Внешняя политика США во второй половине 20-ого века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание

Я выбрал эту тему так, как США - это одна из интереснейших стран, и особенно если рассматривать ее развитие после второй мировой войны. США - единственная страна мира, чья экономика вышла из второй мировой войны значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом хозяйстве было бесспорно. Война избавила эту страну от серьезных конкурентов, хотя экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение.

Содержание

1. Введение: Актуальность выбранной темы.
2. США и вторая мировая война.
2.1 военная экономика.
2.2. Международные конференции.
3. Основные итоги войны.
3.1. Экономические итоги
3.2. Милитаризм.
3.3. Реакция во внутренней политике.
4. Реконверсия.
4.1. От военной к мирной экономике.
4.2. Классовая борьба.
4.3. Начало президентства Трумэна.
4.4. Ревизия внешней политики Рузвельта
5. "Холодная война".
5.1. "Доктрина Трумэна" и "план Маршалла
6. Новое соотношение мировых сил
6.1. НАТО.
6.2Итоги внешней политики Трумэна
6.3Поражение демократов
7. Первое президентство Эйзенхауэра
7.1. Дуайт Эйзенхауэр
7.2. Маккартизм
8.Экономическое соревнование двух систем.
8.1. "Потепление" и "похолодание"
Заключение
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

внешняя политика сша курсовая работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

К переходу от военной  к мировой экономике США готовились долго и основательно. Учитывая трудности и опыт такого перехода мировой войны, правительство США начало заблаговременно готовиться к реконверсии. Задача была довольно сложной: во время второй мировой войны производство для военных целей дошло до двух третей всей промышленной продукции и составило почти половину валового национального продукта США.

Однако решение  проблем реконверсии охватывало значительно более широкий круг вопросов-производственных, финансовых, внутри- и внешнеполитических. Безработица, заработная плата, цены и тарифы, железнодорожные фрахты и внешняя торговля, неиспользованная военная продукция и государственные военные заводы-таков далеко неполный перечень проблем, связанных с реконверсией. Самое большое место занимала проблема занятости населения. Массовая безработица после войны в США величайшей угрозой для американского капитализма. Поэтому так тщательно готовились и так много говорили о реконверсии.

Все разговоры  и планы реконверсии исходили из того, что после второй мировой  войны хозяйство США в своем  развитии будет напоминать хозяйство тех лет, которые последовали после первой мировой войны. Воспоминания о прошлом увеличивали тревогу, о будущем возможности прихода нового большого экономического кризиса, в котором, как признавали в руководящих кругах США, может решиться судьба капитализма. Через три недели после капитуляции Японии президент Трумэн направил конгрессу США пространное послание о переходе от военной к мирной экономике. Но за две недели до отправления этого послания 85% предприятии промышленности США уже было освобождено от государственного контроля. Вокруг программы реконверсии развернулась борьба в конгрессе и в стране. Борьба по существу сводилась к тому, н кого возлагалась основное бремя последствий войны и издержек переходя от военной экономики к мирной, и носила сугубо классовый характер между трудом и капиталом, между организациями рабочих и Национальной Ассоциацией Промышленников. НАП, которая в свое время не ужилась с "новым курсом" Рузвельта и не мирилась с "актом Вагнера", имела свой собственный совет по вопросам реконверсии. Этот совет опубликовал в марте 1943 г. свою программу. Он требовал сокращений налогов на прибыль, ликвидации контроля над ценами, но сохранная контроля над " замороженной" в военное время заработной платой. НАП высказывалась против вмешательства государства в экономику, против больших государственных расходов, за содействие расширению экспорта США и в то же время за ограждение внутреннего рынка Америки от иностранной конкуренции. Особенно НАП ополчилась на "закрытую мастерскую", характеризовала ее как чуждую "свободному американскому предпринимательству".

В таком духе выступал и Комитет экономического развития и Торговая палата США, создавшая свою комиссию по послевоенной экономической политике еще в 1942 г. Трумэн в своем послании конгрессу о реконверсии указывал на необходимость реализации накопившегося за время войны государственного имущества. Он остановился на административной стороне вопроса, на том, кто и какие органы должны заниматься реализацией, продажей государственного имущества. Но он обошел молчанием вопрос о том, кому это имущество должно быть продано. Характерно, что Трумэн в своем послании о реконверсии акцентировал внимание на необходимости сохранения больших запросов стратегического сырья в мирное время, двухлетней обязательной воинской повинности, проведения программы научно-исследовательских работ, которые, как он отмечал, диктуются уроками войны. Это лишний раз показывает, насколько не соответствует действительности последующие утверждения Вашингтона, что после окончания второй мировой войны США полностью демобилизовалось.

Больше всего  места в послании конгресса о  реконверсии Трумэн уделил проблеме безработице. Он, как и многие другие, тогда в США, предсказывал неизбежность массовой безработицы в связи с окончанием войны. Трумэн не называл цифр. НО другие авторитетные лица еще в 1044 г. утверждали, что после окончания войны число полностью безработных в США будет колебаться в пределах от 7 млн. до 12 млн. В США настолько были уверены в неизбежности послевоенной массовой, многомиллионной безработице, что публиковали фантастические подсчеты по этому поводу. В общем, в США много говорили и долго готовились к переходу от военной экономики к мирной. Однако, как писал известный американский журнал, "капитуляция Японии застала Америку не подготовленной к решению проблем реконверсии". И если реконверсия прошла легче, вызвала меньше потрясений, чем ожидали, то это объясняется тем, что ни в США, низа их пределами не учли значения экономических итогов войны, недооценили значение "отложенного спроса", предстоявшего большого жилищного строительства и обновления автомобильного парка, как и не предвидели обновления в значительных размерах основного капитала и больших послевоенных капиталовложений в промышленность.

4.2. Классовая борьба

Материально положение  рабочего класса США после окончания  войны ухудшилось прямо и косвенно. Прекращение сверхурочной работы и  рост цен повлекли за собой падение  номинальной и реальной заработной платы.

Рост цен сокращал реальную заработную плату гораздо сильнее, чем показывала официальная статистика. ПО официальным данным, ко времени отмены контроля над ценами (к 1 июля 1946 г.) индекс стоимости жизни в США был на треть выше, чем до войны. Но этот индекс не учитывал роли "черного рынка" в повышении стоимости жизни в Соединенных Штатах. Недостаток продуктов по фиксированным ценам, в частности мяса, заставлял население США покупать продукты по повышенным ценам. Отмена контроля над ценами показала, насколько действительно выросла стоимость жизни. Все это приводило не только к волнениям, но и к забастовкам. Как, например забастовка на крупнейших автомобильных заводах "Дженерал Моторс".

Правительство Трумэна старалось разыграть  роль беспристрастного арбитра. Но это  ему не удалось. 14 февраля оно объявило новую политику заработной платы и цен, позволяющую повышать цены, если интересы компании страдают в результате изменений, внесенных в заработную плату. Невиданная ранее стачечная волна в США имела политическое значение и политические последствия. В разгар стачек среди бастующих рабочих были слышны голоса о необходимости создания третьей, массовой партии американского пролетариата. НО эти голоса не получили широкого отклика. В отличие от стачек, последовавших за первой мировой войной, забастовки 1945-1946 гг. не выдвигали политических программ. Капиталисты вначале упорствовали: но потом были вынуждены пойти на уступки. Величайшая в истории стачечная волна, большие массовые забастовки, прокатившиеся по стране, впервые в истории США обошлись без вооруженных столкновений, без мобилизации национальной гвардии, без вмешательства войск. Международное положение и внутриполитическая обстановка заставили правительство и большинство конгресса США склонить капиталистов к компромиссу.

4.3. Начало президентства Трумэна

Окончание войны  с Германией и реконверсия  совпали с началом президентства Трумэна. 2 апреля 1945 г., через два часа после того, как Трумэн узнал о смерти Франклина Рузвельта, он принял в Белом доме полагающуюся по конституции присягу. Гарри Трумэн стал 33-м президентом США. Трумэну пришлось возглавить государство после второй мировой войны. Он был первым президентом, который отказался от вековой традиции и заключил военные союзы со многими государствами. Начало его президентства совпало с началом использования атомной энергии для военных целей. В условиях новых больших и сложных внутренних и международных проблем особенно отчетливо проявилась духовная скудость, политическая ограниченность и неуклюжесть Трумэна.

Появление Трумэна  в Белом доме резко подчеркивало значение потери Рузвельта. Через полтора года после смерти Рузвельта известный американский журнал констатировал, что у Трумэна отсутствует опыт и престиж. Через несколько месяцев после его перехода в Белый дом Институт общественного мнения Дж. Гэллапа утверждал, что 87% опрошенных граждан страны одобряют деятельность Трумэна как президента США. Эти итоги, по данным Гэллапа, были на 3% выше того максимального уровня, который когда-либо получал Франклин Рузвельт при соответствующем опросе населения. Правда, в конце следующего, 1946 г. при таком же опросе общественного мнения за Трумэна высказалось лишь 32%, а в 1948 г.-36%. Но в том же, 1948 г. он победил на президентских выборах. Отношение общественности к Трумэну неоднократно резко менялось. Временами он обнаруживал удивительную, загадочную силу, оказывал влияние на широкий круг избирателей. Выступив 12 апреля 1945 г. в должность президента США. Трумэн дал свои заверения в том, что "будет продолжать политику Рузвельта и сохранит кабинет". Но начал он свою деятельность в Белом доме с ликвидации "наследия Рузвельта", разгона его кабинета и отстранения основных его кадров.

4.4. Ревизия внешней  политики Рузвельта

С изменением состава  правительства менялось и его  политическое направление, изменялась не только внутренняя: но и внешняя политика Вашингтона. Еще в ходе войны Рузвельт высказывал предположения о будущих разногласиях между победителями. Но вместе с тем он указывал, что прочный мир может быть построен только в сотрудничестве с СССР. Вскоре после смерти Рузвельта правительство Трумэна взяло во внешней политике совершенно другой курс, курс, не поощряющий компромиссов, курс, направляемый теми агрессивными кругами монополистического капитала США, которые еще до вступления в войны выдвигали программу американского господства в послевоенном мире.

Агрессивная, антисоветская, опасная послевоенная внешняя политика Вашингтона вызвали протесты в прогрессивных  кругах США. В первые полтора года президентства Трумэна эта политика наталкивалась на оппозицию в самом правительстве. Трумэн заставил недовольных его внешней политикой, как и внутренней, политикой оставить правительственный кабинет. С уходом Уоллес разногласии в правительстве по вопросам внешней политики прекратились. Еще во время войны в Вашингтоне установилась в известной мере двухпартийная внешняя политика.

Рузвельт всячески старался ладить с лидером республиканцев сенатором Вандербергом, как главным  авторитетом оппозиционной партии по международным вопросам. В феврале 1945 г. Рузвельт, учитывая роль Вандерберга в республиканской партии и его влияние в сенате, включил его в состав делегации США на конференции в Сан-Франциско. Но одно дело - двухпартийная внешняя политика при Рузвельте, а другое дело при Трумэне.

После победы республиканцев на выборах в 80-й конгресс Вандерберг стал председателем комиссии по иностранным делам сената. Но еще задолго до этих выборов Вандерберг, у которого с Трумэном сложились личные доверительные отношения в сенате еще до войны, оказывал как участник важнейших международных политических конференций большое влияние на президента США, чем государственный секретарь Бирнс. Бирнс много лет представлял в демократической партии и в конгрессе США южных консерваторов. НА посту государственного секретаря, на котором он находился с середины 1945 г в течение полутора лет, Бирнс, как он сам неоднократно подчеркивал, проводил "двухпартийную политику". Но "двухпартийная политика" в понимании даже такого реакционера, как Бирнс, не всегда устраивала Вандерберга, а следовательно, и Трумэна.

5 января 1946 г.  в Белом доме Трумэн зачитал  Бирнсу свое письмо о необходимости  жесткой и по существе непримиримой  политики по отношению к Советскому  Союзу. Вопреки Московскому соглашению  Трумэн утверждал, что он не  думает согласиться на признание  новых правительств Румынии и Болгарии, "если они не будут радикально изменены". Он также заявил, что США должны создать "сильное центрально правительство" в Китае и Корее. В этом письме президент утверждал, что Росси необходимо противопоставить "железный кулак и сильные выражения". Он закончил свое сочинение словами: "Я устал нянчиться с Советами". В этом документе, написанном президентом США всего через несколько месяцев после окончания второй мировой войны, не только содержится отказ от внешней политики Рузвельта, но и изгаляется агрессивная, антисоветская программа, которую Вашингтон проводил в последующие годы. Здесь и политики "с позиции силы", и агрессивная, непримиримая дипломатия, названная вскоре " холодной войной".

В борьбе вокруг ревизии внешней политики Рузвельта в правительстве и конгрессе США взяли верх противники послевоенного советско-американского сотрудничества, сторонники неизбежной войны. И если они воздержались от доведения этой программы до ее логического конца до превентивной войны против СССР, в которой они намеревались использовать свою монополию на атомную бомбу, то это объясняется тем, что еще до того, как Советский Союз создал атомное оружие, в авторитетных кругах США нашлись достаточно здравомыслящие люди, доказывавшие, что в такой войне, которая, безусловно, была бы длительной и напряженной. у США не было надежд на победу.

Борьба вокруг внешнеполитического курса США  имела большое историческое значение. От ее исхода зависело во много развитие международных отношений в грядущие годы: сохраниться ли мирное сосуществование или продлиться "холодная война", сохраниться ли соревнование в мирном строительстве или небывалая гонка вооружений. В тех условиях борьба в США оказалась неравной: на стороне противников мирного сосуществования, выражавших взгляды самых реакционных кругов американского монополистического капитала, стояло абсолютное большинство правительства и конгресса США, а также основные органы печати страны. В этих условиях особую роль играет президент США. Было время, когда против президента Рузвельта выступали 90% всех газет и журналов страны. Но Франклин Рузвельт, апеллируя к широким массам избирателей, получал их поддержку. Трумэн вообще не был способен на подобный шаг, а в данном случае в этом не испытывал надобности: внешнеполитический воинствующий империалистический курс Даллеса ему был несравнимо ближе, чем мирный курс Уоллеса. Вместе с ревизией внешней политики Рузвельта во взаимоотношениях с СССР усиливалась активность американского империализма на Ближнем и Дальнем Востоке. 4 июля 1946 г. вступил в силу закон о независимости Филиппин, принятый конгрессом США по инициативе Франклина Рузвельта еще в 1934 г. Закон, подписанный президентом США 24 марта 1934 г., предусматривал сохранение за США морских баз на Филлипинских островах.

Основное внимание и усилия дипломатии США на Дальнем  Востоке после окончания второй мировой войны были направлены на создание такого же внутриполитического  положения в Китае. В планах Экспансии  США Филиппины всегда рассматривались  лишь как форпост для распространения влияния и господства американского капитала на Китай. На Ближнем Востоке активность американского капитала значительно усилилась еще до окончания второй мировой войны. От ближневосточной политики империалистических держав давно разит на весь мир нефтью. Нефтью пропитана и политика США в этом районе. По мере увеличения значения Ближнего Востока для нефтяных монополий США возрастала политическая активность Вашингтона в этой части света.

Информация о работе Внешняя политика США во второй половине 20-ого века