Виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:09, контрольная работа

Описание

Если рассмотреть что обозначает термин «Конкуренция» то самое общее определение будет звучать как:
Конкуре́нция (лат. concurrentia, от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) -борьба, соперничество в какой-либо области.

Содержание

Введение
1. Виды конкуренции
2. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы
3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

реферат микроэкономика.docx

— 47.44 Кб (Скачать документ)

·  личная. Она связана с тем, что люди имеют различные доходы. Приведём пример. Врач устанавливает различные расценки в зависимости от уровня доходов его больных; или места в театре стоят дороже в партере, нежели в других местах зала.

·  материальная. Она основывается на использовании продаваемых товаров и услуг. Это может быть различный тариф для промышленного и домашнего пользования электричеством.

·  дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть её заключается в различных условиях покупки товара оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих.

·  географическая. Цена на предлагаемые товары и услуги будет изменяться в зависимости от местонахождения продавца и покупателя.

Возможна  ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок  называется монопсонией. Если на рынке  присутствует только один продавец и  только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.

Антиподом чистой конкуренции является чистая монополия. Монополия возникает, когда  в силу различных причин на рынке  товара существует единственный производитель - монополист, способный удовлетворить  общий спрос всей массы потребителей данного продукта. Отсюда следует, что  продукт монополии уникален в  том смысле, что не существует хороших  или близких заменителей. Покупатель должен покупать продукт у монополиста  или обходится без него. Отсутствие близких заменителей монополизированного  продукта, имеет важное значение с  точки зрения рекламы. В зависимости  от типа предполагаемого продукта или  услуги фирма может заниматься или  нет широкой рекламой и деятельностью  по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши мог бы осуществлять широкую рекламу, с тем, чтобы увеличить спрос на свой товар. Возможно, тогда большее количество людей захотят приобрести их, отказавшись от путешествия. В то же время телефонной компании, являющейся единственной в небольшом городе незачем рекламировать свои услуги, так как люди имеют представления о них и знают, у кого они должны их приобретать.

Если  чистые монополисты ряда предприятий  общественного пользования занимаются рекламой, то причина этого, вероятно, повышение престижа, а не увеличение доли рынка.

На монопольном  рынке спрос потребителей, с одной  стороны, встречается с предложением фирмы-монополиста, с другой. Механизм взаимодействия потребителей и единственного  производителя на монопольном рынке  принципиально отличается от случая совершенной конкуренции.

Отдельные потребители, не имеющие возможности  оказывать влияния на рыночную цену, вынуждены подстраивать свой запрос под цену, предлагаемую монополистом. Со своей стороны, монополист, способный  удовлетворить общий спрос потребителей, так выбирает объем и цену, при  которой товар будет полностью  куплен потребителями, чтобы максимизировать  свою прибыль.

Вступление  в отрасль в условиях чистой монополии  заблокировано существующими барьерами.

Существует  несколько видов барьеров, препятствующих вступлению в отрасль:

- экономия, обусловленная ростом масштабов  производства: современная технология  в некоторых отраслях производства  такова, что эффективное малозатратное  производство может быть достигнуто, только если производители являются  чрезвычайно крупными как в  абсолютном выражении, так и  относительно рынка. Примерами  таких отраслей являются автомобильная,  алюминиевая промышленности. Если, к примеру, на всем рынке  функционируют 3 крупные фирмы  и каждой принадлежит примерно 1/3 этого рынка, то проникнуть  новым конкурентам на данный  рынок чрезвычайно трудно: мелкие  фирмы не в состоянии получить  такой экономии на издержках,  как ведущая "тройка" и, следовательно,  объема прибыли, необходимого  для выживания и расширения. Для  вхождения в отрасль в виде  крупного производителя очень  трудно найти такой объем денежного  капитала, который будет необходим  для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое  накоплено любым из членов "тройки".

- естественные  монополии: обычно этим отраслям  государство предоставляет какие-либо  привилегии. Но в обмен на это  исключительное право оно оставляет  за собой право регулировать  действия таких монополий, чтобы  не допустить злоупотребления  монопольной властью, которую  оно предоставило. Примерами естественных  монополий могут служить так  называемые предприятия общественного  пользования - электрические и  газовые компании, автобусные фирмы,  предприятия водоснабжения и  связи.

- государство  может также выдавать патенты  и лицензии, создавая легальные  барьеры для вступления в отрасль.  Выдавая патенты государство  стремится защитить изобретателя  от незаконного захвата продукта  или технологического процесса  конкурирующими фирмами, которые  не участвовали в расходах  времени, усилий и денег, которые  пошли на его разработку. Прибыли,  обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для  того, чтобы финансировать научно-исследовательскую  работу, требуемую для разработки  пригодной для патентования продукции.  Монопольная власть, достигнутая  благодаря патентам, вполне может  усиливаться.

Вступление  в отрасль могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий. Например, лицензии радио- и телевизионным  станциям, учебным заведениям.

Однако  барьеры для вступления в отрасль, которые являются очень значительными  в краткосрочном периоде, могут  оказаться преодолимыми в долгосрочном периоде. Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством  разработки новой и отличающейся, хотя и способной служить заменителем  продукции. Могут быть найдены новые  источники стратегического сырья 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы.

К положительным  чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое  качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. это  обеспечивает эффективность конкурентных рынков.

К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных  приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические  нарушения и др.

Опыт  последних лет свидетельствует  об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и  организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение  на российский рынок иностранных  компаний - все это значительно  осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса с другой, создали условия, в которых конкуренция  стала обыденным делом.

Как показывает практика, большинство российских предприятий  не готово к активному ведению  конкурентной борьбы. В условиях либерализации  цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом  положении, что сколько-нибудь серьезные  инновации, связанные с усилением  конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения  может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды  потребителей. И в этом смысле, конкуренция  является не только дестабилизирующим  фактором, но и условием выживания  предприятия.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов  и методов. Этот элемент экономики  следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики. 
 

Список  использованной литературы.  

1)  Майкл Е. Портер Конкуренция

М.: Вильямс, 2002, 496 с.

2)  Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е

издание. – М.: ИНФА-М, 1999.

3)  Микроэкономика: Конспект лекций / А.Д. Косьмин, В.С. Ефремов, Н.А. Никонова, Н.А. Потапова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. -44 с.

4)  Макроэкономика: Конспект лекций / А.Д. Косьмин, В.С. Ефремов, Н.А. Никонова, Н.А. Потапова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. -36 с.

5)  Internet: Конкуренция и монополия 

Информация о работе Виды конкуренции