Буддизм и этика буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:01, реферат

Описание

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями

Содержание

Происхождение морали и ее социальная сущность

1.1.Что означает термин «этика?»
1.2.Происхождение морали

2. Буддизм и этика буддизма

2.1. Когда и где зародился буддизм
2.2. Будда реальный и Будда из легенд.
2.3. Учение Будды
2.4. Дхарма – закон, истина, путь
2.5. Четыре благородные истины

Работа состоит из  1 файл

ЭТИКА.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

 

2.3. Учение Будды

 

     Как   и  другие религии,  буддизм   обещает людям  избавление  от  самых  тягостных  сторон  человеческого  существования – страданий,  невзгод,  страстей,  страха  смерти.  Однако,  не  признавая  бессмертия  души,  не  считая  её  чем-то  вечным  и  неизменным,  буддизм  не  видит  смысла  в  стремлении  к  вечной жизни  на  небесах,  поскольку  вечная  жизнь с  точки  зрения  буддизма  и  других  индийских  религий – это  лишь  бесконечная  череда  перевоплощений,  смена  телесных  оболочек.  В  буддизме  для  её  обозначения  принят  термин  «сансара».

     Буддизм   учит,  что  сущность  человека неизменна;  под влиянием  его поступков меняется  лишь  бытие человека  и восприятие  мира.  Поступая  плохо,  он  пожинает  болезни,  бедность,  унижения.  Поступая  хорошо,  вкушает радость и умиротворённость.  Таков закон кармы (морального  воздаяния),  который определяет  участь  человека  и в  этой  жизни,  и  в  будущих  перевоплощениях. 

     Этот  закон   составляет  механизм сансары,  который  называется  бхавачакра  – «колесо жизни» (оно же  круговорот  бытия или круг  сансары).  Бхавачакра  состоит  из  12  нидан (звеньев):  неведение (авидья)  обусловливает кармические импульсы  (санскары);  они формируют сознание (виджняна);  сознание  определяет  характер  нама-рупы – физического и психического  облика  человека;  нама-рупа  способствует  формированию  шести  чувств (аятана) – зрения,  слуха,  осязания,  обоняния, ощущения  вкуса и воспринимающего ума.  Восприятие (спарша)  окружающего мира  порождает само  чувство (ведана),  а затем желание (тришна),  которое  в  свою  очередь  порождает  привязанность (упадана)  к тому,  что чувствует и о чём мыслит  человек.  Привязанность приводит  к хождению  в существование (бхава),  следствием  чего  является  рождение  (джати).  А всякое  рождение  влечёт  за  собой старость  и смерть

     Таков   цикл  существования  в  мире  сансары:  каждая  мысль, каждое  слово  и  дело  оставляют   свой  кармический  след,  который   приводит  человека  к  следующему  воплощению.  Цель  буддиста –  жить  так,  чтобы  оставлять  как  можно  меньше  кармических  следов.  Это  значит,  что  его  поведение  не  должно  зависеть  от  желаний  и  привязанности  к  объектам  желаний.

     «Нет  уз  у  тех,  у  которых   нет  приятного  или  неприятного».

     «Из   привязанности  рождается  печаль,  из  привязанности  рождается  страх;  у  того,  кто  освободился  от  привязанности,  нет  печали,  откуда  возьмётся  страх?»      «Как  дерево,  хотя  и вырванное,  продолжает  расти,  если  корень  его  не  повреждён  и  крепок,  так  и страдание рождается снова и снова,  если  не  искоренена  склонность  к желанию».

     «Я  всё   победил,  я  всё  знаю.  Я  отказался  от  всего,  с  уничтожением  желаний   я  стал  свободным.  Учась   у  самого  себя,  кого  назову  я  учителем?»  Так  сказано  в  «Дхаммападе».

     Высшую  цель  религиозной  жизни   буддизм  видит  в  освобождении  от  кармы  и  выходе  из  круга  сансары.  В  индуизме  состояние  человека,  достигшего  освобождения,  называется  мокшей,  а  в  буддизме – нирваной.

     Люди,  поверхностно  знакомые  с буддизмом,  считают,  что нирвана – это смерть.  Неверно.  Нирвана – это покой,  мудрость  и блаженство,  угасание  жизненного  огня,  а вместе  с ним и значительной  части эмоций,  желаний,  страстей – всего того,  что  составляет  жизнь  обычного  человека.  И  всё  же  это  не  смерть,  а  жизнь,  но  только  в  ином  качестве,  жизнь  совершенного,  свободного  духа.

     Буддизм  не  относится   ни  к  монотеистическим (признающим  единого  Бога), ни  к  политеистическим (основанным  на вере  во  многих  богов) религиям. Будда  не  отрицает  существования  богов  и других сверхъестественных  существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но  считает, что  они  тоже  подчинены  действию  кармы  и,  несмотря  на  все  свои

сверхъестественные силы,  не  могут  самого  главного — избавиться  от  перевоплощений. Только  человек  способен  «встать на путь» и,  последовательно меняя  себя,  искоренить  причину  перерождений,  достичь  нирваны. Чтобы освободиться  от  перерождений,  богам  и  другим  существам придётся  родиться в  человеческом  облике.  Только  среди  людей  могут  появиться  высшие  духовные  существа: будды — люди,  достигшие  Просветления  и  нирваны  и проповедующие  дхарму,  и  бодхисаттвы — те,  кто откладывает уход  в нирвану  ради  помощи  другим  созданиям.

     Может   сложиться  представление, что   буддам  и  бодхисаттвам  принадлежит   в  буддизме  то  же  место,  которое  в  других  религиях  занимают  боги  или  единый  Бог.  Но  это  не совсем  так.  Будды  не  могут,  как  боги  других  религий,  создавать  мир,  управлять  стихиями;  они,  как  правило,  не  могут карать  грешников  или  награждать  праведников. Буддизм — и в этом  ещё одно  его  отличие  от  других  религий — не  признает  провидения  и подчёркивает,  что  судьба  человека  зависит  только  от  его  собственных  усилий  в  неустанной  сознательной  работе  над  собой.  Поэтому  в «Дхаммападе»  сказано: «Строители  каналов  пускают  воду,  лучники  подчиняют  себе  стрелу,  плотники  подчиняют  себе  дерево,  мудрецы  смиряют самих  себя».

 

 

 

 

2.4. Дхарма – закон, истина, путь

 

     Важнейшим   для буддистов  является  понятие  дхармы — оно олицетворяет учение  Будды,  высшую истину, которую  он  открыл  всем существам. «Дхар-ма» буквально  означает  «опора»,  то,  что  поддерживает». Слово «дхарма» означает  в буддизме  моральную  добродетель, прежде  всего — это моральные и духовные  качества  Будды,  которым верующие  должны  подражать. Кроме того, дхармы — это конечные  элементы, на  которые, с  точки  зрения буддистов, разбивается  поток  существования.

     В своей   первой  речи  после  Просветления  Будда  сравнивает  способности разных  людей к  постижению Дхармы с  разнообразием  лотосов  в пруду:

«И оглядев мир своим  оком  Просветлённого, Благословенный,  преисполненный сочувствия  ко  всем  живым  существам,  увидел  существа,  умственный  взор которых  лишь  чуть запорошён пылью, и  существа, чей  умственный  взор покрыт  густым  слоем пыли;  увидел  существа с острой  восприимчивостью  и  с восприимчивостью вялой,  существа, имеющие  благоприятную  форму,  существа,  легко поддающиеся  внушению  и  трудно поддающиеся  внушению, а также  увидел  существа, пребывающие  в страхе  перед  иным  миром  и  в  страхе перед  грехом.

     Подобно   тому  как  в  пруду,  заросшем  голубыми  лотосами,  или  в  пруду,  заросшем  белыми  лотосами,  одни  лотосы,  рождённые  в   воде,  выросшие  в  воде,  не  поднимаются  над  водой,  другие,  рождённые  в  воде,  выросшие  в  воде,  стоят  вровень  с  поверхностью  воды,  а  третьи,  рождённые  в  воде,  выросшие  в  воде,  поднявшись  над  водой,  стоят  так,  что вода  их  не  касается» 

     Будда, как  никто иной,  понимал, что люди  от  рождения  не похожи  друг  на друга и нельзя  к ним подходить  с одной  и  той  же  меркой: одним Дхарму нужно  долго  растолковывать,  другие  поймут  её  на лету, третьим  потребуется привести  множество  примеров,  четвёртых  придётся   учить йоге и т. п. Не существует  единого, универсального свода  буддийского  вероучения, пригодного  для  всех. Нет универсальной  формулы Дхармы  на  все  случаи жизни; есть  Дхарма,  изложенная  с учётом  индивидуальных  особенностей каждой группы  верующих. Поэтому  буддийское  учение  может  быть  выражено высоким  учёным стилем  и  простой  народной  речью, в стихах  и  в  прозе, изображено на  священной   диаграмме (мандале) и на  красочной картине.

     Разные  цели  преследуют  и  буддийские  проповеди. Высшей  целью  всегда остаётся  нирвана, но  достичь  её  трудно — это под силу  лишь самым упорным и одарённым. Для простых людей, не  способных на  значительные  духовные усилия  в  нынешнем  своём  состоянии,  промежуточным  этапом  может  стать воплощение  в  лучших  условиях  или  возрождение на  небесах  какого-нибудь будды, с помощью  которого  они в дальнейшем  достигнут  нирваны.

 

2.5. Четыре благородные истины

 

     Проповедь  своего  учения  Будда  начал с «четырёх благородных истин»:

о  страдании  и  причине  страдания,  об  устранении  причины  страдания и о пути  к  прекращению страданий. Обращаясь  к  ученикам (бхикшу),  он  говорил: «А вот,  бхикшу,  благая  истина  о  том, что существует  страдание. Рождение — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание; соединение  с тем, что  неприятно, — страдание; разъединение с тем, что  приятно, — страдание; когда нет возможности  достичь  желаемого — это тоже страдание.

     А вот,  бхикшу, благая  истина  о  том,  что  страдание  имеет   свою  причину. Это жажда, ведущая  к  перерождениям, связанная с  наслаждением  и  страстью, находящая  удовольствие  то  в одном, то  в другом. Жажда  бывает  трёх  видов:  жажда  чувственных  удовольствий,  жажда  перерождений,  жажда  существования.

     А вот,  бхикшу, благая  истина о  том,  что  страдание  может   быть  уничтожено. Это  уничтожение  жажды и  полное  уничтожение  страсти, отказ  от  них, отречение  от  них, освобождение  от  них, отвращение  от  них.

     А  вот,  бхикшу, благая  истина о том,  что  существует  путь, ведущий   к уничтожению  страдания».

     Согласно  первой  истине, всё  существование  человека  есть  страдание, неудовлетворённость,  разочарование. Даже  счастливые  моменты  его  жизни в конечном  итоге  приводят  к  страданию,  поскольку  они  связаны с «разъединением  с  приятным».  Хотя страдание  универсально, оно  не  является изначальным  и  неизбежным  состоянием  человека,  поскольку  имеет  свою причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит в основе привязанности людей к существованию  в  этом  мире. Такова  вторая  благородная  истина.

     Пессимизм   первых  двух  благородных  истин  преодолевается  благодаря следующим двум. Третья  истина  гласит, что причина страдания,  поскольку она  порождена  самим  человеком,  подвластна  его  воле  и  может  быть  им  же и  устранена — чтобы положить  конец  страданиям  и  разочарованиям, надо прекратить  испытывать  желания.

      О том,  как  достичь этого, говорит  четвёртая  истина,  указывающая восьмеричный  благородный  путь:

"Этот  благой  восьмеричный  путь  таков: правильные  взгляды,  правильные намерения,  правильная  речь, правильные  действия,  правильный  образ  жизни, правильные  усилия,  правильное  осознание  и  правильное  сосредоточение».

     Таким образом,  восьмеричный  путь  включает  три  основных  упражнения  в нравственности, созерцании и   мудрости: культуру  поведения (правильные  мысль, слово, действие), культуру   медитации (правильные осознание и сосредоточение) и  культуру  мудрости (правильные взгляды).

     Культура  поведения — это пять (или десять) основных  заповедей (панчашила); не  убей,  не  бери  чужого,  не  лги,  не  пьянствуй,  не  прелюбодействуй; а  также добродетели  щедрости,  благонравия,  смирения,  очищения и т. п.

     Культура  медитации — это система  упражнений, ведущих  к  достижению внутреннего  умиротворения, отстранённости  от  мира  и обузданию  страстей.

     Культура  мудрости — знание  четырёх  благородных  истин.

     Из  всех  четырёх  благородных  истин   именно  восьмеричный  благородный  путь  составляет  главное  своеобразие  буддизма. Будда  не  просто  говорит о возможности  освобождения, но и указывает путь, следуя  которому  каждый человек собственными  силами,  без помощи  Будды,  способен  достичь свободы и сам стать буддой.  Всё это очень отличается от  других известных религий — ни  одно  религиозное учение  не  признаёт, что человек может своими  усилиями  сделать себя  богоподобным  существом.

     Встав   на  этот  путь,  можно  прийти  к  высшей  цели  человека — выходу из круговорота  перерождений (сансары), а значит, к  прекращению  страданий  и достижению  состояния  освобождения — оно и есть  нирвана.  Следование только  моральным заповедям приносит  лишь  временное облегчение.

      Четыре  благородные  истины  во  многом  напоминают  принципы  лечения: история болезни,  диагноз,  признание  возможности  выздоровления,  рецепт лечения.  Не случайно  буддийские  тексты  сравнивают  Будду с  врачевателем, который  занят  не  общими  рассуждениями,  а  практическим  излечением  людей от духовных  страданий.  И своих  последователей  Будда  призывает  постоянно работать  над  собой  во  имя  спасения, а  не  тратить  время на  разглагольствования о предметах, которых  они  не  знают  по  собственному

опыту. Он  сравнивает  любителя  отвлечённых  разговоров  с  глупцом,  который вместо  того,  чтобы  позволить  вытащить  попавшую в  него  стрелу,  начинает рассуждать о том, кем она была  выпущена, из  какого  материала  сделана и т. п.

     Другими   важными  положениями  учения  Будды   являются  три  характеристики бытия (трилакшана): страдание (духкха),  изменчивость (анитья)   и отсутствие неизменной  души (анатман), а также учение  о взаимозависимом возникновении  всех  вещей (пратитъя самутпада).

     В мире  нет  ничего  вечного — всякое  существование  имеет  начало  и  конец, а раз так, то  не  может  быть и  неизменной  души. Человек  состоит  из  пяти скандх: телесного (рупа), ощущений (ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх  разрушается.

Информация о работе Буддизм и этика буддизма