Культура речи как основной составляющий аспект высокой общей культуры человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:16, реферат

Описание

Культура речи и общение имеют, важное значение в развитии и становлении человека как личности, и сегодня образование делает на этот аспект большой упор.

Содержание

Введение
1. Культура речи как основной составляющий аспект высокой общей культуры человека.
1.1Основные понятия культуры речи.
1.2 Определение норм культурной речи.
2.Культура общения и культура речи
2.1 Этикет и культура речевого общения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

русский язык.docx

— 34.49 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1. Культура речи как  основной составляющий аспект  высокой общей культуры человека.

1.1Основные понятия культуры  речи.

1.2 Определение норм культурной  речи.

2.Культура общения и  культура речи

2.1 Этикет и культура  речевого общения

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Культура речи и общение  имеют, важное значение в развитии и становлении человека как личности, и сегодня образование делает на этот аспект большой упор.

А так как образование  и культура есть два взаимосвязанных  процесса, то ввести образование в  контекст культуры может язык. В  истории человечества роль языка  в жизни общества возрастает. Объем  циркулирующей информации в расчете  на душу населения может быть показателем  уровня развития общества.

Язык является зеркалом культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.

Он является сокровищницей, кладовой, копилкой культуры. Он хранит культурные ценности – в лексике, в грамматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и  научной литературе, в формах письменной и устной речи.

Язык есть не только средство общения и выражения мысли, но и аккумуляции ценностей культуры.

Одним из важнейших показателей  уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших  средств активной деятельности человека в современном обществе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения человека новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Речь - это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, обмене информацией, в познании, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.

Под культурой речи, как  правило понимается — распространённое в советской и российской лингвистике XX века понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения»

Цель написания данной работы изучить особенности культуры и условия эффективности общения.

Основные задачи: Проанализировать литературу по теме исследования, раскрыть основные понятия и проблемы темы, подвести итоги по проделанной работе.

 

1. Культура речи  как основной составляющий аспект  высокой общей культуры человека.

 

1.1Основные понятия  культуры речи

 

В жизни современного человека речевая деятельность занимает особо  важное место, без нее немыслимы  ни овладение профессиональными  знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной  из основных характеристик личности как социального феномена.

А также понятие «Культура  речи» трактуется как владение нормами  литературного языка в его  устной и письменной форме, при которой  осуществляются выбор и организация  языковых средств, позволяющих в  определенной ситуации общения и  при соблюдении этики общения  обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

"Итак, культура речи  – это такой выбор и такая  организация языковых средств,  которые в определенной ситуации  общения при соблюдении современных  языковых норм и этики общения  позволяют обеспечить наибольший  эффект в достижении поставленных  коммуникативных задач", – так  определяет понятие культуры  речи Е.Н. Ширяев.

Для того чтобы разобраться  в путях и способах самостоятельного развития речевой культуры, необходимо ясно представлять содержание и объем  понятий данной дисциплины.

Центральным понятием этой дисциплины является понятие о языке. Язык - "естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система  облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная, прежде всего для целей коммуникации"

Способность соотносить звук и значение - главнейшая характеристика языка. Язык в одно и то же время - система знаков, замещающих предметы и речи и совокупность значений, сосредоточивших в себе духовный опыт людей.

С языком тесно связано  понятие речи. Речь - это "конкретное говорение, протекающее во времени  и облеченное в звуковую (включая  внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так  и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые  произведения, фиксируемые памятью  или письмом" Речь воспринимаема, конкретна и неповторима, преднамеренна  и направлена к определенной цели, она обусловлена ситуацией, субъективна  и произвольна. В речи функции  языка проявляются в различных  сочетаниях с преобладанием одной  из них.

Общение между людьми является и социально-психологическим взаимодействием  и каналом передачи информации. Поэтому  в учебниках по культуре речи используется термин коммуникация. Коммуникация - общение  между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных  актов, в которых участвуют коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание высказывания адресатом.

Результатом речевой деятельности, говорящего, является текст. Текст - это законченное речевое произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность. Правильность построения текста состоит в соответствии требованиям внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий общения. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний.

Важным является понятие  о качествах речи. Качества речи - это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие  уровень речевой культуры говорящего.

В филологии различают: речевую  культуру личности и речевую культуру общества. Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она  шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное  чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.

Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование  литературной классики и следование нормам литературного языка. Такого понимания речевой культуры придерживается Ю.В. Рождественский (Общая филология. М., 1996. С. 14).

Конечно, в рамках науки  о культуре речи рассматриваются  не только примеры высокого уровня владения литературными нормами  и правилами общения, но и случаи нарушения норм, как в речевой  деятельности индивида, так и в  речевой практике общества.

Основными понятиями культуры речи являются также такие понятия, как литературный язык, нормы языка, стиль, языковой стандарт, языковая личность, виды и формы речи, речевой этикет.

 

1.2 Определение  норм культурной речи

 

Языковые нормы (нормы  литературного языка, литературные нормы) – это правила использования  языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма  – это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов  языка (слов, словосочетаний, предложений).

Языковое явление считается  нормативным, если оно характеризуется  такими признаками, как: соответствие структуре языка; массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих; общественное одобрение и признание.

Языковые нормы не придуманы  филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка  всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих  нормы языка, заключается в другом: они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся: произведения писателей-классиков; произведения современных писателей, продолжающих классические традиции; публикации средств массовой информации; общепринятое современное употребление; данные лингвистических исследований. Характерными чертами языковых норм являются: относительная устойчивость; распространенность; общеупотребительность; общеобязательность; соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы. Нормы помогают литературному языку  сохранять свою целостность и  общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному  языку выполнять одну из важнейших  функций – культурную.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Нормированность речи – это ее соответствие литературно-языковому идеалу. С.И. Ожегов подчеркивал социальную сторону понятия нормы, складывающейся из отбора языковых элементов наличных, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса. С.И. Ожегов обращал внимание на то, что нормы поддерживаются общественно-речевой практикой (художественной литературой, сценической речью, радиовещанием).

До конца ХХ в. литературные произведения и радиопередачи могли  действительно служить образцом нормативного употребления. На сегодняшний  день ситуация изменилась. Не всякое литературное произведение и не всякая передача по радио и телевидению могут  служить в качестве образца нормативного употребления языка. Сфера строгого следования нормам языка значительно  сузилась, лишь некоторые передачи и периодические издания могут  быть использованы как примеры литературно-нормированной  речи.

Б.Н. Головин определял  норму как функциональное свойство навыков языка: "Норма – это  свойство функционирующей структуры  языка, создаваемое применяющим  его коллективом благодаря постоянно  действующей потребности в лучшем взаимном понимании".

Языковая система, находясь в постоянном использовании, создается  и видоизменяется коллективными  усилиями тех, кто ее пользуется. Новое  в речевом опыте, не вписывающееся  в рамки системы языка, но работающее, функционально целесообразное, ведет  к перестройке в нем, а каждое очередное состояние языковой системы  служит основанием для сравнения  при последующей переработке  речевого опыта. Таким образом, язык в процессе речевого функционирования развивается, изменяется, и на каждом этапе этого развития языковая система  с неизбежностью содержит в себе элементы, которые не завершили процесс  изменения. Поэтому различные колебания, варианты неизбежны в любом языке.

Каждое новое поколение  опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы  оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления. В каждую историческую эпоху норма представляет собой сложное явление и существует в довольно непростых условиях.

В литературном языке различают  следующие типы норм: 1) нормы письменной и устной форм речи; 2) нормы письменной речи; 3) нормы устной речи. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы. Специальными нормами письменной речи являются: нормы орфографии; нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы: нормы произношения; нормы ударения; интонационные нормы. Нормы, общие  для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов. Лексические нормы, или  нормы словоупотребления, – это  нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему  по значению или по форме, а также  употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

 

2.Культура общения  и культура речи

 

2.1 Общение как  социально - психологический механизм  взаимодействия людей

 

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для  человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания  межличностных отношений, отдыха, эмоциональной  разгрузки, интеллектуального и  художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого  человека, данное от природы, и непростое  искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой  процесс взаимодействия личностей  и социальных групп, в котором  происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. В процессе общения: передается и  усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется  разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности.

Информация о работе Культура речи как основной составляющий аспект высокой общей культуры человека