Стратегия сотрудничества Евросоюза со странами Центральной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:23, доклад

Описание

Общеевропейская стратегия развития отношений со странами Центральной Азии была первоначально принята на заседании министров иностранных дел Евросоюза в Люксембурге 23 апреля. Этот документ охватывает период до 2013 года и предусматривает два уровня сотрудничества: межгосударственный и региональный.

Работа состоит из  1 файл

Стратегия ЕС в Азийском регионе.docx

— 26.43 Кб (Скачать документ)

     Примером  проекта "обводного" газопровода  применительно к странам Центральной  Азии является проект транскаспийского газопровода "Набукко", который  должен пройти в обход РФ и связать  ЕС с Центральной Азией. Соответствующие  документы были подписаны в июне 2006 г. комиссаром ЕК по энергетике Андрисом Пибалгсом с министрами пяти стран, по территории которых пройдет западная часть нового газопровода – Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. С газопроводом "Набукко" связано  весьма щекотливое обстоятельство.  

     В нарушение требований ЕС его инициаторы сейчас добиваются от Еврокомиссии специального привилегированного статуса для  этой магистрали, который исключил бы доступ к ней других поставщиков  газа по фиксированным транзитным тарифам. Тем самым "Набукко" вступает в  противоречие с жесткими требованиями, которые сейчас ЕС предъявляет России в попытке повысить безопасность энергетического импорта. Как сообщают европейские источники, данный статус скорее всего будет предоставлен "Набукко" на исключительной основе, исходя из его высокой стратегической ценности для всего ЕС. Ожидается, что ЕС станет главным финансовым гарантом этой магистрали в 3,3 тыс. км. Стоимость проекта "Набукко" оценивается  в 5,8 млрд. долл. Ближайший срок поступления  газа по трассе – 2012 год. Ее мощность рассчитана на перекачку 25-31 млрд. кубометров газа в год. Евросоюз надеется, что по транскаспийской магистрали в Европу будет поступать природный газ  из Туркмении, Казахстана, Азербайджана и России. Западная часть магистрали пройдет от западной границы Грузии через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию  в Австрию. Тем не менее, согласно полученной из ЕК информации, окончательную  схему финансирования транскаспийской  магистрали еще предстоит выработать. Но начальная дата строительства  уже согласована – это 2008 год. "Набукко" представляет собой  одну из 4-5 новых магистралей, которые  Евросоюз рассчитывает построить в  ближайшие 20 лет.  

     Ведущим партнером ЕС в Центральной Азии является Казахстан, отношения с  которым развиваются ровно, поступательно  и без эксцессов. Брюссель считает  отношения с Казахстаном моделью  для других стран региона. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) ЕС с Казахстаном было подписано  в январе 1995 года. Процесс ратификации  занял несколько лет, пока наконец  оно не вступило в силу в 1999 г. Это  соглашение было во всех отношениях стандартным  базовым документом по развитию отношений  между ЕС и постсоветской республикой. Главная задача документа – создание правовой основы для развития свободных от идеологических догм (как тогда казалось) двусторонних отношений в новых условиях. В соглашении прописана задача установления нормальных отношений сотрудничества между ЕС и Казахстаном, включая поддержание стабильного политического диалога на всех уровнях, взаимное создание торгового режима наибольшего благоприятствования, формирование условий для взаимных инвестиций, развитие диалога в области науки, культуры, судебно-юридической сфере, по вопросам гражданского общества, а также содействие развитию демократии в Казахстане и его полноценному переходу на принципы рыночной экономики. В 2002 году ЕС и Казахстан объявили о расширении сотрудничества в сфере транспорта и энергетики. Последнее, седьмое, заседание Комитета по сотрудничеству прошло в Астане 18 июля 2006 года.  

     Помимо  СПС между ЕС и Казахстаном  существуют двусторонние соглашения по торговле сталью (которое в настоящее  время пересматривается), о ядерной  безопасности, о сотрудничестве в  области исследований ядерного синтеза. В Казахстане открыты посольства 12 стран ЕС, в том числе миссия ЕК, которая также отвечает за сотрудничество с Киргизией и Таджикистаном. Еврокомиссия характеризует Казахстан  следующим образом: это не только важный экспортер энергоресурсов за пределами Ближнего Востока, но и  один из гарантов стабильности в Центральной  Азии и потенциальный стратегический партнер ЕС в регионе. ЕС считает  Казахстан надежным партнером в  деле развития региональной стабильности и лучшего межгосударственного  сотрудничества в этом регионе.  

     Казахстан также является ведущим торговым партнером ЕС в Центральной Азии. В 2005 г. торговый оборот составил около 10 млрд. евро (0,3 проц. торгового оборота  ЕС), что превышает суммарный торговый оборот ЕС с остальными четырьмя странами Центральной Азии. В настоящее  время ЕК рассматривает возможность  признать за Казахстаном статус страны с рыночной экономикой. Скорее всего  это решение будет принято  в ближайшие 1-2 года, что будет  означать дальнейшее расширение инвестиций и появление новых торговых преференций. Поток инвестиций в экономику  Казахстана непрерывно увеличивается (1,8 млрд. долл. в 1999 году, 4 млрд. долл. в 2004 г.).  

     Основными странами-инвесторами выступают  Великобритания, Нидерланды, Италия. От 80 до 90 проц. инвестиций идет в нефте- и газодобычу. ЕС также способствует через программу ТАСИС необходимым  для принятия Казахстана в ВТО  реформам.  

     Вторым  торговым партнером ЕС в регионе  после Казахстана является Узбекистан. В 2004-2005 гг. торговый оборот оставался  на уровне 1 млрд. евро. При этом доля экспорта в ЕС постепенно растет. Узбекистан экспортирует, в первую очередь, драгоценные  камни, металлы, продукцию сельского  хозяйства и текстильной промышленности. Из ЕС страна ввозит продукцию машиностроения и электрооборудование, химикаты. В  качестве технической помощи Узбекистан получил в рамках программы ТАСИС  с 1992 года 161,85 млн. евро. С 2002 по 2005 гг. Узбекистан получал по этому каналу в среднем  по 11 млн. евро.  

     Соглашение  о партнерстве и сотрудничестве с Узбекистаном было подписано в 1996 году, вступило в силу в 1999 г. Основные его параметры и задачи сходны с аналогичными соглашениями, заключенными с другими странами региона. Согласно данному документу был создан ряд механизмов и институтов для  практического сотрудничества между  ЕС и Узбекистаном, включая Совет  сотрудничества Узбекистан – ЕС, исполнительный комитет по сотрудничеству, подкомитеты  по торговле, юстиции и внутренним делам, комитет по парламентскому сотрудничеству.  

     В 2005 году в отношениях Узбекистана  и ЕС возник кризис, вызванный событиями  в Андижане. Евросоюз потребовал от Узбекистана независимого расследования  этих событий. Отказ Ташкента в проведении подобного расследования привел к принятию Советом ЕС против Узбекистана 3 октября 2005 г. ряда санкций. Они заключались  в приостановлении большинства  политических контактов, предусмотренных  Соглашением о партнерстве и  сотрудничестве. ЕС также ввел эмбарго  на поставки вооружений, военного снаряжения и "средств, которые могут быть использованы для внутренних репрессий". Фактически эта мера носила характер демонстрации, поскольку страны ЕС и без этого решения не торговали  с Узбекистаном оружием, военным  или полицейским снаряжением. Кроме  того, ЕС определил список из 12 высокопоставленных чиновников, включая руководителей  силовых структур, которым был  запрещен въезд на территорию Евросоюза. Санкции не затронули программы  помощи Узбекистану в том числе  и по линии ТАСИС, поскольку Евросоюз следует принципу разделения политических разногласий и вопросов оказания гуманитарной и технической помощи третьим странам.  

     Надо  отметить, что ЕС пошел на введение этих ограничений достаточно неохотно, о чем, в частности, свидетельствует  временной разрыв в 5 месяцев между  событиями в Андижане и решением Совета ЕС о введении санкций. Европейские  эксперты признавали, что эти меры лишь осложнили отношения с Узбекистаном и снизили возможности Евросоюза  по "продвижению демократических  ценностей" в этой стране. Санкции  действовали почти год, все это  время диалог с Узбекистаном фактически оставался замороженным. Обе стороны  понимали, что из этого тупика надо искать взаимоприемлемый выход. В ноябре 2006 года Евросоюз объявил, что готов  смягчить санкции. В начале ноября Брюссель посетил вновь назначенный министр  иностранных дел Узбекистана  Владимир Норов, до этого занимавший пост посла Узбекистана при ЕС. В столице ЕС прошло очередное  заседание Совета сотрудничества Узбекистан – ЕС, который должен был состояться еще весной 2006 года. На этой встрече  обе стороны дали понять, что настроены  на нормализацию отношений. Владимир Норов  сообщил в Брюсселе, что Узбекистан подготовил подробный доклад о расследовании  событий в Андижане и передал  его экспертам Евросоюза. Кроме  того, он проинформировал ЕК и Совет  ЕС о готовности провести встречу  на уровне экспертов для "всестороннего  обсуждения содержания этих документов". Что касается возможности международного расследования, Владимир Норов вновь  подчеркнул, что Узбекистан является "суверенным государством, которое  имеет все права и возможности  для проведения самостоятельного расследования  андижанских событий". 13 ноября Совет  ЕС принял резолюцию, в которой констатировал  улучшение ситуации с соблюдением  прав человека в этой стране. Евросоюз объявил о готовности возобновить  регулярные встречи экспертов в  рамках соглашения о партнерстве  между ЕС и Узбекистаном, чтобы  иметь возможность "вести диалог о ситуации с правами человека". Запрет на поставки в Узбекистан "оружия, полицейской и военной техники, а также техники двойного назначения, которая может быть использована для внутренних репрессий", остался в силе. На полгода было продлено действие запрета на выдачу виз стран ЕС для "компетентных лиц, несущих ответственность за жертвы во время событий в Андижане". Резолюция включала возможность досрочного пересмотра режима санкций через три месяца в целях активизации диалога ЕС с этой страной.  

     В мае текущего года министры иностранных  дел 27 стран ЕС продлили санкции  в отношении Узбекистана. Как  сообщили корр. ИТАР- ТАСС в пресс- службе Совета ЕС, европейское эмбарго на поставки в Узбекистан "оружия, военной  и полицейской техники, а также  техники двойного назначения" остается в силе. В итоговой декларации по Узбекистану Совет ЕС выразил  озабоченность ситуацией с правами  человека в этой стране и призвал  ее руководство освободить "находящихся  в заключении правозащитников". Евросоюз также подтвердил свою готовность продолжать регулярные экспертные встречи с  узбекской стороной по проблеме прав человека.  

     Эти консультации были начаты осенью 2006 года, что стало первым ослаблением  фактического режима политической изоляции Узбекистана, которую ЕС начал после  того как руководство этой страны отказалось разрешить проведение международного расследования мятежа в Андижане.  

     Совет ЕС обещает наблюдать за ситуацией  в этой стране. Он не исключает, однако, возможности досрочной отмены санкций  в отношении Узбекистана в  зависимости от успехов диалога  по правам человека и действий властей  страны. Министерство иностранных дел  Узбекистана считает, что заключение Совета ЕС "носит необоснованный и предвзятый характер". Оно "ставит целью, прикрываясь правозащитной  риторикой, продолжить использование  так называемых санкций ЕС как  средство систематического давления на Узбекистан", – говорилось заявлении  МИД республики.  

     В связи с этим, узбекское внешнеполитическое ведомство считает "само собой  разумеющимся", что "подобное решение  является контрпродуктивным и не может способствовать реализации программ сотрудничества, одинаково отвечающих интересам как ЕС, так и Узбекистана". В заявлении МИД подчеркивается, что "изначально" заключения Совета ЕС по трагическим событиям в Андижане 12-13 мая 2005 года "принимались без  предварительного изучения положения  дел на месте и оценок компетентной группы экспертов или дипломатов Евросоюза, как это принято в  таких случаях". Вместе с тем, по мнению МИД Узбекистана, итоги визита в республику делегации экспертов  ЕС в декабре 2006 г. и в апреле 2007 г. "выявили совершенно другую картину  событий в Андижане в мае 2005 года", которая свидетельствует о том, что в этом городе "имела место  заранее глубоко продуманная  и тщательно подготовленная террористическая акция, целью которой ставился захват власти и свержение конституционного строя".

Информация о работе Стратегия сотрудничества Евросоюза со странами Центральной Азии