Группы и их значимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 05:35, контрольная работа

Описание

Существуют различные классификации групп. Американский ученый Юбенг вычленил ряд принципов классификации: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции группы, преобладающий тип контактов в группе, время существования в группе и прочее. Общая черта классификации – форма жизнедеятельность группы. В отечественной социологии принят принцип рассмотрения реальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, поэтому используется иной принцип классификации групп, основанием которой является система общественных отношений.

Работа состоит из  1 файл

1 Группы и их значимость.docx

— 40.35 Кб (Скачать документ)

        1 Группы и их значимость

1.1 Классификация  групп

 

Существуют  различные классификации групп. Американский ученый Юбенг вычленил ряд принципов классификации: уровень  культурного развития, тип структуры, задачи и функции группы, преобладающий  тип контактов в группе, время  существования в группе и прочее. Общая черта классификации –  форма жизнедеятельность группы. В отечественной социологии принят принцип рассмотрения реальных групп  в качестве субъектов социальной деятельности, поэтому используется иной принцип классификации групп, основанием которой является система  общественных отношений.

Группы  подразделяются:   

  1. По наличию непосредственных контактов:
    • первичные;
    • вторичные.
  1. С позиции ролей, наличия структуры власти:
  • формальные;
  • неформальные.
  1. В зависимости от участия в группе:
  • группа членства;
  • референтные.

Эта классификация  была введена американским ученым Г. Хайменом. Референтная (эталонная) группа – это группа, с которой человек  сравнивает себя, анализируя свой статус. Референтная группа служит эталоном, выполняя сравнительную и нормативную  функции. Членская группа представляет группу, к которой принадлежит  индивид.  

  1. Деление групп по уровню их развития:
    • малые группы;
  • коллективы.

Группы  подразделяются также на условные и  реальные. Условной считается группа, объединенная по какому – либо признаку для цели анализа (например, в статистике объединяют по возрасту, полу, семейному  положению, в психологии конструируется группа по результатам тестовых испытаний). Реальная группа подразделяется на 2 вида:

  • реальная лабораторная;
  • реальная естественная. 

Наибольшее  значение имеют реальные естественные группы. Они подразделяются на так  называемые малые большие группы.

Большие группы – это, по преимуществу, большие  по численности, организованные и стихийно возникшие группы. Сам термин «группы» по отношению к ним очень условен. К большим группам относятся: классы, политические партии и профсоюз.

 

1.2  Формальные и неформальные группы

 

Впервые понятие формальной группы ввел М. Вебер  в своей концепции  бюрократии. Характеристиками формальной организации  являются:

    • разделение труда – специализация по задачам и деятельности, может иметь горизонтальные и вертикальные связи;
    • иерархия – вертикальное распределение труда или властная структура;
    • не персональная роль. Роль есть функция, предписанная для выполнения. Функция отделяется от лица, выполняющего ее, поэтому называется не персональной;
    • правила, достаточно общие, более или менее устойчивые, писанные или неписаные;
    • экспертиза, которая предполагает наличие экспертов для оценки работы, занимающих более высокое положение в иерархии;
    • публичный офис, где собраны, регистрируются и сохраняются сведения об организации;
    • лояльность каждого работника по отношению к организации, что не означает личной преданности к руководителю.

Для таких  организаций характерна высокая  степень формализации: правила, регламенты, распорядок охватывают всю сферу  поведения ее членов. Формальная группа  - это такая группа, в которой  социальные позиции и взаимосвязи  между ними четко специализированны  и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции.

Такой вид  группы, основанной на разделении труда, может быть обнаружен в любых  предпринимательствах.

Организация – это еще и социальная система. В каждой организации существует особая организационная культура, то есть ценности, отношения, поведенческие  нормы, разделяемые ее сотрудниками. Люди общаются, устанавливают дружеские  отношения с тем, с кем вместе работают и разделяют интересы, создают  внутренние группировки. Взаимодействие между членами группы и самими группами может и не соответствовать  официальным каналам коммуникаций. Поэтому такая структура организации, определяемая социальным взаимодействием, получила название неформальной. Неформальная группа более изменчива, подвижна и  неустойчивая чем формальная.

 

1.3 Развитие  неформальных организаций и их  характеристики

 

В любой  формальной организации можно найти  организации (группы) неформальные, которые  оказывают влияние на деятельность формальной организации.

Исследование  неформальных организаций начал  Э. Мэйо в серии Хотторнских экспериментов. Первоначально идея экспериментов  заключалась в определении зависимости  между физическими условиями  работы и ростом производительности труда. В ходе эксперимента Мэйо делает вывод о наличии психологического фактора, влияющего на рост производительности труда.    

 

Выводы Хотторнского эксперимента

    1. «Хотторнский эффект» - результаты эксперимента вследствие повышенного внимания к нему очень часто бывают искажены необъективно.
    2. Важным фактором, влияющим на рост производительности труда, является отсутствие жесткого контроля со стороны руководителя.
    3. Социальные и психологические факторы оказывают большое влияние на производительность труда, чем физические, но при условии, что организационно – технический уровень работ уже достаточно высок.
    4. Организация – это нечто большее, чем логическое упорядочение работников, выполняющих взаимосвязанные функции. Организация – это социальная система, где взаимодействуют отдельные личности, формальные и неформальные группы.

Вступление  людей в неформальные группы очень  часто происходит без четкого  осознания причин, в числе которых:

    • потребность в принадлежности (социальная потребность);
    • потребность в помощи;
    • потребность в защите;
    • потребность в тесном общении и заинтересованности.

 

Характеристики неформальной организации

    1. Социальный контроль за членами неформальной организации.

Положительным вариантом контроля является соответствие норм и эталонов неформальной организации  целям формальной организации и  способствование их достижения.

    1. Сопротивление переменам.
    2. Неформальный лидер.

Положительным вариантом будет совпадение неформального  лидера с формальным лидером, либо нахождение их в дружеских отношениях. 

 

Управление неформальными организациями.

Управление  неформальными организациями базируется на:

    • признании объективности существования неформальной организации;
    • понимании того, что эффективность организации во многом зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют формальные и неформальная организации.

Эффективное взаимодействие формальных и неформальных организаций может быть осуществлено следующими способами:

    1. Признание неформальной организации, работа с ней и не создание реальной угрозы ее существованию.
    2. Рассчитывать возможное отрицательное влияние, принимаемых решений на неформальную организацию.
    3. Разрешить неформальной организации  участвовать в принятии решений.

Не  скрывать информацию, быть честным, что  препятствует распространению слухов.

 

 

 

 

 

2  Малые группы и коллектив

2.1 Малые группы

 

Малая группа – это немногочисленная по составу  группа, члены которой объединены общей  социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и процессов.

 

Характеристики малых групп

    1. Небольшая численность.
    2. Непродолжительный период функционирования.
    3. Уровень ответственности и ранг ее членов прямо пропорционален  важности проблемы.
    4. Членство обычно носит добровольный характер.
    5. Документация носит неформальный характер и довольно скудна.
    6. Интенсивность работы и открытость межличностного общения.

Для характеристики малой группы важное значение имеют  ее количественные границы. Ч. Джеймс, рассмотрев около 10000 малых групп, пришел к выводу, что число малой группы колеблется между 2 и 7, то есть нижней границей группы является численность 2 человека, «диада». Величина верхней границы четко не определена, хотя в конкретных исследованиях можно найти числа, определяющие верхний предел от 10 до  40 человек . Существует большое разнообразие малых групп, и в настоящее время известно более 50 разных оснований для их классификации.

 

 

 

 

 

2.2 Основные характеристики коллектива, его формирование и управление

 

Понятие «коллектив», которое четко определил  еще А. С. Макаренко, и до настоящего времени используется крайне многозначно.

В социологии, как отмечает Н. И. Лапин понятие  «коллектив» не редко трактуется чрезмерно расширительно.  Иногда говорят даже о «коллективах»  первобытного общества и о таких  «коллективных объединениях», как  толпа или общество. Важнейшим  признаком понятия «коллектив»  является характер связи между его  членами.

Характеризую  трудовой коллектив как социально  – экономическую группу, Н. И. Лапин  подчеркивает, что такой коллектив  сам состоит из ряда более мелких, первичных коллективов, которые  представляют собой незамкнутое  в себе целое, а часть основного  коллектива.

Вслед за А. С. Макаренко, который подчеркивал, что коллективом может быть признана лишь группа, объединенная деятельностью, явно полезной для общества, в определениях коллектива всегда подчеркивается «вынесенность» его целей за рамки данной группы. Анализируя структуру общества, Б. Г. Ананьев указывал, что «личность» как общественный индивид не есть общественная система, не есть единичный  элемент общества, из совокупности которых строится и с помощью  которых функционирует общество. Такой структурной единицей, элементом  общества является не отдельный человеческий индивид  с его отношениями  к обществу, а группа взаимоответственные  связи которой внутри нее и  между другими группами, с обществом  в целом создают коллектив»

Коллектив можно считать высшей формой социальной группы. В своем развитии социальная группа проходит несколько стадий, прежде чем стать коллективом:

    • стадия формирования и социально – психологической напряженности . На этом Этапе осуществляется подбор работников и расстановка их по рабочим местам. Велика роль руководителя, главная задача которого является достижение технологического взаимодействия членов коллектива;
    • стадия нормализации, где формируется общая заинтересованность в достижении цели, определяются групповые нормы и ценности, ролевые ожидания;
    • стадия деятельности. На этой  группа приступает к своей деятельности, складывается нормальный социально–психологический климат. Социальные роли распределены, утверждены нравственные эталоны коллектива. Члены коллектива принимают интересы и потребности друг друга, образовалась психологическая совместимость работников.

С учетом места в трудовых коллективах  в системе общественного разделения труда они могут быть классифицированы по 5 основным группам: производство, обслуживания, науки, образования и управления.

Коллективы  различаются между собой по численности, составу, структуре, производственным функциям и другим признакам.

 

Характеристики коллектива

К характеристикам  коллектива относятся:

    1. Социальная структура коллектива – это внутреннее строение коллектива, совокупность принципов взаиморасположения, взаимосвязей и взаимоотношений составных элементов как целостность системы.

Объективной предпосылкой образования и изменения  социальной структуры коллектива является разделение труда, которое обуславливает  создание определенных производственных подразделений. Составными элементами социальной структуры коллектива являются социальные группы.

    1. Производственно – функциональная структура, которую составляют производственные подразделения, осуществляющие выпуск продукции, ее реализацию, управление, планирование, стимулирование и другие производственные функции. По содержанию производственных функций различают 3 уровня социальной структуры:
    • высший – основной коллектив;
    • средний – вторичные коллективы;
    • низший – первичные коллективы.

Основной  коллектив – это коллектив, представляющий собой самостоятельную социально  – экономическую единицу, обладающую своими трудовыми традициями, нормами  производственно – общественной жизни.

Информация о работе Группы и их значимость