Внешнеэкономическая деятельность России и Китая на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 09:17, курсовая работа

Описание

Цель – исследовать современное развитие взаимодействия России и Китая для выявления проблем и перспектив их экономического сотрудничества.

Данное исследование заключает в себе следующие ключевые задачи:

Охарактеризовать современное состояние сотрудничества России и Китая;
Дать оценку торгово-экономическому взаимодействию России и Китая;
Проанализировать динамику развития инвестиционного сотрудничества России и Китая;
Рассмотреть российско-китайское сотрудничество в научно-технической сфере и выявить его перспективы;

Содержание

Введение 3

Глава 1. Международное экономическое сотрудничество и его формы 4

Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность России и Китая на

современном этапе 9

Глава 3. Проблемы и перспективы экономического

сотрудничества России и Китая 20

Заключение 28

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Россия-Китай. Демичева.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     Так, в 2006 г. в провинцию Хэйлунцзян привлекли 25 сельскохозяйственных технологий, что заполнило пробелы в данной сфере этой провинции. С 2003 г.  по март 2007 г. в провинцию было привлечено уже 146 российских технологий на сумму в 92,53 млн дол., в основном в области ядерной энергетики, авиации, космонавтики и электроники. Пока это небольшое число объектов и незначительная сумма, но сотрудничество развивается [11].

     Официальные экономисты не отрицают того, что за впечатляющими абсолютными показателями Китая скрывается самое уязвимое качество китайской экономики – ее низкая эффективность. На единицу ВВП энергозатраты в Китае в 3 раза выше, чем в США, и в 9 раз выше, чем в Японии. С учетом такого отставания была поставлена задача сократить энергопотребление на каждый доллар выпускаемой продукции на 4% в 2006 г. и на 20% в 2006-2010 гг. ) [1]. Констатируются недопустимый перерасход ресурсов, медленный оборот средств и низкая рентабельность значительной части госпредприятий. Правительство намерено обеспечить переход на интенсивную модель хозяйствования, видя в ней ключ к реализации стратегических планов в 21 столетии. Для этого предстоит, в частности, добиться повышения роли науки и техники в экономическом развитии [9].

     В 2006 г. Китаю впервые за последние  годы удалось снизить энергозатраты на единицу ВВП на 1,2% [12].

     В 2006 г. на НИОКР в КНР расходовалось 1,23% ВВП (против 2,7% в США и 3,3% в  Японии) [1]. Китай постоянно увеличивает  расходы на науку – в 2007 г. они  достигли 1,4% ВВП, что, впрочем, признается китайским руководством как  еще явно недостаточный уровень финансирования науки.

     Проблема  в том, что инновационный потенциал  Китая формируется за счет главным  образом заимствований из-за рубежа, и это по мнению китайских лидеров, не позволяет Китаю стать сравнительной  с США технологической державой. Сегодня в Китае лишь 3 предприятия из 10 тыс. являются создателями интеллектуальной собственности, заложенной в основу производимой ими продукции, 99% предприятий вообще не подавали заявки на получение патентов, 60% - не имеют собственных фирменных знаков. Между тем Китай импортирует 100% высококлассного медицинского оборудования, 80% нефтехимического оборудования, 70% оборудования для производства легковых автомобилей, станков с цифровым управлением, офсетного оборудования.

     Китай – крупный производитель цветных телевизоров и мобильных телефонов, однако более 50% ключевых технологий их производства принадлежит транснациональным корпорациям [12].

     В настоящее время в рамках российско-китайской  программы научно-технического сотрудничества реализуется более 170 проектов по следующим направлениям: новые материалы, биотехнология и микробиология, атомная физика и физика высоких энергий, химия и нефтехимия, экология, экологически чистые и ресурсосберегающие технологии, машиностроение, приборостроение и автоматика, телекоммуникации и спутниковая связь, электроника и информатика, сейсмология, сельское хозяйство и многие другие. Над проектами работают более 60 исследовательских организаций, государственных и частных компаний обеих стран [16].

     Китайско-российское техническое сотрудничество вышло на новый этап: четко определена цель, обозначено главное звено сотрудничества – заимствование высоких и новых технологий и промышленная трансформация с учетом коммерческой выгоды и преимуществ международного сотрудничества. Привлечение в Китай российских научно-технических объектов выступает важным направлением китайско-российского научно-технического сотрудничества [11]. 
 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы  экономического сотрудничества России и Китая  

     С началом 21 века по мере непрерывного углубления политических отношений между Россией и Китаем, устойчивого и непрерывного роста их экономик, объем торговли между двумя странами и их регионами непрерывно увеличивается. В 2006 г. общий объем товарообмена между Россией  и Китаем достиг более 6,8 млрд дол. За первые 8 месяцев 2007 г. этот рубеж был уже превзойден. Однако даже такой рост торговли неадекватен экономической мощи и географическим преимуществам регионов наших стран, намного отстает от чаяний их населения. Например, общий объем китайско-корейской торговли в 2006 г. составил 134,3 млрд. долл., увеличившись в 27 раз по сравнению с показателем 1992 г. (время установления дипломатических отношений). Главами государств России и КНР намечена цель довести  к 2010 г. двусторонний товарооборот до 60-80 млрд. долл.[11].

     Изменения в структуре российско-китайского товарооборота в 2006-2007 гг. отражают тенденции, сформировавшиеся в процессе развития торгово-экономического сотрудничества с КНР в последние 10 лет. Во-первых, усиливается сырьевой характер российского экспорта, а также зависимость от поставок нефти (стоимостной прирост в основном обеспечивался за счет увеличения вывоза нефти и круглого леса). Во-вторых, уменьшаются, либо стагнируют физические объемы поставок по товарным позициям, составлявших ранее основу российского экспорта. При этом благоприятная ценовая конъюнктура не может полностью компенсировать стабилизацию, или возможное снижение физических объемов поставок. В-третьих, диверсификация импорта из Китая, в том числе постоянный рост удельного веса машинотехнической продукции и готовых промышленных изделий, с высокой добавленной стоимостью: от игрушек до автомобилей. Это создает предпосылки для расширения китайского экономического присутствия на российском рынке, что может негативно влиять на состояние ряда отраслей отечественной промышленности [2].

      Этот  вопрос все больше волнует российских экономистов, так как в последние  годы резко ухудшилось и продолжает ухудшаться не только торговое сальдо, но и структура экспорта и импорта в торговле с Китаем. К сожалению, составить точную картину весьма затруднительно – российские и китайские данные резко отличаются друг от друга, что, видимо, связано с высокой долей «серого» товарооборота, когда в целях минимизации таможенных платежей и налогообложения цены на одну и ту же партию занижаются по одну сторону границы и завышаются по другую. Впрочем, неутешительная для России тенденция очевидна.

     Китай наращивает экспорт в Россию, пользуясь  господдержкой, что может привести к закрытию или резкому сокращению производства в автопроме, производстве промышленного оборудования, а в перспективе – и черной металлургии. В 2006 г. ввоз в Россию китайских транспортных средств вырос на 138% и составил 585,52 млн. долл. Но в то же время, по словам пресс-секретаря группы «ГАЗ», китайцы не представляют катастрофическую угрозу для российского автопрома, «учитывая низкое качество их машин». Китайские автомобили будут составлять растущую конкуренцию российским производителям, хотя полностью заместить российский автопром не смогут [19].

     В ближайшие десятилетия будет  усиливаться тенденция опережающего роста спроса на энергоносители в  Китае, прежде всего, на нефть и газ. Ожидается, что к 2010 г. при стабилизации добычи нефти в Китае на уровне 184-185 млн. т и начале постепенного снижения объемов добычи потребление нефти и нефтепродуктов в Китае составит не менее 456 млн. т, соответственно нетто-импорт превысит 270 млн. т. В дальнейшем продолжится тенденция падения добычи, особенно в традиционных районах (Дацин, Шэнли и др.), хотя в стране в целом резкого сокращения производства не произойдет:  к 2020 г. добыча нефти составит около 172 млн. т, а к 2030 г. снизится до 160-161 млн. т. Продолжится рост потребления нефти и нефтепродуктов, хотя по мере технологического насыщения его темп будет постепенно замедляться: к 2020 г. объем спроса превысит 627 млн. т, а к 2030 г. – 707 млн. т. В условиях сокращения добычи и увеличения потребления импортные поставки нефти и нефтепродуктов достигнут к 2020 г. 455 млн. т, а в 2030 г. – не менее 546 млн. т [18].

     Открытие  в последние годы ряда крупных  месторождений углеводородов (Ордосский  и Таримский бассейны, Бохайваньский  залив и др.) стимулирует развитие инфраструктуры транспортировки, переработки  и потребления нефти и газа. Но удовлетворить рост энергетических потребностей КНР ни сейчас, ни в будущем эти открытия не смогут. В этих условиях Китай вынужден искать источники поставок энергоносителей в различных регионах мира – на Ближнем Востоке, в Южной Америке, в Африке, СНГ. Однако наибольший интерес для Китая с позиции ресурсной обеспеченности, технологической эффективности и территориальной сбалансированности поставок представляют Россия и страны Центральной Азии.

     Из  перспективных источников сырья  к емкому рынку Китая наиболее приближены Западная Сибирь (восток Ямало-Ненецкого АО, Ханты-Мансийский АО, Томская область), Восточная Сибирь и Дальний Восток. В этих условиях, исходя из базовых принципов национальной энергетической доктрины, Китай заинтересован, чтобы приросты добычи и часть существующих экспортных поставок нефти из Западной Сибири были переориентированы на китайский рынок, а также направлены новые поставки из Восточной Сибири и Дальнего Востока, были обеспечены приемлемые цены (ниже уровня рынка) и долгосрочная надежность (гарантии) поставок, китайские компании получили доступ к добывающим активам в России.

     Россия  в свою очередь заинтересована в  сохранении национального суверенитета над ключевыми отраслями экономики, прежде всего, нефтегазовым комплексом, в крупном и динамичном рынке сбыта сырой нефти и нефтепродуктов при обеспечении максимального доступа к объектам инфраструктуры, получении прибыли от участия в добыче и переработке нефти на территории КНР, торговле нефтепродуктами на китайском рынке.

     Кроме того, первый шаг со стороны России по допуску китайских компаний к разведке и добыче нейти на территории РФ сделан – компания «Синопек» (Sinopec) владеет 50% одного из крупных нефтедобывающих подразделений «Роснефти» - ОАО «Удмуртнефть». В обмен на допуск китайских компаний к добывающим активам России российские вертикально-интегрированные компании – «Роснефть», «Газпром», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаз» - должны получить возможность контроля над НПЗ и сетями АЗС на территории КНР, прежде всего в районах (северо-восток, восток), получающих нефть и нефтепродукты из России. Важно отметить, что для России очень важны китайский опыт и технологии по добыче нефти из месторождений на падающей стадии добычи, добычи тяжелых нефтей и т.п.

     Активное  сотрудничество с Китаем в нефтегазовой сфере, несомненно, является важнейшим направлением усиления экономических и геополитических позиций России в мире, диверсификации экспорта, повышения структурной и территориальной сбалансированности нефтегазового комплекса, обеспечения экономической безопасности страны. Но конкретные мероприятия и реальные шаги в рамках такого сотрудничества должны быть всесторонне обоснованы, экономически и политически оправданны с учетом интересов государства, нефтегазовых компаний, населения России.

     Главный принцип взаимодействия – обоснованное усиление наших экономических позиций на территории КНР при сохранении полного национального суверенитета над стратегическими объектами в России, особенно в восточных районах страны. И возможности для реализации этого принципа в нефтегазовом секторе имеются [7].

     Серьезные возможности и перспективы, в  том числе с точки зрения общего подъема дальневосточных регионов, открывает взаимодействие РФ и КНР  в такой структурообразующей  отрасли, как железнодорожный и  автомобильный транспорт. Взаимодействие в данной сфере важно и потому, что в настоящее время состояние российских транспортных магистралей и пропускная способность пограничных переходов входят в число факторов, сдерживающих дальнейшее развитие двусторонних торгово-экономических отношений.

     Особую  актуальность приобретает строительство  моста на пограничном переходе Благовещенск – Хэйхэ в свете реализации проекта Транссибирского контейнерного  моста «Европа - АТР», в рамках которого возможности данного участка  могли бы играть серьезную и всевозрастающую роль. Ведь доставка грузов в Европу по Транссибу в сравнении с морским путем втрое короче по времени и дешевле по стоимости. Россия получила бы и дополнительные возможности в полной мере использовать преимущества своего географического положения как трансконтинентального моста из Европы в Азию.

     Говоря  в целом, сотрудничество в сфере  железнодорожного транспорта стало  основой российско-китайского взаимодействия в области транспорта. В настоящее  время на железные дороги приходится 65% всего объема грузооборота между Россией и Китаем.

     Активизация сотрудничества в сфере дорожного  строительства, сооружения мостов, общего развития транспортной инфраструктуры даст толчок экономическому развитию регионов Дальнего Востока и Сибири, создаст новые рабочие места, привлечет новые инвестиции как из европейской части России, так и из-за рубежа, создаст условия для привлечения к регион рабочей силы из перенаселенной европейской части России.

     Огромные  резервы сотрудничества таятся в  сфере развития авиасообщения между регионами России и Китая, а авиационном транспорте, авиастроении и освоении космоса [20].

     В крупных инвестиционных проектах, которые  реализуются совместными усилиями обеих сторон, не обойтись также  без китайских строителей. По приведенной заместителем главы администрации Хабаровского края 24 августа 2007 г. на конференции в Пекине оценке, расширение числа строительных объектов и повышение спроса на рабочую силу обязательно приведут к увеличению численности привлекаемых в край китайских рабочих. А заместитель главы Министерства  экономического развития и торговли РФ заявил, что экономическое развитие России невозможно без трудовой миграции. В то же время, меры по увеличению притока китайских инвестиций, повышению плотности населения в приграничных областях РФ должны сопровождаться совершенствованием законодательной регламентации миграционных процессов [11]. 

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность России и Китая на современном этапе