Человеческое достоинство и как его сохранить

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:20, творческая работа

Описание

Понятие «Достоинство» - универсально. Это надидеологическое, надгосударственное, наднациональное понятие. Это сама суть, стержень ценностей человека. И, хотя бы по этому, он должен уважать человеческое достоинство - свое собственное и других людей.

Работа состоит из  1 файл

Творческая работа по этике.docx

— 17.49 Кб (Скачать документ)

 

Истоки  формирования проблематики

Корни понятия «человеческого достоинства» уходят глубоко в древность, только рассматриваются в контексте  других понятий. Когда Аристотель или  Спиноза говорят о завершении природы человека в его личной жизни, мы можем предположить, что  в развитии духовных способностей должно осуществляться завершение природы  человека. Для каждой исторической эпохи характерен свой тип личности, со своим качественно своеобразным уровнем развития чувства собственного достоинства, определяемым господствующими  в обществе производственными отношениями.

Представления о человеческом достоинстве  менялись в ходе времен. В Древней  Греции, чья культура служит истоком  интеллектуального развития Европы, человеческое достоинство понимается как возвышение личности над обстоятельствами. Достоинство для жителя древнегреческого полиса - это прерогатива свободного гражданина.

Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения  человека, делает тему достоинства  центральной в гуманистической  мысли того времени. Она связывает  человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что  каждая личность - микрокосм, в котором  находит отражение и выражение  макрокосм.

Идея человеческого достоинства  как высшей ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана  гуманистами XIV-XVIII вв. в связи с  новым пониманием человека (Петрарка, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте). Буржуазные гуманисты этого периода провозглашали  высокую ценность человека, независимо от социального происхождения. «Достоинство не утрачивается от низкого происхождения  человека, лишь бы он заслужил его своей  жизнью» (А.К. Дживелегов).

Достоинство человека понимается, как  способность подняться над детерминацией  природными условиями, как способность  возвыситься над игрой бессознательных  сил, пытающихся смять его и подчинить  себе. Она развивалась у просветителей XVIII в., которые связывали достоинство  человека с обеспечением его естественных прав и рассматривали свободу  как необходимое условие сохранения и развития человеческого достоинства (Ж.Ж.Руссо).

Первое понимание достоинства, как добродетельности, просто нераздельно  сливает понятия «достоинство»  и «достойность». Достойный человек  ведет себя неизменно достойно: не унижает себя и других, соблюдает  человеческое достоинство каждого, и в любом другом индивиде видит  именно Человека. Достойный человек  поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит. Он не желает делать зла и предавать  «человеческое» в самом себе. Он испытывает глубокую ответственность  перед собственной личностью (Н.И. Арзамасцева).

Что же такое человеческое достоинство

Этимологически «достоинство»  и родовые к нему слова в  русском языке образованы от частицы  «досто-», которая используется для усиления значения или ценности. Проведенный этимологический и семантический анализ позволяет рассматривать «достоинство» как морально-этическую категорию, в основе которой лежит ценностное отношение к себе и к другому человеку как к ценности и регуляция поведения в соответствии с этим отношением.

Понятие «Достоинство» - универсально. Это надидеологическое, надгосударственное, наднациональное понятие. Это сама суть, стержень ценностей человека. И, хотя бы по этому, он должен уважать человеческое достоинство - свое собственное и других людей.

Все люди рождаются свободными и  равными в своём достоинстве  и правах. Неотъемлемое, врождённое достоинство человека, независимо от его религиозного и философского обоснования - фундамент, на котором  держатся одни и те же своды прав и свобод.

Достоинство - это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления агрессии.

Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это  с тем, что существует два вида достоинства: Личное и Человеческое. Личное достоинство достигается  благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость.

Достоинство - ценностное отношение  личности к самой себе и отношение  к ней других людей. Достоинство  является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано  с такими свойствами личности, как  совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение  знаниями этики, индивидуальной и специальной  психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях.]

Понятие человеческого достоинства  связано с самой сущностью  человечности. Неверно, что достоинство  преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в  свод основных гражданских прав и  свобод возникает из основополагающего - Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация  прав человека» в Преамбуле которой записано: - «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства  связано с тем, что каждый из нас  неповторим. Не было и не будет точно  такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.

Человек, который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства.

Все политические системы, которые  гарантируют в Конституции права, но не гарантируют механизмов и возможностей предъявления притязаний, требований и предъявления своих прав, лишают нас возможности проявить человеческое достоинство, толкая на недостойное  поведение, ущемляя как наше достоинство, так и достоинство других людей.

Человеческое достоинство - это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, - прежде всего как  просто биологической особи со всеми  ее потребностями, общими всему человеческому  роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» - это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь - личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу - свободу быть тем, что он есть - человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство - человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.

Если  достоинство по определению абсолютно, то каким образом его можно  «потерять», «уронить», «попрать» или  «воспитать»?

Ни отнять у человека достоинство, ни наделить его достоинством невозможно. Но, по недостатку чувства своего неотъемлемого личного достоинства, сам человек может оказаться не на его высоте: поступив против совести (которая есть главное содержание личности) или презрев стыд (который есть инстинкт сохранения личного, интимного), – предпочтя тому или другому какие-то выгоды. Таким лишь образом достоинство «теряют», «роняют». Но и это остается личным делом потерявшего и уронившего, – достойные люди этим в другом не воспользуются. Унижать того, кто уже сам себя унизил – будто совершать преступление чужими руками: то же преступление, только еще отвратительнее.

Да, – так что же значит «попрать»  чье-то достоинство? Значит совершить то, с чем по справедливости смириться нельзя: совершить насилие, все равно над плотью или душою. По сути, достоинство человека не умалишь, даже убив самого человека. Но чувство достоинства оскорбить можно и словом, – и побуждая нас реагировать на оскорбления, это чувство совершенно право. Иногда борьба за личное достоинство составляет наш непреложный долг – например, ничто не может заставить нас предать другого; иногда отказ от такой борьбы – отказ от мести, прощение – самый достойный ответ на обиду. Но и в последнем случае право на защиту достоинства неотъемлемо. В общем, попрать достоинство нельзя, но и пытаться это сделать – преступление.

Ну, и – «воспитать». Понятно, это  значит воспитать в человеке чувство  его личного достоинства. Совесть, стыд должны быть у человека личными  – не рабскими, не производными от страха или послушания – так что без  воспитания такого чувства достойного воспитания не получится...


Информация о работе Человеческое достоинство и как его сохранить