Этнопсихологическое исследование различий в сфере внимания у школьников русской и татарской национальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:37, доклад

Описание

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Содержание

Введение 3
Сущность процесса внимания. 4
Этнопсихологическое исследование различий в сфере внимания у школьников русской и татарской национальности. 7
Приложение 12

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования УР.docx

— 62.96 Кб (Скачать документ)

Для сравнения результатов  полученных при исследовании внимания использовались следующие математические формулы:

n

_ å хi

х = i=1 ____ - арифметическое среднее.

N


_

S= å( хi- х )- стандартное отклонение (показывает на-

N-1 сколько в среднем каждое значение от-

клоняется от среднего).


- дисперсия (показывает насколько в D=Sквадрате среднего каждое значение отлича- . ется от среднего).


F=S12_ - критерий Фишера.

S22


X2= å fxy____ -1 *N - ХИ-квадрат .

åfåfy


1.Методика «Расстановка  чисел» (концентрация внимания).

Графики распределения  частот.

Русские.

X

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Y

 

4

5

3

3

4

2

0

1

1

2

2

1

0

2


Татары.

X

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Y

 

3

1

0

2

1

1

5

3

5

2

3

1

2

1


 

Русские

Татары

Среднее

15,6

18,3


Т.к. условия работы критерия Стьюдента (выборки должны подчиняться закону нормального  распределения, а дисперсии не должны различаться) не выполняются, то нельзя судить о достоверности или недостоверности  различий. Критерий Фишера также нельзя использовать. Воспользуемся непараметрическим  методом (ХИ-квадрат). Х2=18,21 Х2табл.=37,65

При сравнении полученного  Хс табличным значением для количества степеней свободы R=(Nx-1)(Ny-1)=25, где N- число столбцов, а N– число строк, видно, что табличное значение больше полученного.

2.Методика Мюнстерберга (устойчивость внимания).

Графики распределения  частот.

Русские.

X

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

 
22

Y

1

0

1

3

3

3

1

2

6

2

1

1

0

2

0

0

3

0

1


 

Татары.

X

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

 

Y

1

3

1

1

1

4

5

5

2

1

2

1

0

0

1

1

1


 

Русские

Татары

Среднее

11,9

13,6

S

4,569

3,975

D

21,15

15,8

S2

21,46

15,8

F

1,347


Т.к. не выполняются  условия работы критерия Стьюдента (дисперсии различаются), мы не можем  его использовать, но т.к. распределения  выборок нормальные, то мы можем  использовать критерий Фишера.

Сравнивая полученный критерий Фишера с табличным значением  критерия (Fst=1,94), видим что Fst>F (1,94>1,35), следовательно, нельзя говорить о достоверном различии показателей.

Вывод:

В результате исследования концентрации внимания мы получили данные, что ее степень у русских и  татар различается недостоверно. Исходя из результатов, полученных при  изучении устойчивости внимания школьников-русских  и школьников-татар, было выявлено, что устойчивость внимания в разных этнических группах различается  недостоверно, следовательно, они могут  как быть, так и не быть. Хотя следует  отметить, что среднее значение результатов, полученных на татарской выборке, превышает  этот показатель на русской выборке.

По всему проведенному исследованию можно сказать, что  наша гипотеза об отсутствии достоверных  различий в сфере внимания у представителей разных этнических групп подтвердилась.

Приложение

Методика  Мюнстерберга. Направлена на определение избирательности и устойчивости внимания. Применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Стимульный материал.

Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

Пример: лдблюбовьаб Время работы – 2 мин.

бсолнцевтргщоцерайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаметрочягщ

шгцкпрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахт

телевизорболджщзхюэлщьбпамятьшогхеюжипдргщхнздвосприятие

йцуксндшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбююерадостьвюфцнеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажекждорлафывюфбьконкурсйфнянчыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэрпплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшплроснованиезхжьбшдеркэнтаопрукгвсмтрпсихиотриябплмстчьйфясмтщзайэъягнз

Методика  «Расстановка чисел» предназначена для оценки концентрации внимания. Оценка производится по количеству правильно записанных чисел.

Стимульный материал.

В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных  клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые  расположены в случайном порядке  в 25 клетках верхнего квадрата.

Числа записывать построчно, никаких отметок в  верхнем квадрате делать нельзя.

16

37

98

29

54

80

92

46

59

35

43

21

8

40

2

65

84

99

7

77

13

67

60

34

18


         
         
         
         
         

«Психологические  тесты». – Москва,1995 – 320 с.

 


Информация о работе Этнопсихологическое исследование различий в сфере внимания у школьников русской и татарской национальности