Эстетика как наука о прекрасном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 05:31, контрольная работа

Описание

Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный сферах, вплоть до производственной. Так, эстетически люди оценивают красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили и...), созданные трудом человека, высокие нравственные поступки людей, прекрасные произведения искусства.

Содержание

Введение 3

Эстетика и ее место в системе наук.
Эстетика как наука о прекрасном.
Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Этика и эстетика.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

    Хотя  эстетическая ценность присуща всему, что мы называем «искусством», поскольку красота есть следствие искусности во всем, что бы человек ни делал, и органически присуща всем формам художественного творчества, к нему эстетика проявляет специальный интерес. Ряд авторов полагают, что эстетика изучает только искусство как наиболее последовательное выражение идеи прекрасного, хотя на самом деле это не совсем точно.

    В истории культуры эта его сфера  издавна и по сей день привлекает внимание целого спектра научных  дисциплин, так и называющихся искусствоведческими. Каждая из них изучает определенный вид искусства (литературу, музыку, театр и все другие или целую группу искусств — изобразительные, сценические и т.п.) в двух плоскостях: исторической и теоретической. Теоретическое изучение каждой конкретной ветви художественно-творческой деятельности непосредственно соприкасается с изучением искусства эстетикой, и нередко, как уже отмечалось, последняя развивалась в недрах теории отдельных искусств. Однако такое теоретическое исследование только тогда приобретает эстетический масштаб, когда его проблематика выходит за пределы особенностей данного вида искусства (или данного семейства искусств), восходя на тот горизонт, на котором находят общие законы художественного освоения человеком мира, а затем и их специфические проявления в данной конкретной области искусства, — так вошли в историю эстетики «Поэтика» Аристотеля, «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи, «О музыкально-прекрасном» Э. Ганслика, ибо коренное отличие эстетической теории, которое и придает ей философский характер, состоит в том, что предметом ее рассмотрения является целостное бытие искусства в культуре, т.е. сама сущность художественной деятельности и вытекающие из нее дифференцирующие силы, превращающие искусство в мир искусств (законы морфологии искусства).

    Точно так же, как эстетосфера культуры становилась предметом изучения разных конкретных наук, и художественная деятельность входила в поле зрения широкого круга наук, поскольку они находили в искусстве проявление изучающихся ими сил и процессов; при этом оказывался возможным двоякий масштаб исследования — видовой, ограничивавший психологию искусства, социологию искусства, семиотику искусства каким-то одним видом художественного творчества, и общеэстетический, т.е. предполагающий рассмотрение данных свойств и процессов во всех искусствах. Понятно, что во втором случае эти науки непосредственно соприкасаются с эстетикой, но остаются принципиально от нее отличными формами конкретно-научного знания — именно потому, что каждая рассматривает их общий с эстетикой объект в какой-то одной плоскости, тогда как задача эстетики состоит в том, чтобы «видеть» эстетическое отношение в искусстве в его многосторонней целостности.

    Такое «видение» не может возникнуть из простого суммирования той информации, которую добывают конкретные науки, только философское мышление эстетики способно теоретически смоделировать эту целостность. А это означает, что осмыслению подлежат здесь не произведения искусства сами по себе, и не психология творчества данного художника, или мастеров данного вида искусства, или вообще Художника, и не социальная детерминация его творчества, и не причудливая история восприятия, оценки и переоценки его произведений и т.п., а закономерности всего процесса порождения художественных ценностей, их образных содержательно-формальных характеристик, их реактивации в ходе сотворческого восприятия — переживания — осмысления произведений искусства, их роли в формировании сознания личности и в истории культуры.

    Особое  место и специфические функции  искусства в культуре обусловливают взаимоотношения наук, изучающих культуру и искусство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.ЭСТЕТИКА КАК НАУКА О ПРЕКРАСНОМ

    Прекрасное, категория эстетики, характеризующая  явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность Прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие Прекрасное носит бескорыстный характер.

      Для древнейшего эстетического сознания Прекрасное мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для пифагореизма Прекрасное есть гармония, внутренне присущая вещам, источник которой усматривался в мистически понимаемых количественных отношениях. По Гераклиту, «прекраснейший строй мира» и «прекраснейшая гармония» являются результатом единства и борьбы противоположностей. Гераклит говорит также об относительности Прекрасное: «... Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей». По Сократу, относительность Прекрасное обусловлена тем, что «все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено». Платон проводит чёткое различие между тем, «что прекрасно» и тем, «что такое прекрасное», т. е. между сущностью Прекрасное и его проявлениями. Сущность Прекрасное Платон трактует как вечную, безотносительную, божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных явлений. Человек же, «видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную».

      Отвергая теорию платоновских  «идей», Аристотель полагает, что должно быть единым «прекрасное и бытие прекрасного». В соответствии с этим Аристотель рассматривает Прекрасное как объективное свойство самой действительности, как проявление её закономерностей: «... самые главные формы прекрасного, это - порядок <в пространстве>, соразмерность и определенность...»; в живой природе Прекрасное связано с целесообразностью. 

      Объективно-идеалистическое понимание  Прекрасное развивается в эстетических  учениях неоплатонизма и христианства. Согласно Плотину, Прекрасное в телах возникает благодаря приобщению к высшей красоте, исходящей от Единого. Августин писал, что бог сотворил «прекрасные разнообразные формы, блестящие и приятные цвета». Фома Аквинский, усматривая конечный источник Прекрасное в боге, условиями Прекрасное считал целостность, или совершенство, должную пропорцию, или созвучие, и ясность.

      Мыслители эпохи Возрождения  были убеждены в объективности  Прекрасное, которое определяется  Л. Б. Альберты как «... строгая  соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат...». Для Леонардо да Винчи и других теоретиков и практиков искусства Возрождения гармонически и многосторонне развитый человек - высшая мера Прекрасное.

      Классицизм трактовал Прекрасное  и его оценку рационалистично  и нормативно. В эпоху Просвещения эстетика вычленяется в самостоятельную дисциплину именно как «наука о прекрасном». Анализ Прекрасное у просветителей связан с их поисками гармонических общественных связей, преодолевающих противоречия современной цивилизации. Прекрасное рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами, отвлечённым долгом и естественными влечениями, как «свобода в явлении», как единство правды и идеала в искусстве. Дидро, считая, что «... восприятие отношений есть основа прекрасного», различает «реально прекрасное» и «прекрасное, которое мы воспринимаем», или «относительно прекрасное». Английская сенсуалистическая эстетика 18 в. детально исследовала психологию восприятия и переживания Прекрасное. Абсолютизация субъективной стороны Прекрасное привела к идеалистическому отрицанию его объективности в эстетических воззрениях Д. Юма и И. Канта. По мнению Канта, «эстетическое свойство» - «то, что в представлении об объекте чисто субъективно...» и «... суждение вкуса не познавательное суждение...». Предмет может считаться прекрасным, если отношение к нему будет незаинтересованным, если он без понятия представляется как объект всеобщего «необходимого удовольствия» и если он воспринимается как обладающий «формой целесообразности» «без представления о цели». Г. Гегель при исследовании Прекрасное отвергает кантовское «... ошибочное представление о существовании прочной противоположности между субъективным мышлением и объективными предметами...». Для Гегеля Прекрасное объективно как «чувственная видимость идеи». Поскольку же в природе идея проявляется лишь смутно, то и Прекрасное в ней несовершенно. Только искусство, по Гегелю, способно осуществить необходимое для истинно Прекрасное полное соответствие идеи и образа; Прекрасное в искусстве и есть идеал. Ценнейшее достижение гегелевской эстетики - диалектический подход к изучению Прекрасное и понимание исторического развития Прекрасное, хотя и на объективно-идеалистической основе.

      Материалистическая эстетика 18-19 вв. доказывала объективность Прекрасное, рассматривая его как свойства, качества, отношения самой материальной действительности. «Под красотой я понимаю, - писал Э. Бёрк (Великобритания) в книге «Философское исследование происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном», - качество или качества тел, благодаря которым они вызывают любовь или подобную страсть». Н. Г. Чернышевский выступил против упрощённой трактовки этой объективности у Бёрка, критикуя его за то, что тот принял «прекрасное и возвышенное прямо за качества самих тел, производящих на нас такие впечатления». Согласно Чернышевскому, «прекрасное есть жизнь» и «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям».

      В буржуазной эстетике конца  19 - 20 вв. проблема Прекрасное рассматривается с идеалистических позиций. Согласно субъективно-идеалистической теории вчувствования, Прекрасное образуется проецированием на предмет человеческого чувства «... красота есть наслаждение, рассматриваемое как качество вещи». Для Б. Кроче Прекрасное - «адекватность выражения». В эстетике прагматизма Прекрасное трактуется как качество «опыта» в идеалистическом его понимании; Дж. Дьадм (США) сводит Прекрасное к «обозначению характерной эмоции». Ряд представителей современной буржуазной эстетики стирает границы между Прекрасное и безобразным.

      Марксистская эстетика раскрыла  закономерную связь между Прекрасное  и трудовой деятельностью человека, на основе которой вообще возникло  его эстетическое отношение к  миру. К. Маркс отмечает, что «... человек формирует материю также и по законам красоты», поскольку он в практическом созидании предметного мира утверждает себя в своей общественно-человеческой сущности и, в отличие от животного, «производит универсально... будучи свободен от физической потребности...», «... свободно противостоит своему продукту», умеет производить по мерам любого вида и всюду умеет прилагать к предмету соответствующую меру. Многообразные явления природы и общественной жизни обладают свойством Прекрасное в той мере, в какой они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческая ценность, свидетельствующая об утверждении человека в действительности, предметно воплощающая свободное развитие человека и общества. Поэтому восприятие и переживание Прекрасное вызывает бескорыстную любовь, чувство радости и ощущение свободы.

      Определенные закономерности (правильность, симметричность, гармония, ритм, пропорциональность, «целесообразность», мера в звуковых  и цветосветовых отношениях), характеризующие  внешний облик явлений, стали обладать эстетической значимостью, поскольку через познание и использование их человек материально и духовно утверждает себя в мире. Свойством Прекрасное обладает сам человеческий труд как свободная, творческая, общественно значимая деятельность, доставляющая наслаждение «... игрой физических и интеллектуальных сил», а также её результаты, несущие на себе «отпечаток» большого мастерства и высокой культуры. В продуктах человеческой деятельности Прекрасное выступает как проявление и, следовательно, как свидетельство целесообразности и совершенства.

      Значение Прекрасное для человека  и общества носит духовно-практический  характер. Восприятие Прекрасное  бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному  утилитаризму, но это не есть  «незаинтересованность». Напротив, переживание Прекрасное потому и бескорыстно, что в нём сливаются личные и общественные интересы, человек ощущает себя лично причастным к общественному значению Прекрасное Т. о., эстетическое отношение к Прекрасное имеет и этический аспект, соответствующий единству эстетических и нравственных ценностей.

      Прекрасное в искусстве - его  художественная ценность - обусловлено  правдивым отражением жизни (красота  истины), выражением гуманистических  идеалов, а также мастерством,  создающим форму, гармонически  соответствующую содержанию.

      Прекрасное как ценность, в которой  выражено объективное эстетическое  значение явлений, осваивается  через субъективные эстетические  оценки, сквозь призму вкусов  и идеалов людей. Важнейшей  задачей эстетического воспитания  является формирование и развитие способности человека воспринимать подлинную ценность Прекрасное

      В сов. литературе по эстетике  проблема Прекрасное - предмет дискуссии,  в центре которой соотношение  в Прекрасное объективного и  субъективного, природного и общественного. 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Термин  «эстетика» (от греч. «aisthetikos» — «чувственный, относящийся к чувственному восприятию»), ввел в научный обиход Александр Баумгартен (1735 год).

    Эстетика - наука о прекрасном во всех его  проявлениях и модификациях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности.

    Объектом изучения эстетики выступает весь мир, в качестве же предмета эстетики выступают особые свойства мира и определенные отношения, возникающие между миром и человеком в ходе их взаимодействия.

    Содержание  предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые исследует данная наука:

  • эстетическое отношение человека к действительности,
  • эстетическая деятельность человека,
  • эстетическое сознание человека,
  • основные категории эстетики,
  • искусство, художественная деятельность
  • эстетическая культура личности и общества
  • история эстетических учений, современные эстетические концепции.

Информация о работе Эстетика как наука о прекрасном