Урегулирование споров между участниками международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание

Цель работы - изучить международные конвенции и соглашения в торговле.
Задачи:
1 Изучить урегулирование споров между участниками международной торговли.
2 Изучить основные положения ГАТТ касающиеся количественных ограничений (статьи XI-XIV) запретов и других видов нетарифных ограничений.

Содержание

Введение
1. Урегулирование споров между участниками международной торговли
2. Основные положения ГАТТ касающиеся количественных ограничений (статьи XI-XIV) запретов и других видов нетарифных ограничений
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

международные конвенции.docx

— 36.26 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Урегулирование споров  между участниками международной  торговли

2. Основные положения  ГАТТ касающиеся количественных ограничений (статьи XI-XIV) запретов и других видов нетарифных ограничений

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международные договоры и  соглашения являются одним из важнейших  средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных  связей с участием государственных  и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов  национального права, включая физических лиц. Международным ¬договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод, включая такие важные с точки зрения развития экономических отношений права и свободы, как свобода передвижения, право заниматься предпринимательской деятельностью, неприкосновенность прав собственности и ряд других. Международные договоры нормализуют и тем самым существенно облегчают и ускоряют развитие международных экономических связей как между странами, так и между отдельными хозяйствующими субъектами. В связи с этим необходимы знания в области международных договоров, соглашений и конвенций, регулирующих экономические отношения, - это одно из основных требований к тому, кто в той или иной мере связан с экономикой и предпринимательством. Сегодня, в условиях интернационализации экономики и интеграции национальных экономических систем в мирохозяйственные связи, эти знания становятся особенно актуальными.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций характеризуется  существенными изменениями методов  и форм установления договорных связей с иностранными партнерами. Применение правовых норм в области международных  экономических отношений имеет  ряд особенностей. Предприниматель, выходящий на внешний рынок, должен обладать определенным объемом правовых знаний об особенностях внешнеторгового  договора купли-продажи, о действующем  в международной торговле правовом режиме.

Источниками права, регулирующими  внешнеэкономическую деятельность и сложившиеся в международной  торговле традиции, являются:

1 международные соглашения, правила;

2 конвенции;

3 национальные законодательства;

4 системы нормативных  актов и пр.

Цель работы - изучить  международные конвенции и соглашения в торговле.

Задачи:

1 Изучить урегулирование споров между участниками международной торговли.

2 Изучить основные положения ГАТТ касающиеся количественных ограничений (статьи XI-XIV) запретов и других видов нетарифных ограничений.

 

  1. Урегулирование споров между участниками международной торговли

Категорию способов урегулирования споров, о которых идет речь, в  англоязычной литературе принято обозначать общими терминами "amicable dispute resolution" или "amicable settlement of disputes". Мирные способы урегулирования конфликтов относятся к альтернативным способам разрешения споров (alternative dispute resolution, ADR), т. е. к таким способам, которые не предполагают участия государственных судов в разрешении спора, а если и предполагают, то минимальное. Например, стороны по взаимному согласию могут инициировать решение возникшего между ними спора с помощью третейского разбирательства. При этом если решение третейского суда добровольно не исполняется, то государственный суд может санкционировать его исполнение в принудительном порядке с применением всех необходимых для этого мер [1].

В отличие от этого, особенностью мирных процедур урегулирования конфликтов является как раз невозможность  прибегнуть к принудительному исполнению условий достигнутого компромисса. На первый взгляд, это огромный недостаток данной формы защиты. Между тем, это  не так. Дело в том, что действенность  способов мирного урегулирования споров основана на принципиально иной философии, отличной от банальной принудительности судебных решений.

Суть мирного разрешения спора заключается в том, что  между сторонами отсутствует  прямая конфронтация, в силу чего они  готовы идти на компромисс. В этом случае стороны спора по взаимной договоренности обращаются к третьему нейтральному лицу, которое способствует нахождению взаимовыгодного для них варианта. В отличие от переговоров, которые  проходят, как правило, без участия  третьего лица и в силу этого не подпадают под понятие ADR, в каждом из вариантов мирного разрешения спора привлечение независимого и незаинтересованного в исходе спора лица является обязательным. Однако это не означает, что привлеченное таким образом лицо будет решать спор по существу. Наоборот, дружественное урегулирование спора предполагает, что сами стороны придут к решению, которое их устроит. И это существенный психологический момент в подобного рода процедурах. Ведь решение, достигнутое самими сторонами в ходе примирительной процедуры, как правило, и не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении. Более того, именно тот факт, что в результате процедуры мирного разрешения спора не выносится обязывающего стороны решения, является нередко преимуществом, поскольку в этом случае участники более охотно сообщают все обстоятельства спора, даже те, которые могут отрицательно повлиять на их позицию. Каждый участник понимает, что если он не сообщит всю информацию посреднику, это повлечет за собой невозможность достижения компромисса. Все это создает более комфортную обстановку для спорящих сторон, тем самым способствуя нахождению наиболее эффективного решения. Указанные особенности как раз и предопределяют то, что мирные способы урегулирования разногласий сейчас все чаще выделяют в самостоятельную категорию среди всех способов разрешения споров [1].

Впрочем, в российской доктрине деление способов разрешения споров на мирные и конфликтные пока не устоялось. Согласно самой распространенной классификации, которую можно встретить в литературе, выделяются судебные и внесудебные способы разрешения спора. Последние иногда отождествляются с досудебным порядком урегулирования разногласий. Данная классификация предопределяется содержанием действующих в Российской Федерации Арбитражного процессуального и Гражданского процессуального кодексов. При этом российское законодательство не содержит общего понятия альтернативных способов разрешения споров, а регулирует лишь отдельные способы, причем некоторые весьма отрывочно. В известных нам публикациях, посвященных альтернативному разрешению споров, мирные способы разрешения споров в отдельную категорию также не выделяют.

Тем не менее следует отметить, что институт мирного разрешения споров вовсе не чужд российскому праву. Упоминание о возможности прибегнуть к этой процедуре содержится в российских ГПК и АПК. Например, ст. 148 ГПК РФ предусматривает в качестве одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству примирение сторон. Правда, далее в кодексе в качестве средств такого примирения упоминаются только мировое соглашение (которое утверждается судом и поэтому не относится к ADR) и передача спора в третейский суд. Последнее, как мы уже выяснили, не относится к мирному разрешению спора. Между тем ничто не препятствует (а институт процессуальной аналогии, закрепленный в ст. 1 ГПК РФ, даже способствует) сторонам более широко толковать понятие примирения сторон и включать сюда в том числе и отдельные элементы мирного разрешения споров, как это сделано, например, в АПК РФ. Согласно данному кодексу, помимо стандартных отсылок к третейскому суду судья в процессе подготовки к судебному разбирательству разъясняет сторонам также право обратиться. При этом, как указано в пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 года № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", судья "разъясняет сторонам не только их право заключить мировое соглашение, передать дело на рассмотрение третейского суда, обратиться за содействием к посреднику, но и существо и преимущества примирительных процедур, а также правовые последствия этих действий". Признание ценности примирительных процедур, выраженное в этом разъяснении ВАС РФ, полагаем, будет иметь большое значение для практики [2].

Стоит также иметь в  виду, что по некоторым категориям споров примирение традиционно рассматривается  как основной способ урегулирования. В частности, для решения споров между участниками биржевой торговли предусмотрено примирение при содействии биржевой арбитражной комиссии (п. 2 ст. 30 закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"). Активное использование мирных способов разрешения споров также предполагается в трудовых отношениях. Трудовой кодекс РФ достаточно подробно регулирует использование примирительных процедур для разрешения коллективных трудовых споров, определяя как понятие таких процедур (ст. 398 ТК РФ), так и их содержание (ст. 401-406 ТК РФ). Кодексом об административных правонарушениях РФ установлена ответственность за уклонение работодателя от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ).

За рубежом, а также  на международном уровне дружественные  способы разрешения споров используются более активно. По данным исследования, проведенного Комиссией Европейских  сообществ, в некоторых странах  мирные способы разрешения споров не просто поощряются, а являются обязательными  по определенным категориям дел. Также  очень часто дружественные способы  разрешения споров используются в международном  экономическом обороте.

В мире существует целый  ряд институтов, которые обеспечивают проведение примирительных процедур по коммерческим спорам. Среди них основными являются Международная торговая палата International Chamber of Commerce - ICC, Париж), Центр разрешения споров (Centre for Effective Dispute Resolution - CEDR, Лондон), Лондонский международный арбитражный суд (London Court of International Arbitration), Центр альтернативного разрешения споров (ADR Center, Рим), Датский центр разрешения конфликтов (Danish Centre for Conflict Resolution, Копенгаген). Нельзя не упомянуть и специализированные центры мирного урегулирования споров. Их особенность состоит в том, что они занимаются примирением сторон в определенной сфере коммерческой деятельности. Наиболее известны здесь Центр по арбитражу и посредничеству при Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO Arbitration and Mediation Center, Женева) и Международный центр урегулирования инвестиционных споров (International Centre for Settlement of Investment Disputes - ICSID, Вашингтон) [2].

У каждого из упомянутых центров есть собственный регламент  проведения примирительных процедур. Так, Международная торговая палата разработала и ввела в действие с 1 июля 2001 года Регламент дружественных  процедур разрешения споров, который  рассматривается многими специалистами  в качестве образцового. Следует  также упомянуть о Типовом  законе Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной  торговли о международной коммерческой согласительной процедуре, одобренном 19 января 2002 года. Этот закон послужил моделью в том числе для отечественного законопроекта о примирительных процедурах (см. далее).

Скажем несколько слов о наиболее распространенных видах  примирительных процедур.

Медиация (mediation) - является, пожалуй, основным методом мирного разрешения споров в коммерческой практике и представляет собой формальный процесс согласования позиций, осуществляемый при активном участии нейтрального лица (медиатора), выбранного совместно сторонами спора. Целью медиации является не определение того, кто прав, а нахождение компромиссного решения, которое станет наилучшим для обеих сторон.

Для того чтобы проведение медиации по спору было в принципе возможно, необходимо согласие на это  сторон спора. Такое соглашение должно иметь письменную форму и может как быть частью заключенного между сторонами договора, из-за которого возникло разногласие, так и являться отдельным документом, составленным до или после возникновения спора. Регламент МТП также предусматривает, что соглашение о применении медиации может следовать из поданного в МТП заявления о медиации одной из сторон и согласии с ним, сообщенном в ответе другой стороны [3].

Подготовительным этапом медиации является выбор и назначение посредника (медиатора). Предполагается, что решение по этому вопросу  принимают стороны спора по взаимному  согласию. При недостижении согласия кандидатура медиатора определяется институтом, который организует процедуру медиации.

Собственно медиация начинается с первого обсуждения возникшего спора, которое проводится посредником. Обычно к моменту первого разбирательства  стороны производят обмен необходимыми документами. Во время первого обсуждения определяются особенности планируемой  процедуры разбирательства и согласовывается график мероприятий по урегулированию спора. Посредник может предложить сторонам проведение некоторых консультаций тет-а-тет, без участия оппонента. В дальнейшем процесс медиации проходит по утвержденному графику и занимает, как правило, не более одного месяца.

Результатом процедуры медиации обычно является соглашение между сторонами. Как мы уже упоминали ранее, это  соглашение не может быть принудительно  исполнено. Равным образом, не предусматривается  и оспаривание такого соглашения. Однако многие действующие правила  медиации предусматривают способ, который  позволяет принудительно привести положения соглашения в исполнение. Это можно сделать путем обращения  в третейский суд, с тем чтобы достигнутое соглашение было оформлено в качестве его решения. Например, согласно Регламенту Объединенной службы медиации (посредничества) при Российском союзе промышленников и предпринимателей (работодателей), соглашение об урегулировании спора, заключенное сторонами в результате примирительной процедуры, может быть передано ими в третейский суд по разрешению корпоративных споров при РСПП для оформления в качестве решения третейского суда (п. 14.2 Регламента). Впоследствии это решение может быть приведено в исполнение в порядке, предусмотренном главой VIII ФЗ "О третейских судах в РФ" и параграфом 2 главы 30 АПК РФ.

Примирение (conciliation) - в отличие от медиации, неформальная процедура, при которой примиритель предлагает сторонам решение спора в тех случаях, когда они не могут достигнуть соглашения самостоятельно [3].

Независимая оценка (neutral evaluation) - согласно этой процедуре, эксперт дает сторонам оценку их спора на предмет возможного решения. Независимая оценка дается в отношении фактов и вопросов права, вопросов применения права к определенным фактам, технических вопросов, толкования контрактов или изменения их положений [4].

Мини-разбирательство (mini-trial) - при избрании этого метода урегулирования спора формируется рабочая группа, в которую входят нейтральное лицо и представители каждой из сторон. Представитель в этом случае обычно уполномочивается на принятие решений от имени стороны в споре. Каждая сторона представляет группе свою позицию в краткой точной форме, после чего данная группа вырабатывает общее решение, устраивающее все стороны, или же дает свою оценку для каждой из позиций. Приведенное деление способов мирного разрешения споров имеет во многом условный характер, поскольку стороны конфликта не ограничены использованием только одного, выбранного ими способа и всегда могут прибегнуть к другой процедуре или применить смешанный порядок.

Информация о работе Урегулирование споров между участниками международной торговли