тыс. жителей)

-4,8

Одно из последних мест в Европе (перед Болгарией и Украиной)

Число детей, оставшихся без попечительства родителей (на 100 тыс. жителей)

89

2-е место в Восточной Европе  и СНГ (после Литвы)

Количество разводов на 1 тыс. жителей)

4,5

1-е место в Европе

Число абортов на 1000 женщин (в возрасте 15 – 49 лет)

40,6

1-е место в Восточной Европе  и СНГ

Доля детей, родившихся у женщин, не состоявших в браке (%)

29,2

9-е место в Восточной Европе  и СНГ

Индекс Джини (индекс концентрации доходов)

0,4

1-е место среди стран с развитой  и переходной экономикой

Индекс коррупции (от 0 до 10 баллов, чем выше балл, тем ниже уровень  коррумпированности)

2,3

143 позиция в мире (наряду с Гамбией,  Индонезией и Того) из 180 возможных


 

В совокупности приведённые, а также другие подобные данные выстраиваются в целостную  картину, которая свидетельствует  о болезненном состоянии нашего общества, и удивительно, что в  общественном сознании они воспринимаются с меньшей остротой, чем, скажем, количество медалей, выигранных на Олимпиаде (что само по себе служит показателем  состояния общества, равно как  и одаривание дорогими внедорожниками и без того небедных спорстменов-победителей).       

Перечисленные в табл.1 показатели дополняются  и другими данными, демонстрирующими, какое общество мы построили под  красивыми лозунгами свободы  и демократии:

• ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств  и получают тяжкие телесные повреждения;

Информация о работе Мораль и общество