Индивидуально-психологические особенности личности и их проявление в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:24, реферат

Описание

Целью реферата является рассмотрение индивидуально-психологических особенностей личности, их появление в профессиональной деятельности.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности.
2. Индивидуально-психологические особенности личности и их проявление в профессиональной деятельности
2.1 Способность
2.2 Темперамент
2.3 Характер
2.4 Воля
2.5 Эмоции
Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по физиологии.docx

— 56.53 Кб (Скачать документ)

 Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой - лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).

Через эмоции как систему  сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными, связанные с переживанием чего-то приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное. Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

Также бывают стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими ее активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем  говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на: моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т. д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью — сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.). Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями.

Многие авторы выделяют и  практические чувства, связанные с  трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства  возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних.

Определим еще некоторые  понятия, характеризующие человеческие эмоции. Амбивалентность - несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия - вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Настроение — сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть - сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс (эмоциональный) - эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) - угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение,  вчуствование в эмоциональный мир другого человека.

 

 В психологии труда  необходимо учитывать момент  эмоций. Это настроение сегодняшнего  дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит  человек и выполняет работу.

 Также важно учитывать  и специфические эмоции, которые  вызываются непосредственно конкретной  трудовой деятельностью. Эти эмоции  выделяются в первую очередь  как  профессионально важные. Они подразделяются на две  подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают  взаимоотношения людей  с коллективом  в процессе данного коллективного  вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают  в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых  могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное  принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной  напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского  труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет  особые требование к другим разнообразным  особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в  ряде случаев, общительности или  замкнутости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Наряду с изучением  профессионально важных признаков  нужно обращать внимание на  индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его  работы, как один из способов  адаптации человека к профессии.  Для того чтобы понять индивидуальные  особенности, индивидуальный стиль  деятельности, нужно проводить сравнительный  анализ тех работников, которые  выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные  приемы и действия. Роль индивидуально-психологических  особенностей личности в труде  заключается в том, что от  него зависит влияние на деятельность  различных психических состояний,  вызываемых неприятной обстановкой,  педагогическими воздействиями.  От них зависит влияние различных  факторов, определяющих уровень  нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ускорение  темпа работы, дисциплина и т.п.). Можно использовать несколько  путей, чтобы приспособить особенности  личности к требованиям деятельности.    Профессионального отбора, одна  из задач которого – не допустить  к данной деятельности лиц,  которые не обладают необходимыми  свойствами индивидуально-психологических  особенностей личности. Но такой  отбор реализуют лишь при отборе  на профессии, предъявляющие повышенные  требования к свойствам личности. Можно использовать индивидуальный  подход (он заключается в индивидуализации  предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы). Индивидуально-психологические  особенности личности накладывают  отпечаток на способы поведения  и общения, поэтому очень важно  их учитывать, определяя вид  профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Зеер Э.Ф. Профориентология. Теория и практика. - М., 2004.

2. Капрала Дж. Психология личности.- СПб., 2003.

3. Климов E.A. Как выбирать профессию. - М., 1990.

4. Ковалев А.Г., Месищев В.Н. Психические особенности человека. - СПб., 1957.

5. Корниенко Н.А. Личность и индивидуальные различия. - Новосибирск, 1998.

6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное определение. - Воронеж, 1996.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону, 1997. – 736 с.

 


Информация о работе Индивидуально-психологические особенности личности и их проявление в профессиональной деятельности