Культура слушания в деловом общении и переговоры как способ разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:56, реферат

Описание

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.

Работа состоит из  1 файл

ЭТИКА БИЗНЕСА.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 

РВУЗ  «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» (г. ЯЛТА) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Этика бизнеса» по темам «Культура слушания в деловом общении» и «Переговоры как способ разрешения конфликтов» 
 
 
 
 

           

                                                                     Выполнила: студентка 4 курса,                  

                                                                               группы 41-ФК: Гладушко А. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ялта - 2010 

1. Культура слушания  в деловом общении 

          Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.

       Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.

Дейл Карнеги  еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его  финансовых делах даже в технической  сфере или инженерном деле процентов  на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят  пять – от его умения общаться с людьми. 

          1. Понятие слушанья. Вербальное общение состоит из двух процессов – слушания и говорения. Мы привыкли считать, что общение – это прежде всего разговор и молчаливого человека называем необщительным. Это представление является одним из основных стереотипов восприятия. В действительности хорошим собеседником считается тот человек, который умеет слушать.

          Причем есть огромная разница между тем, слышим мы нашего собеседника или его слушаем. Путать эти понятия нельзя: если мы слышим голос собеседника, но не вникаем в содержание его речи, то это будет означать, что мы слышим, а не слушаем собеседника. Слушать же – значит не только вникать в содержание речи собеседника, но и воспринимать истинное сообщение, которое может быть скрытым, вдумываться в слова собеседника, анализировать состояние собеседника и причины, толкнувшие его на то или иное высказывание.

          Однако экспериментальные исследования психологов показывают, что большинство людей не обладает навыками эффективного слушания и воспринимает речь собеседника лишь поверхностно (если воспринимает вообще). И лишь 10% людей обладают умением слушать собеседника, вникать в сущность сообщения и лежащие за этим сообщением чувства и мысли. Интересно, что лучшими способностями к слушанию обладают женщины, мужчины же более склоны слушать самих себя и часто перебивают собеседника, рассматривая беседу как возможность «себя показать», как некое соревнование.

Так как же правильно  слушать? Каковы условия эффективного слушания?

– при беседе с другим человеком нужно убрать посторонние мысли;

– в процессе слушания необходимо производить анализ скрытой в речи собеседника информации, причин, толкнувших его на разговор;

– пока говорит  собеседник, нельзя обдумывать контраргументы, это вполне можно сделать в паузах, поскольку скорость мышления примерно в 4 раза больше скорости речи;

– нужно стараться  преодолевать желание сменить тему, особенно, если разговор не из приятных (иначе время для расставления всех точек над «и» будет потеряно и ваши деловые отношения с этим человеком могут быть испорчены навсегда, тогда как причина разлада может быть эфемерной – слух, неверно интерпретированные жесты и слова);

– ни в коем случае не перебивать собеседника;

– сконцентрировать свое внимание на сущности разговора.

          Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это. Показать, что вы слушаете собеседника, можно несколькими способами. Во-первых, нужно повернуться к собеседнику лицом (а не стоять к нему боком, ибо это признак незаинтересованности), если же вы сидите, то нельзя сидеть развалясь (это признак неуважения), лучше сесть прямо. Во-вторых, ваша поза должна быть открытой, т.е. руки и ноги не должны быть скрещены. В-третьих, собеседника следует поддерживать взглядом, т.е. смотреть на говорящего, но, конечно, не пристально. Вообще же о человеке, который не избегает смотреть в глаза своему собеседнику, складывается более благоприятное впечатление.

  2. Основные  виды слушания Существует два  вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное  слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в  речь собеседника или с минимальным  вмешательством.

При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.

Рефлексивное  слушание – вид слушания, который  предполагает, помимо вслушивания в  смысл произносимого, расшифровку  закодированного в речи истинного  сообщения и отражение мнения собеседника.

Рефлексивное  слушание предполагает использование  следующих приемов поддержки собеседника:

– выяснение, уточнение:

«я не понял»,

«повторите еще  раз…»,

«что вы имеете в виду?»,

«не могли бы Вы объяснить?» 

– парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что  вы его правильно поняли:

«вы считаете, что…»,

«другими словами…»;

– отражение  чувств:

«Мне кажется, Вы чувствуете…»,

«Понимаю, Вы сейчас разгневаны…»;

– побуждение:

«ну и….»,

«что дальше…»;

– продолжение, то есть вклинивание в фразу собеседника  и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;

– оценки: «ваше  предложение заманчиво», «мне не нравится»;

– резюмирование:

«Итак, Вы считаете…»,

«Ваши слова  означают…»,

«Другими словами…».

  3. Этапы и  правила эффективного слушания  Процесс эффективного слушания  состоит из трех этапов.  

Название  этапа Цель этапа Способы поддержки собеседника
1. Информационный Дать собеседнику  высказать свою точку зрения поддакивание, побуждение, невербальная поддержка
2. Уяснение Убедиться, что  вы правильно его поняли Выяснение, парафраз, отражение чувств
3. Завершающий Добиться совместного  решения Оценки, продолжение, резюмирование
 
 
 
 
 

В деловой беседе старайтесь применять следующие  правила эффективного слушания:  

Будьте  внимательны и показывайте собеседнику, что вы внимательны.
Старайтесь  сосредоточиться не только на смысле сказанного собеседником, но и на истинном сообщении, которое чаще всего бывает скрыто.
Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику  выговориться.
Не  торопитесь с оценками и выводами, сначала удостоверьтесь, что именно имел в виду ваш собеседник.
Избегайте говорить собеседнику «Я Вас понимаю», поскольку эта фраза воспринимается почти всегда негативно, лучше всего  прямо указать ту эмоцию или чувство, которое испытывает Ваш собеседник (за это вам будут благодарны).
Если  ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, слушайте только смысл  сказанного, сами не подпадайте под  власть эмоций, иначе о принятом в таком состоянии решении  вы будете долго жалеть.
Отвечая на вопрос, удостоверьтесь, что конкретно хочет узнать собеседник, иначе вы можете дать излишнюю или ненужную информацию.
Если  целью беседы является принятие решения, используйте рефлексивное слушание.
 
 
 

          Умение слушать и слышать является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетентности. Часто сам факт того, что человека просто внимательно выслушивают, является для него решением многих личностных проблем.

Умение слушать  и слышать является необходимым  условием для эффективной работы еще и потому, что решение многих проблем возможно только при полном понимании его проблемы.

Главное необходимо показать собеседнику, что его внимательно  слушают и понимают.

Подача обратной связи – серьезная работа, требующая  сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Переговоры как способ разрешения конфликтов 

В условиях рыночных отношений переговоры между людьми становяться особой сферой их повседневной жизнедеятельности, которая имеет свои психологические особенности, а также являются основой разрешения не согласий  и конфликтов.

          Искусству ведения переговоров специально обучаются во всем мире. Правильно подготовленный к переговорам человек сможет добиться своей цели, не обидев при этом партнера и оставив о себе благоприятные впечатления. Цель переговоров – достичь разумного соглашения, отвечающего интересам переговаривающихся сторон.

Переговоры  по стратегии разделяются на три  типа:

-         мягкий;

-         жесткий;

-         принципиальный.

          Мягкий метод. Мягкий по характеру человек желает избежать личного конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки. Он хочет полюбовной развязки, но дело чаще всего кончается тем, что он остается в обиде и чувствует себя ущемленным.

          Жесткий метод. Жесткий участник переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли, в котором сторона, занявшая крайнюю позицию и упорно стоящая на своем, получит больше. Он хочет победить, но часто кончается тем, что он вызывает такую же жесткую  ситуацию, которая изматывает его самого и его ресурсы, а также портит его отношения с другой стороной.

          Метод принципиальных переговоров- это третий путь ведения переговоров, предусматривающий позицию, основанную не на слабости или твердости, а скорее объединяющий и то и другое.

          Метод принципиальных переговоров, разработанный в рамках Тавардского проекта по переговорам состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, то есть, исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон.

          Этот метод полагает, что вы стремитесь найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где ваши интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы основан на каких- то справедливых нормах независимо от воли каждого из сторон.

          Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров.

          Принципиальные переговоры показывают, как достичь того, что вам полагается по праву и остаться при этом в рамках приличия. Этот метод дает возможность быть справедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог бы воспользоваться во вред вашей честности.

          Метод принципиальных переговоров может быть использован для решения одного вопроса или нескольких, в обстоятельствах, предписанных ритуалом, или в условиях непредсказуемой ситуации, как это бывает в переговорах с угонщиками самолетов.  Этот метод в зависимости от методов противостоящей стороны.

Информация о работе Культура слушания в деловом общении и переговоры как способ разрешения конфликтов