Виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 22:02, реферат

Описание

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая  состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С  другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных частных подразделений.

Конкуренция как экономический процесс может  быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

  • Формирование материально – вещественных элементов производства и трудового коллектива;
  • Организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
  • Создание конкурентоспособной продукции;
  • Сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
  • Создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.
 

Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного  цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания  до снятия с производства. Он делится  на 4 фазы:

  • Внедрения, освоения новой продукции.
  • Роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
  • Зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
  • Старения – заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Различают следующие виды конкуренции: совершенная, несовершенная, ценовая и неценовая.

Рассмотрим  только совершенную и несовершенную конкуренции.

  1. Свободная, или совершенная, конкуренция.
 

Свободная конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Связи между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке. 

Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:

  • Объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
  • Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
  • Покупатели хорошо информированы о ценах;
  • Продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга.

Соблюдение  условий реализации обеспечивает свободную  связь между производителями  и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния. 

Рыночная  конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • Способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;
  • Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
  • Создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
  • Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
  • Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

 Недостатки:

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
  • Отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
  • Не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
  • Не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
  • Не гарантирует права на труд, на доход, на отдых;
  • Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
 

Монополистическая, несовершенная конкуренция. 

Монополистическая, несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерный общества, устанавливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. С помощью рекламы монополии влияют на формирование спроса, через каналы финансовых связей – на заказчика, на контрагентов. 

В условиях монополистической  формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли. 

В конце XIX –начале XXв. Во многих работах прославлялась экономика «свободной конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой - «монополия» и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость».

Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил  смысл экономического несовершенства, т.к. представители теории стали рассматривать монополию как условие массового производства.

В современных условиях «несовершенная конкуренция», в основном, применяется для характеристики немонополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами с высокими издержками производства и низкой прибыльностью. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых « монополий начала XX века. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.

В настоящее  время в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила распространение так называемая экономическая теория производства. В ее модели выделяют 2 типа рынка:

  • Рынок товаров и услуг, используемых для личного потребления;
  • Рынок факторов производства.

Фирма, с одной  стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой – как потребитель, как носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объемам производимых с их помощью продуктов. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение произведенного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство 

Информация о работе Виды конкуренции