Транснациональные корпорации как приоритетная организационно-экономическая форма субъектов хозяйствования на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:34, дипломная работа

Описание

Цель работы заключается в выявлении особенностей деятельности транснациональных корпораций как доминирующих субъектов мировой экономики.
Постановка цели обусловила необходимость решения следующих задач:
 рассмотреть подходы к анализу внешнеэкономических отношений и феномена ТНК и дать теоретическую характеристику экономического поведения субъектов мирового рынка;
 исследовать эволюцию хозяйствующих субъектов в мировой экономике;

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 663.00 Кб (Скачать документ)

     Основную роль в регулировании деятельности ТНК в настоящее время выполняют национальные законодательства, регламентирующие допуск и условия деятельности ПИИ в их экономиках. И это понятно, так как именно ПИИ обеспечивают более половины всего притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны, намного превышая по своим объемам официальную помощь на цели развития (ОПР). 

 

      2. Воздействие деятельности транснациональных корпораций на экономику региона 

     2.1 Современные транснациональные корпорации зарубежных стран и их роль в мировой экономике 

     Рост числа и многообразие форм стратегических альянсов является закономерной чертой современных международных экономических отношений. По данным ОЭСР, в 1990-2006 гг. было создано приблизительно 150 тыс. стратегических альянсов, более 60 % из которых - международные стратегические альянсы. Сотрудничество в форме стратегических альянсов активно развивается, и общемировой оборот товаров и услуг в рамках альянсов достиг в 2004-05 гг. 40 трлн. долл. США7. С 1990 г. по 2007 г. отмечается общий рост числа стратегических альянсов с 3,3 тыс. до, примерно, 15 тыс. соответственно. Фирмы ЕС участвуют в 35-40 % от общего количества всех устойчивых стратегических альянсов в мире (таблица 4).

     Широкое распространение стратегических альянсов в мировой экономике, а также значительный интерес к указанной форме кооперационного сотрудничества со стороны крупнейших ТНК, позволяет современным ученым отнести стратегические альянсы к одной из форм прямого иностранного инвестирования. Как правило, стратегические альянсы в этом случае рассматриваются в тесной взаимосвязи со сделками по слияниям и поглощениям8.

     транснациональный корпорация экономика мировая

 

      Таблица 4 Примерное число зарегистрированных стратегических альянсов (ед. в год)

    Год Мир ЕС США Азия
    1990 3300 825-891 1122 1254
    1995 9120 2280-2462 3101 3466
    2000 10100 2525-2727 3434 3838
    2005 11842 2961-3197 4026 4500
    2006 12353 3088-3335 4200 4694

 

     Стратегические альянсы как один из способов инвестиционного проникновения на внешние рынки в форме прямых зарубежных инвестиций наиболее часто применяют ТНК средне- и высокотехнологичных отраслей, таких как информационные и коммуникационные технологии, фармацевтика, автомобилестроение. Причем количество соглашений постоянно растет. Стратегические альянсы в отмеченных отраслях характеризуются сложностью кооперационных взаимосвязей и не ограничиваются рамками лишь одного вида сотрудничества. Наиболее значительно на приток прямых зарубежных инвестиций влияют технологические стратегические альянсы, созданные в форме совместных предприятий (таблица 4).

     Значительную роль в развитии производственной кооперации и научно-технического сотрудничества играют технологические стратегические альянсы (таблица 5). Их число увеличилось в 1990-2007 гг. с 394 до 739 соответственно9.

     Основными факторами роста числа технологических стратегических альянсов и альянсов в НИОКР являются: чрезвычайно высокие издержки и неопределенность в результатах НИОКР, необходимость быстрой передачи передовых технологий при сближении компаний, обладающих взаимодополняющими технологиями, стратегические исследования новых рынков или отдельных рыночных ниш, общее сокращение инновационного периода в современных условиях.

     Таблица 5 Соотношение притока прямых зарубежных инвестиций в участие в уставном капитале и количества стратегических альянсов10

Год Приток ПЗИ в мире (млрд. долл. США) Инвестиции в участие в уставном капитале (млрд. долл. США) Кол-во технологических СА (мир)
2000 1270,8 717,2 483
2001 735 404,3 607
2002 651 418,5 527
2003 560 372,8 695
2004 710,07 443,7 671
2005 916 499,2 685
2006 1306 715,7 726
2007 1979 1080 739
2008 1697 1028 -

 

     Наиболее значительными проблемами, вне зависимости от сектора формирования стратегического альянса, являются изменение характера конкуренции при формировании альянсовых сетей и существование различных деловых культур в управлении стратегическими альянсами. 

     Таблица 5

     Технологические альянсы в промышленности ЕС

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Всего в мире 483 607 527 695 671 685 762 739
с участием компаний из ЕС, в том числе: 232 284 277 287 320 336 396 366
ИКТ 79 68 62 76 70 70 69 69
фармацевтика /биотехнологии 91 171 177 178 197 217 280 254
новые материалы 7 12 9 6 7 6 5 3
космос/оборона 5 17 13 11 9 7 6 4
химическая промышленность 30 10 4 8 15 13 12 11
автомобильная промышленность 28 12 12 18 22 23 24 25

 

     В современной высоко конкурентной внешней среде альянсовые сети постепенно становятся одним из значительных факторов конкурентных преимуществ, а также завоевания и удержания ведущими ТНК лидирующих позиций на мировом рынке. При создании обычного стратегического альянса фирмы-партнеры получают экономию на масштабах производства. При создании сети альянсов достигается эффект масштаба деятельности, благодаря которому многопрофильные ТНК способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды с меньшими издержками за счет использования дополняющих друг друга систем знаний и компетенций. Каждая из ведущих мировых ТНК из списка Fortune Global 500 участвует в среднем в 3-5 альянсовых сетях. Наиболее значительные сети альянсов созданы в секторе ИКТ, а также в фармацевтической и биотехнологической отрасли.

     В основе проблемы различия деловых культур в управлении стратегическим альянсом лежат разные управленческие стили менеджеров компаний ЕС, США и Японии. Они определяют основные направления формирования стратегических альянсов и сетей отдельной национальной фирмы. Наиболее важными показателями являются склонность к риску, настойчивость в достижении поставленной перед альянсом цели и ориентация на будущее развитие.

     Управление в рамках стратегического альянса и альянсовой сети ставит перед менеджерами сложные комплексные задачи и проблемы. Нередко возникают трудности в принятии управленческих решений из-за несовпадений интересов партнеров или различных взглядов менеджеров на отдельные вопросы. Кроме того, традиционные иерархические структуры управления дополняются многочисленными горизонтальными связями. На современном этапе происходит переход к новой модели внутрифирменного управления, основанной на интеграционных процессах в компаниях, их объединении с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы11. 

     2.2 Анализ транснациональных корпораций и их влияние 

     Рассмотрим основные направления и перспективы развития стратегических альянсов и их сетей в автомобильной, фармацевтической и биотехнологической отраслях, а также в секторе ИКТ ЕС.  

     Таблица 6 Показатели по созданию стратегических альянсов компаний ИКТ, фармацевтической и биотехнологической отраслей и автомобилестроения ЕС12

Название Сфера деятельности Инвестиции в НИОКР в 2008 г. (млн. евро) СА с учетом сетей (2000-08 гг.) Наиболее крупные альянсы
Nokia ИКТ 5 321 1500 Nokia Siemens Networks, Siemens-РЖД
Royal Philips Electronics ИКТ 1 613 1000 AOL-Philips; Philips-Checkpoint Systems; Philips-Visa; Philips-Epic; Nokia-Philips-Sony; STMicroelectronics-Philips
L. M. Ericsson ИКТ 2 975 700 SonyEricsson (телекоммуникационное оборудование); ST-Ericsson (разработка платформ и стандартов для беспроводных систем)
Siemens AG ИКТ 3 836 650 Nokia Siemens Networks; Siemens-Bosch-PolilC-Evonic Ind.- Elantas Beck-BASF (RFID-технологии)
GSK Фармацевтика/ биотехнологии 3 836 130 GSK-Genmab (2 млрд. долл. США - самый крупный СА в ЕС между фармацевтической и биотехнологической компанией по НИОКР); GSK-EPIX; GSK-ChemoCentryx
AstraZeneca Фармацевтика/ биотехнологии 3 622 80 AstraZeneca-Bristol Mayers Sqibb (НИОКР онкологических препаратов на основе малых молекул)
Sanofi-Aventis Фармацевтика/ биотехнологии 4 608 80 Sanofi-Aventis-Exelixis (1 млрд. долл. США, НИОКР); Sanofi-Aventis-Wellstat Therapeutics
Renault Автомобильная 2 235 20 (прямые) Renault-Nissan; Peugeot-Volvo-Renault
Fiat S. A. Автомобильная 1 986 20 (прямые) Fiat-GM (совместная разработка платформ малолитражных автомобилей, двигателей, сбыт в Латинской Америке и США); Fiat-Chtysler

 

     Значение стратегических альянсов как фактора развития возрастает в зависимости от уровня развития кооперационных отношений и технологий в отрасли. Альянсы имеют наибольшее значение в среднетехнологичных отраслях с высоким уровнем предметной специализации (автомобилестроение, химическая отрасль) и высокотехнологичных отраслях (ИКТ, фармацевтика, биотехнологии, авиастроение).

     В автомобилестроении альянсы заключаются в жестких формах и носят сложный, комплексный и комплементарный характер. Партнерские ТНК широко используют механизм взаимного участия в капитале. В автомобильной промышленности, по данным ОЭСР, в период с 1998 по 2006 гг. было создано около 3 тыс. стратегических альянсов. Примерно 75 % стратегических альянсов в автомобильной промышленности - производственные совместные предприятия. Основными целями создания стратегических альянсов являются: достижение глобального охвата рынков, проведение совместной разработки автомобильных платформ, унификация узлов и деталей, проведение совместных НИОКР, осуществление совместных закупок, а также совместное использование сбытовой сети.

     Все более усложняющаяся и разветвленная система взаимоотношений между партнерами в рамках альянса затрагивает различные хозяйственные единицы и направления деятельности. В современных альянсах взаимодействие компаний переходят в сложный процесс «конкуренция-сотрудничество». При дальнейшем развитии происходит сокращение конкурентного пространства. Конкуренция ведется между глобальными альянсовыми сетями, состоящими из нескольких автомобильных ТНК и основных стратегических поставщиков комплектующих.

     Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются современной и динамично развивающейся отраслью экономики ЕС. В 1997-2002 гг. доля стратегических альянсов в секторе ИКТ составляла примерно 15-17 % от общего числа всех создаваемых стратегических альянсов ЕС. В 2003-06 гг. доля стратегических альянсов сектора ИКТ сократилась до 7-8 %. В секторе услуг доля ИКТ в 1997-2002 гг. составляла 24-25 %, в 2003-06 гг. – 10 % 13. В 1997-2002 г. в ЕС было сформировано 2,4 тыс. стратегических альянсов, в которые было вовлечено 5,3 тыс. фирм. В 2003-06 гг. было создано около 900 альянсов с участием 1,8 тыс. фирм. Более 90 % образованных в 1997-2006 гг. стратегических альянсов в ИКТ ЕС являлись международными. В 1997-2006 гг. от 10 до 26 % альянсов создавалось в форме совместных предприятий.

     В секторе ИКТ, характеризующемся динамичной и гиперконкурентной средой, альянсы европейских ТНК создаются в основном с целью адаптации к внешней среде. Благодаря развитию значительных альянсовых сетей, крупнейшие ТНК имеют возможность выстраивать гибкие стратегии среднесрочного и долгосрочного развития, а также оперативно реагировать на резко меняющиеся условия внешней среды.

Информация о работе Транснациональные корпорации как приоритетная организационно-экономическая форма субъектов хозяйствования на мировом рынке