Внешнеполитическое сотрудничество Китая со странами Африки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить политическое и экономическое сотрудничество Китая со странами Африки.

Задачи исследования:
1. Рассмотреть становление и развитие внешнеполитических отношений КНР и Африки;
2. Исследовать внешнеполитическое взаимодействие Китая со странами Африки;
3. Рассмотреть китайские инвестиции в Африку;
4. Изучить масштабы присутствия КНР на континенте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Внешнеполитическое сотрудничество Китая со странами Африки
1.1. Становление и развитие отношений КНР и Африки…………………5
1.2. Внешнеполитическое взаимодействие Китая со странами Африки…….10
Глава 2. Внешнеэкономическое сотрудничество между Китаем и странами Африки
2.1. Китайские инвестиции в Африку ………………………………………..16
2.2. Масштабы присутствия КНР на континенте…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение 1.
Приложение 2.

Работа состоит из  1 файл

внешняя политика!!!.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

              Африка приветствует эту новую роль КНР, о чем косвенно свидетельствуют весьма успешные попытки Пекина «перетянуть» на свою сторону те немногие африканские страны, которые поддерживают дипломатические отношения с Тайванем. Одновременно растет интерес африканцев к китайской модели развития. Как полагают многие африканские политики, им есть чему на ее примере поучиться. Китай в ходе рыночных реформ практически добился и макроэкономической стабильности, и активизации субъектов хозяйствования, и внушительных внешнеэкономических успехов. Конечно же, все это не может не прельщать африканцев.

 

2.2. Масштабы присутствия КНР на континенте

 

              Попытаемся оценить теперь реальные масштабы китайской экспансии на континенте в различных областях.

              Демография. Согласно статистике, если в 1949 г. в странах Африки проживало около 27 тыс. китайцев, то в 1999 г. – уже более 130 тыс.

              Объем внешней торговли Китая с африканскими странами стремительно увеличивается, достигнув в 2003 г. более 18 млрд. долл. При этом основная часть товарооборота приходится на поставки нефти из Судана, Конго, Анголы. Велик объем товарооборота и с Нигерией, импортирующей китайские товары народного потребления, с ЮАР. Наибольшая доля китайской продукции в импорте у таких африканских стран, как например Гамбия и Того (около 40%).

              По оценке французского Посольства в Абиджане (Кот д’Ивуар) доля КНР в продукции, импортируемой странами Западной Африки, составляет около 11%, что ставит их на второе место после французов. В большинстве африканских стран китайцы также выходят на второе место после традиционных экономических партнеров по мере того, как Германия, Япония и США теряют рынок.

              Большинство африканских стран увеличивают торговлю с КНР, причем ежегодные темпы роста не редко превышают и 100%. Китайская продукция распространяется по каналам розничной торговли, но она также широко представлена и в неформальном секторе. Однако потенциал для дальнейшего развития торговли огромен, поскольку на Африку приходится всего 2% внешней торговли Китая, а на Китай – около 5% внешней торговли Африки.

              Важную роль в этом призвана сыграть китайская инициатива по бестарифному доступу товаров из наименее развитых стран Африки на китайский рынок, о которой было объявлено в ходе второго Форума по китайско-африканскому сотрудничеству в декабре 2003 г.

              Строительные работы. Китай крупнейший подрядчик на континенте. В последнее время практически в каждой африканской стране КНР построила и строит несколько наиболее крупных, знаковых сооружений, реализуя на практике т.н. «цементную (бетонную) дипломатию». Большинство объектов строится по льготным кредитам, финансовое участие африканской стороны при этом минимально. Китайские предприятия строят не только дома, но и железные дороги, автотрассы, мосты, дамбы и плотины, электростанции, порты, аэропорт и т. д.

              Туризм. С каждым годом все больше китайских туристов посещают страны Африки. И если раньше у КНР официально было всего 3 одобренных туристических направления: Египет, ЮАР и Марокко, то в ходе 2го Форума по китайско-африканскому сотрудничеству было одобрено еще 8 направлений: Кения, Эфиопия, Сейшельские острова, о.Маврикий, Замбия, Зимбабве, Танзания и Тунис. Придание статуса туристического направления приводит к открытию регулярного воздушного сообщения и резкому росту китайских туристов. Это особенно важно для такой страны, как Зимбабве, которая находится в международной блокаде и рассчитывает в настоящее время на увеличение притока туристов из КНР.

              Западная пресса поспешила объявить китайскую экспансию в Африку «началом новой колонизации», имеющей целью получение Китаем доступа к ее природным богатствам. Международные организации по оказанию помощи, а также официальные представители Запада утверждают, что Пекин закрывает глаза на факты плохого управления и коррупции в африканских странах. Они также подозревают, что Китай усиленно добивается благосклонности африканских лидеров, чтобы заручиться их поддержкой в ООН и в недавно созданном Совете ООН по правам человека, чтобы избежать осуждения за нарушения прав человека и демократии. Китай в свое оправдание указывает, что, не обусловливая торгово-экономическое сотрудничество с африканскими странами какими-либо политическими требованиями, он тем самым демонстрирует приверженность общепризнанным принципам невмешательства во внутренние дела суверенных государств.

              На самом деле вся эта риторика помогает Китаю заполнять геополитические «пустоты», образовавшиеся после ухода из Африки СССР/России и ослабления позиций США и Европы в некоторых странах Черного континента. Делает он это с присущей ему прагматичностью, предлагая более выгодные условия, чем западные компании, довольствуясь меньшей прибылью и предоставляя льготные условия кредитования. Так, в Судане китайцы появились в 1999 г. после введения США экономических санкций против этой страны и последующего ухода оттуда американских нефтяных компаний. За прошедшие годы Китай вложил в Судан миллиарды долларов, главным образом в нефтяную отрасль - разведку, добычу, переработку - и стал основным торговым партнером Судана, 90% экспорта которого приходится на нефть. Нечто подобное произошло и в Зимбабве. Пока западные государства оказывали всестороннее давление на Зимбабве, пытаясь заставить президента Р. Мугабе отказаться от антидемократических методов управления, Китай стал крупнейшим иностранным инвестором этой страны, интересующей его своими запасами платины.

              В структуре товарооборота КНР с Африкой экспорт и импорт были в 2007 г. почти сбалансированы вследствие того, что за этот год прирост первого значительно (40.8%) опередил прирост второго (23.2%). Китай продает африканским странам промышленное оборудование, бытовую электронику, стройматериалы, оружие, а импортирует в первую очередь стратегическое сырье. Нефть закупается у Анголы, Судана, Республики Конго, Нигерии, Экваториальной Гвинеи и др.; железная руда - у ЮАР и Мавритании; медь и кобальт - у Замбии и Демократической республики Конго (ДРК); платина - у ЮАР и др. В то же время Китай приобретает хлопковое сырье в семи странах Западной и Центральной Африки, лес - в Габоне, Камеруне и Сьерра-Леоне, рыбные продукты - в Намибии и др. В 2007 г. в первой пятерке крупнейших торговых партнеров Китая по стоимости товарооборота были ЮАР (12.99 млрд. долл.) и Ангола (12.14), затем с огромным отрывом шли Судан (5.09), Египет (4.18) и Нигерия (3.91 млрд. долл.)

              Для Китая Ангола - главный африканский поставщик нефти и второй (после Саудовской Аравии) среди всех ее экспортеров. При участии КНР в Анголе строятся больницы, школы, стадионы, институты, системы водоснабжения, восстанавливается железная дорога "Бенгела" - от побережья Атлантического океана до границ с Замбией и ДРК. Ангольское правительство отдает предпочтение китайским фирмам при реконструкции инфраструктуры, потому что они предоставляют технологии, материалы и квалифицированные кадры по более низким ценам. Однако, опасаясь зависимости от Китая и уже ощутив на себе давление западных партнеров, Ангола отказалась в 2007 г. от контракта с китайцами на строительство нефтеперерабатывающего завода стоимостью в 3 млрд. долл.

              Объем торговли между Китаем и ЮАР вырос за 2000-2006 гг. почти в пять раз. Стороны договорились развернуть в 2007 г. торгово-инвестиционное сотрудничество в области горной промышленности, инфраструктурного строительства, машиностроения, швейной отрасли, производства бытовой техники, переработки сельскохозяйственной продукции, туризма и финансов. Эти переговоры велись на фоне роста дефицита ЮАР в торговле с КНР - за три года (с I кв. 2004 г. по I кв. 2007 г) с 2.7 млрд. до 60 млрд. рандов, притом, что за это же время в семь раз выросли поставки в Китай минерального сырья из ЮАР[11].

              В 2007 г. достигнуты договоренности с Египтом о создании там китайской промышленной зоны, об активизации сотрудничества в энергетике, швейной промышленности и производстве стройматериалов. Уже сейчас китайцы составляют мощную конкуренцию в этой крупнейшей стране Северной Африки американским и западноевропейским поставщикам не только потребительских товаров, но и средств производства. В Египте наблюдается настоящее поветрие всего китайского, выражающееся в приобретении китайских товаров, изучении китайского языка и увлечении китайской культурой.

              Наиболее амбициозный замысел Китай собирается реализовать в Демократической республике Конго, вложив в развитие ее инфраструктуры и горнодобывающей промышленности примерно 12 млрд. долл. за 15 лет. Этот мегапроект интересен не только своими масштабами, но и многогранностью, являя собой своего рода перспективную модель афро-китайского сотрудничества. Планируется, что совместное предприятие Socomin вложит 3 млрд. долл. в добычу ископаемых и разработку их новых месторождений, а прибыли от его деятельности, то есть от поставок в КНР горнорудного сырья (меди, кобальта, золота, никеля), пойдут в установленные договором сроки на компенсацию инвестиционных затрат китайской стороне. Намечено также выделить 9 млрд. долл. на осуществление амбициозного инфраструктурного проекта, который включает пять приоритетных направлений деятельности, обозначенных президентом ДРК Ж. Кабилой, а именно - обеспечение населения водой, электричеством, развитие образования, здравоохранения и транспорта. Китайские компании должны построить электростанции и линии высоковольтных передач, 49 центров распределения питьевой воды, 31 госпиталь (каждый на 150 коек), 145 центров здравоохранения (каждый на 50 коек), 4 больших университета, здание парламента и 20 тыс. квартир. Крупнейшая китайская железнодорожная компания CREC предполагает строительство или восстановление железных дорог (3.2 тыс. км.), которые соединят столицу с портами на Атлантическом океане и крупнейшими экономическими центрами на юго-востоке страны, а последние - с северо-востоком. Согласно договоренностям, только один из пяти работающих в рамках всего мегапроекта может быть китайцем. В каждом проекте 0.5% инвестиций должны расходоваться на передачу технологий и обучение конголезского персонала, 1% - на развитие социальной сферы и 3% - на защиту окружающей среды.

              Китайско-конголезский мегапроект стал большой неожиданностью для МВФ, МБРР. Эти международные институты не уверены в том, что данная сделка соответствует одному из главных требований к странам с низким уровнем дохода, которых касается международная инициатива по снижению долгового бремени, а именно - не заключать соглашений о новых кредитах, повышающих задолженность. А долг у ДРК огромный - более 8 млрд. долл. при бюджете страны всего в 1.3 млрд. долл., большая часть которого направляется на зарплату государственным служащим. Кроме того, вызывает сомнение способность конголезского государства, его бюрократии, погрязшей в коррупции, контролировать выполнение достигнутых с КНР договоренностей. Правда, кредиты и займы из государственного китайского банка (Eximbank) планируется напрямую направлять китайским компаниям (Sinohydro, CREC), реализующим инфраструктурный проект.

              Как и в других странах региона, Китай вступает в ДРК в острую конкуренцию за стратегическое сырье со странами Запада и ЮАР. И эксперты предполагают, что лучшие активы окажутся под контролем китайских компаний. Это связано с тем, что западные компании в отличие от китайских ограничены в своей деятельности вышеуказанными требованиями международных институтов. К тому же западные частные инвесторы боятся вкладывать капиталы без поддержки своих государств в политически нестабильную, фактически не управляемую страну с катастрофически высоким уровнем коррупции. А вот китайские компании этого мало опасаются, так как они являются государственными, и смелость, масштабность их деятельности, которая в случае успеха может создать базу для социально-экономического восстановления ДРК, сделала Ж. Кабилу надежнейшим партнером Китая[12].

              Тем не менее в целом отношение африканцев к китайской торгово-экономической экспансии нельзя оценивать как однозначно положительное. Довольно часто звучат высказывания о том, что Китай предоставляет Африке огромные возможности, но одновременно несет и серьезную угрозу. Таковая видится в наплыве дешевой китайской продукции, которая перекрывает кислород местной промышленности, в первую очередь текстильной. Растет озабоченность африканцев и в связи с неэквивалентным обменом своих невозобновляемых природных ресурсов на китайскую конечную продукцию или полуфабрикаты. Недовольство вызывает и несправедливая система оплаты труда африканских рабочих и служащих на китайских предприятиях, и завоз рабочей силы из Китая при переизбытке местных кадров низкой квалификации. К тому же многие страны континента имеют отрицательный баланс внешней торговли с КНР. И, конечно, существуют обоснованные опасения, что все эти кредиты, инвестиции и т.п. служат обогащению местной элиты, а не нуждам обездоленных слоев населения и решению проблем развития африканских стран.

              Китайско-африканский бизнес-форум (апрель 2008 г.) продемонстрировал также озабоченность части общественно-политических кругов стран Африки мощной инвестиционной экспансией Китая в конфликтные зоны, поскольку, манипулируя лозунгом невмешательства во внутренние дела стран континента, он не оказывает содействия или даже мешает международным усилиям (в частности, ООН) по урегулированию конфликтов.

              Но главным недостатком нынешних китайско-африканских отношений, который может весьма негативно сказаться на перспективах устойчивого экономического развития стран региона, является отсутствие у африканских лидеров - в отличие от их китайских партнеров - ясной и продуманной стратегии конструктивного сотрудничества с Китаем. В то время как китайцы прекрасно знают, что им нужно от Африки и как этого добиться, африканские страны еще только намериваются создать общую платформу для переговоров, которая могла бы консолидировать их позиции по проблемам индустриализации, эксплуатации природных ресурсов, свободной торговли и регулирования инвестиций. При этом усилить выигрыш и минимизировать потери в переговорном процессе африканцы смогут, только используя в качестве ключевого участника со своей стороны субрегиональные экономические группировки. Пока же китайско-африканское сотрудничество осуществляется только на базе двусторонних межгосударственных связей, дополненных самостоятельной деятельностью китайских предприятий в странах континента.

              Что же до интереса африканцев к китайской модели развития, то перенос ее, как и любой другой, на африканскую почву невозможен по ряду причин. В первую очередь из-за коррумпированности элиты и отсутствия у нее политической воли, слабости и неэффективности африканского государства, его неспособности сочетать социальный контроль над населением с обеспечением стимулов для развития частного капитала. Однако это не снимает вопроса о возможности восприятия ими ряда элементов хозяйственной модернизации Китая.

 

 

 

 

 

Заключение

 

              О том, что Китай ведет крупномасштабную экономическую экспансию на мировые товарные рынки в последнее время говорят много. И в последние годы КНР фактически совершил прорыв на данном направлении, во много раз нарастив свое присутствие. Используя аналогичные механизмы сотрудничества (постройка крупных объектов инфраструктуры, развитие всестороннего сотрудничества по государственной линии, частый обмен делегациями на высоком уровне), КНР заняла нишу, освободившуюся после ухода из Африки СССР.

              Принятый по результатам саммита Китай-Африка 2006 г. Пекинский план действий на 2007-2009 гг. предусматривает наращивание взаимодействия в области сельского хозяйства, инвестиций, торговли, финансов, инфраструктурного строительства, энергетики, ресурсов, науки и техники. К настоящему времени в орбиту торгово-экономического сотрудничества вовлечены уже 50 стран континента, и оно приобрело характер всестороннего, многоступенчатого, многоотраслевого и развивается по нарастающей.

Информация о работе Внешнеполитическое сотрудничество Китая со странами Африки