Индивидуально-психологические особенности личности и их проявление в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:24, реферат

Описание

Целью реферата является рассмотрение индивидуально-психологических особенностей личности, их появление в профессиональной деятельности.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности.
2. Индивидуально-психологические особенности личности и их проявление в профессиональной деятельности
2.1 Способность
2.2 Темперамент
2.3 Характер
2.4 Воля
2.5 Эмоции
Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по физиологии.docx

— 56.53 Кб (Скачать документ)

Содержание     

                                                                                           

Введение      

                                                                                               

1. Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам     личности.                                                                                                      

2. Индивидуально-психологические особенности личности и их проявление в профессиональной деятельности                                                             

2.1 Способность                                                                               

2.2 Темперамент                                                                              

2.3 Характер                                                                                      

2.4 Воля                                                                                             

2.5 Эмоции                                                                                        

 

Заключение 

                                                                                                 

Список использованной литературы                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ежегодно миллионы молодых  людей, оканчивая школу, и получив  среднее образование, становятся перед  выбором какую же профессию выбрать, какой сфере деятельности посветить  свою жизнь. Они, прежде всего, учитывают  свое желание, способности. Но, к сожалению, не всегда будущий студент опирается  на свои собственные интересы. Многие сталкиваются с тем, что большую  роль играет мнение родителей. Одни родители хотят, чтобы их чадо пошло по их стопам, другие считают, что предлагаемая ими профессия наиболее востребована и высокооплачиваемая. Но у каждого  свое особенное представление о  деятельности. И, зачастую, при не правильном выборе, так же сказывается плохое представление той или иной профессии, не детализированное представление  деятельности. С этим мы попытаемся разобраться в данной работе.  Еще одной главной задачей  данной работы является рассмотрение причин основания выбора профессии, ведь передо мной совсем недавно стоял  такой выбор. И очень важно  расставить приоритеты, выяснить, что  наиболее  интересно, важно для  личности. Поэтому целью реферата является рассмотрение индивидуально-психологических  особенностей личности, их появление  в профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности.

 

Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, и для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. Также иметь соответствующие профессиональные способности и профессионально важные качества. Она необходима для общества и ограниченная вследствие труда. Это область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность для существования и развития. Существуют различные классификации профессий: по условиям труда, по предмету труда, по целям профессиональной деятельности и др. Рассмотрим  по предмету труда. Профессии, согласно этой классификации, разделяются на пять основных видов.  Рассмотрим таблицу 1: 

 

Таблица 1 – Краткая характеристика групп, классифицированная по предмету труда

Название группы

Краткая характеристика группы

 

Человек-техника

 

Все профессии, связанные  с созданием техники, её обслуживанием  и управлением ею; профессии, связанные  с металлами, с электрооборудованием, с созданием эксплуатации зданий и сооружений, с производством  промышленных товаров, с добычей  полезных ископаемых.

 

Человек-человек

 

Профессии, связанные с  воспитанием, обучением, лечение, информированием, бытовым обслуживанием и с  управлением людьми.

 

Человек-природа

 

Все профессии, связанные  с растительными, животными организмами, микроорганизмами.

 

Человек-знаки

 

Все, связанное с цифрами, чертежами, нотами, схемами, физическими  и химическими символами и  др.

 

Человек-художественный образ

 

Профессии, связанные с  музыкой, искусством, литературой, актерской  деятельностью и т.д.


 

 

К каждому из работников, не зависимо от сферы деятельности, существуют особые требования. Выделяют основные аспекты требований:

 

  1. Профессиональные требования.

 

  • Высокий уровень профессионализма, способность к быстрой    адаптации.
  • Системное видение производственных процессов.
  • Готовность к постоянному профессиональному росту.
  • Взаимодействие со специалистами других специальностей.

 

  1. Личностные требования.

 

  • Наличие личного и социального опыта.
  • Конструктивность, мобильность, непроизводственные резервы личности.
  • Способность принимать решения в ситуации выбора.
  • Способность прогнозировать последствия своих решений, нести за них ответственность.

 

  1. Социально- экономические требования.       

                                                                                              

  • Знание информационных технологий.
  • Знание основ профилирующих предметов.

 

  1. Творческие требования.

 

  • Творческое отношение к работе.
  • Знание методов инженерного и художественного творчества.

 

Также, особое внимание акцентируют  на профессионально-важных качествах, определяющих профпригодность специалиста.

 

Профессионально-важные качества - это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность её освоения.

Существуют три основные группы  профессионально-важных качеств:        

  1. Качества, гарантирующие профессиональную направленность личности. Это, как правило, система эмоциональных ценностных отношений человека, которая определяет соответствующую иерархическую структуру мотивов, побуждающих человека к самоутверждению профессиональной деятельности. Где, профессиональная направленность характеризуется как идеи, убеждения, принципы, взгляды, отношения.

 

  1. Качества, определяющие профессиональную компетентность личности. Существуют два вида профессиональной компетентности: предметно-профессиональная компетентность и социально-профессиональная компетентность.

 

  1. Особенности психофизиологии-особенности мышления, памяти, восприятия, возраст, пол, темперамент и характер.

 

Также выделяют общие профессиональные качества. Классификацию которых рассмотрим в таблице 2.

 

Таблица 2 – Общие профессиональные качества

Качества

Описание

Внимательность

Чувствительность к изменениям в настроении и поведении человека и способность учитывать самочувствие человека при принятии решения.

Эмоциональная устойчивость

Устойчивость к факторам внешней среды и негативным реакциям людей на производственные ситуации.

Общие характеристики поведения

Интерес и уважение к людям, активное желание оказать помощь и поддержку, личная примерность, порядочность, обязательность, принципиальность, чистоплотность.

Характеристики речи

Точность, выразительность, разборчивость, интеллектуальная и  эмоциональная насыщенность.


 

Понятие профессионально-важных признаков. Все многообразие психики, так или иначе, проявляется в  трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят  разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии  предметами и орудиями труда, а также  и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально  важных признаков можно проводить  по следующему плану; психологические  особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу  и особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме анализатора нужно  иметь в виду особенности характера  самого восприятия. Целый ряд профессий  требует длительного слежения в  широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения  поля восприятия, но зато в течение  длительного времени.

Есть профессии, в которых  большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими  объектами. Это должно быть также  учтено, когда мы анализируем профессию  с точки зрения восприятия.

Профессиональные  особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак, прежде всего, выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.

Мы представляем себе, что  научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.

В целом ряде видов ручного  труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное  мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где  роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.

Профессиональные  особенности моторной деятельности.

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать  сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.

По сенсомоторной координации  профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи-мотористки и другие профессии станочников.

Профессиональные  особенности внимания.

 Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др.), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.

Есть профессии, которые  требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение  внимания от его переключения. Целый  ряд профессий операторов, которые  имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его.

Профессиональные  особенности памяти.

Информация о работе Индивидуально-психологические особенности личности и их проявление в профессиональной деятельности