Коммуникативность. Понятие и виды конфликтов

Автор работы: n***************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:22, контрольная работа

Описание

Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.
Говоря о таком явлении как коммуникативность личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответству

Работа состоит из  1 файл

контр. деловое общение.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФГОУ  ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ К. Д. ГЛИНКИ» 

Контрольная работа 

по  дисциплине: Деловое общение 
 
 
 

Выполнила: студентка

экономического  факультета

вечернего отделения

2-ое высшее

2курс, 1 группа

Лытнева М.А.

Проверил(а): 
 
 
 
 
 
 

      Воронеж 2011

 

       1. Коммуникативность.  Вербальные и невербальные  формы общения.

      Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

      Говоря  о таком явлении как коммуникативность  личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать  не только как совокупность некоторых  характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую».

      Коммуникативность в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный  объект.

      Понятие коммуникативности необходимо дополнить элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека и способностью воздействия на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других.

      Коммуникативность - способность к общению. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

      Любое общение, в том числе и деловое - это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для  участников общения. Само понятие «коммуникация» (от лат. communicatio - сообщение, связь, путь сообщения, а это слово, в свою очередь, произошло от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) обозначает смысловой аспект социального взаимодействия.

      Эффективная коммуникация - коммуникация, способствующая достижению целей участников общения. Она предполагает выяснение следующих вопросов: каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.

      Основные  функции коммуникации:

  • информативная – передача истинных или ложных сведений;
  • интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;
  • перцептивная функция – восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
  • экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

      Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Вербальный  (от лат. vеrbalis - словесный, устный)  – в психологии этот  термин служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют  7 %, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 55%.

      Вербальная  коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Значение речи для человека очень велико: оно делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества, выводит наше сознание за пределы чувственного опыта.

      В структуру речевого общения входят:

      1) Значение и смысл слов, фраз. Важную  роль также играет точность  употребления слова, его выразительность  и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

      2) Выразительные качества голоса (паралингвистическая  система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи.

      3) Речевые звуковые явления (экстралингвистическая  система): характерные специфические  звуки, возникающие при общении:  смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи  и др.; разделительные звуки –  это кашель; нулевые звуки –  паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «мг-мг» и др. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

      Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

      В процессе коммуникации, наряду с взаимоинформированием, осуществляется также и взаимовлияние людей друг на друга. Важную роль при анализе данной стороны общения играют мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для их более полного рассмотрения необходимо обратиться к тем знаковым системам, которые включены в общение помимо речи.

      Невербальная  коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика  – движение и позы, направление  взгляда, визуальный контакт, покраснение  и побледнение кожи, стереотипы моторики); 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика), 4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары); 5) ольфакторные (связанные с запахом).

      Совокупность  этих средств призвана выполнять  следующие функции:

  • дополнение речи и замещение речи;
  • репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу, обнаружение намерений собеседника;
  • создание и поддержка психологического контакта, его регулирование в процессе общения;
  • придание новых смысловых оттенков сообщаемой информации, направление процесса истолкования слов и выражений в нужную сторону;
  • выражение принятой роли, смысла ситуации;
  • усиление вербального воздействия и др.

      Большинство исследователей сходятся во мнении, что  с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут  заменять и слова.

      Оптико-кинетическая система знаков включает в себя:

  • жесты – движения, передающие психическое состояние говорящего или думающего про себя человека;
  • мимику – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние;
  • пантомимику - динамическое состояние позы в конкретный момент общения;
  • контакт глаз – интенсивность, длительность, частота обмена взглядами со стороны собеседников.

      Пространственно-временная  организация общения. Наука, исследующая  расположение людей в пространстве при общении, называется проксемикой. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

      Проксемика  – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной  организации общения; располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики – Э. Холл называет ее «пространственной психологией». Он  исследовал первые формы пространственной организации общения у животных; предложил особую методику оценки интимности человеческого общения на основе изучения организации его пространства; зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0 - 45 см); персональное расстояние (45 - 120 см), социальное расстояние (120 - 400 см); публичное расстояние (400 - 750 см).

      Интимная  зона (0 - 45 см). В эту зону допускаются  лишь близкие, хорошо знакомые люди, для  этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

      Личная  или персональная зона (45 - 120 см) предназначена  для обыденной беседы с друзьями и коллегами и предполагает только визуально-зрительный контакт между  партнерами, поддерживающими разговор.

      Социальная  зона (120 - 400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных  помещениях, как правило, с теми людьми, которых не очень хорошо знают.

      Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей (в лекционной аудитории, на митинге и пр.).

      Эти данные имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе  успешности деятельности различных  дискуссионных групп.

      Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.

      Причинами плохой коммуникации могут быть:

  1. стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
  2. «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно. Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
  3. плохие отношения между людьми, поскольку если  отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;
  4. отсутствие внимания и интереса собеседника, - а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
  5. пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствий достаточного числа фактов;
  6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и. т.п.;
  7. неверный выбор стратегии и тактики общения. Стратегии общения: 1) открытое - закрытое общение; 2) монологическое - диалогическое; 3)ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).
 

      2. Понятие и виды  конфликтов. Пути  и этапы решения  конфликтных ситуаций.

Информация о работе Коммуникативность. Понятие и виды конфликтов