Совет Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, реферат

Описание

Совет Европы — старейшая в Европе международная организация. Её основная заявленная цель — построение Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.
Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Работа состоит из  1 файл

совет европы.docx

— 61.54 Кб (Скачать документ)

Не следует  путать с Европейским советом, органом Европейского союза.

Совет Европы — старейшая в Европе международная организация. Её основная заявленная цель — построение Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается  разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Создание


Совет Европы был создан на волне  призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы»  после Второй мировой войны. Одним из наиболее активных сторонников этой идеи считается Уинстон Черчилль.

Официально Совет был  создан 5 мая 1949 г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией,Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге — городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран.

Цели


Глава I Устава Совета Европы посвящена  целям, которые преследует Совет  Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится  следующее:

«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного  союза между его членами для  защиты и продвижения идеалов  и принципов, являющихся их общим  наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод».

(Международные акты о правах  человека. Сборник документов. Москва, 1998. С. 537.)

Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня  его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

 

 

Россия и Совет Европы


Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998 года ей была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Тем самым Россия подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии, а также готовность скорректировать целый ряд законодательных актов, противоречащих положениям Конвенции. Присоединяясь к СЕ, Россия заверила организацию в том, что она готова привести своё законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами.

Вторая чеченская война могла привести к исключению России из СЕ, однако санкции ограничились лишь лишением слова её делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000 г.

С момента присоединения  к СЕ Россия подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических свобод и притеснение СМИ. В частности, в одной из своих резолюций ПАСЕ усмотрела в деле ЮКОСа «соображения, которые связаны со стремлением ослабить смелого политического оппонента».[1]

ПАСЕ настаивает на скорейшей отмене Россией смертной казни, указывая, что это единственный член этой организации, который не выполнил это обязательство.

Россия входит в число  пяти крупнейших спонсоров организации[2], хотя российскими представителями периодически поднимается вопрос о сокращении её взноса в бюджет СЕ.

Россия ратифицировала более 50 конвенций СЕ по различным вопросам (права человека, правовое сотрудничество, борьба с терроризмом и преступностью, культурные, социальные проблемы). Российские жители активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ): по состоянию на конец 2010 года Судом приняты решения по существу по 1079 российским делам, в более чем 1019 из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статей ЕКПЧ или её протоколов.

В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в  российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов. Совет Европы оказывает содействие России в рамках «программ сотрудничества», частично финансируемых Европейским союзом.

Российские представители  активно участвуют в работе Парламентской ассамблеи СЕ и Конгресса местных и региональных властей Европы. Главой российской делегации в ПАСЕ является председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев, в КМРВЕ — первый заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова. Председатель Комитета Совета Федерации по международным деламМихаил Маргелов возглавляет в ПАСЕ политическую группу (фракцию) Европейских Демократов.

При штаб-квартире СЕ в Страсбурге действует Постоянное представительство Российской Федерации во главе с Постоянным представителемАлександром Алексеевым. Российский судья в ЕСПЧ — Анатолий Ковлер. Интересы российских властей при рассмотрении Судом дел представляет Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин. В секретариате СЕ россиянин Александр Владыченко занимает должность Генерального директора по социальной сплочённости.

Советский период


В период холодной войны Совет Европы фактически объединял все европейские страны, не входившие в социалистический блок, кроме средиземноморских авторитарных режимов Испании, Португалии и Греции (до их крушения). Решения СЕ и, главным образом, его Парламентской ассамблеи (ПАСЕ) в эти годы выражали позицию западноевропейского сообщества на те или иные проблемы и события, связанные с СССР. Так, регулярно на повестке дня ПАСЕ находились вопросы, касающиеся нарушений прав человека в СССР, особенно свободы слова и вероисповедания, положения советских евреев и немцев, прибалтийских народов, а также преследования правозащитников.

ПАСЕ принимала резолюции по ряду событий, имевших значительный международный резонанс, — венгерские события 1956 года, ввод войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г., ввод советских войск в Афганистан, взрыв на Чернобыльской АЭС. Кроме того, ПАСЕ периодически принимала документы общеполитического характера по отношениям между Западом и Востоком.

Отношения между СЕ и СССР стали  постепенно улучшаться в период перестройки. В 1989 году штаб-квартиру СЕ в Страсбурге посетил Михаил Горбачёв. В своём выступлении перед ПАСЕ он провозгласил лозунг «Европа — наш общий дом», что стало первым шагом на пути вступления России в СЕ.

В 1990—1991 гг. СССР присоединился к ряду конвенций СЕ.[4] Документы ПАСЕ этого периода концентрируются на экономических реформах в СССР и других восточноевропейских странах. Постепенно формируется благожелательная атмосфера, принёсшая в итоге вступление в СЕ стран бывшего соцлагеря (1992—1993), а затем и бывших советских республик.

Путь  России к вступлению в СЕ


14 января 1992 года российскому парламенту  был предоставлен статус особого  гостя в ПАСЕ. 7 мая того же  года Россия подала заявку  на вступление в СЕ.[5]

1996


Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. Это был период подготовки к президентским выборам, и вступление в СЕ рассматривалось руководством страны как международное признание правильности проводимого курса. При вступлении Парламентская ассамблея СЕ сформулировала перед Россией ряд обязательств.[5] Главным образом они касались ратификации европейских конвенций, приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами и политических взаимоотношений с соседними странами.

Россия при вступлении в СЕ обязалась:

  • ратифицировать ЕКПЧ и основные протоколы к ней (выполнено);
  • ратифицировать Протокол № 6 об отмене смертной казни в мирное время (не выполнено);
  • ратифицировать Европейскую конвенцию о предупреждении пыток, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую хартию местного самоуправления (выполнено), Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств (только подписана), изучить вопрос о ратификации Европейской социальной хартии (выполнено);
  • ратифицировать конвенции о выдаче, взаимной правовой помощи по уголовным делам, об отмывании преступных доходов, о передаче осуждённых (выполнено);
  • ратифицировать Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах СЕ (выполнено);
  • разрешать международные споры исключительно мирными средствами;
  • урегулировать остающиеся нерешёнными вопросы границ на основе международного права (сохраняется проблема с пограничным договором сЭстонией);
  • вывести войска из Молдавии (российские власти считают, что полное выполнение этого обязательства будет зависеть от хода переговоров поПриднестровью, сейчас там остался незначительный контингент — несколько сотен человек);
  • выполнить обязательства по Договору об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ);
  • отказаться от выделения среди зарубежных стран зоны особого влияния под названием «Ближнее зарубежье»;
  • урегулировать проблему возврата культурных ценностей в другие европейские страны;
  • без промедления вернуть собственность религиозных организаций;
  • быстро разрешить все проблемы, связанные с собственностью других государств, в особенности с иностранными архивами, вывезенными в СССР в 1945 г.;
  • снять ограничения на зарубежные поездки лиц, обладающих государственными секретами;
  • обеспечить, чтобы применение Конвенции СНГ о правах человека не влияло на применение Европейской конвенции о правах человека (на 2010 год Конвенция СНГ вступила в силу, но комиссия, которая должна обеспечивать её выполнение, не действует);
  • привести законодательство о ФСБ в соответствие с европейскими стандартами и, в частности, лишить ФСБ права иметь собственные следственные изоляторы (последний пункт выполнен);
  • принять закон об альтернативной гражданской службе (принят);
  • снизить и по возможности искоренить дедовщину в Вооружённых силах;
  • продолжать правовую реформу с целью приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами;
  • сотрудничать с другими странами в деле предотвращения или снижения вреда от экологических и технологических бедствий;
  • полноценно сотрудничать с СЕ в деле мониторинга выполнения этих обязательств;
  • строго соблюдать положения международного гуманитарного права, в том числе применительно к вооружённым конфликтам на своей территории;
  • добросовестно сотрудничать с международными гуманитарными организациями и предоставить им возможность работать на территории России.

На церемонии вступления Россию представлял министр иностранных дел Евгений Примаков. В тот же день он сдал на хранение грамоту о ратификацииУстава Совета Европы и поставил свою подпись под основополагающими конвенциями, включая ЕКПЧ.

1997


Конгресс местных и региональных властей Европы в июне принял рекомендацию о положении местного самоуправления и федерализма в России.[6]

В октябре 1997 г. президент России Борис Ельцин принял участие во Втором саммите СЕ. В своём выступлении он, в частности, сказал[7]:

Мы готовы к строительству  новой, Большой Европы без разделительных линий, Европы, где ни одно государство  не будет навязывать другим свою волю, Европы, где большие и малые  страны являются равноправными партнёрами, объединёнными общими демократическими принципами.

Эта Большая Европа может  сегодня стать мощным сообществом  государств, несравнимым по своему потенциалу ни с одним другим регионом мира и способным обеспечить собственную  безопасность. Она будет основываться на многообразии культурного, национального, исторического наследия всех европейских  народов. Дорога к Большой Европе будет долгой и непростой. Но идти по ней — в интересах всех европейцев. Россия также вносит вклад в это общее дело.

В то же время Ельцин упомянул о  силах, стремящихся «изолировать Россию от Европы», о «применении двойных  стандартов», об ущемлении прав российских соотечественников в Прибалтике: «Я говорю об этих проблемах с трибуны  Совета Европы, потому что эта организация  быстрее других избавляется от подходов холодной войны».

1998


5 мая 1998 г. сдана грамота о ратификации Россией ЕКПЧ и ряда протоколов к ней. В тот же день Конвенция вступила в силу для России.

1999


4 ноября ПАСЕ приняла резолюцию о конфликте в Чечне.[8]

Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью приняла первый периодический доклад по России.[9]

В декабре 1999 г. Россия сдала грамоты о ратификации основных конвенций СЕ в области уголовного права — о выдаче и о взаимной правовой помощи.

2000


В январе и апреле ПАСЕ приняла  две рекомендации по конфликту в  Чечне.[10][11] Ассамблея в январе также не подтвердила полномочия российской делегации.[12]

2001


В январе были полностью восстановлены  полномочия российской делегации в  ПАСЕ.[13]

В марте Комиссар СЕ по правам человека совершил визит в Россию, в частности, в Чечню, о котором представил доклад.[14]

В июле Европейский комитет по предотвращению пыток сделал публичное заявление  согласно статье 10 ЕКПП (третье в своей истории) по Чечне.[15]

Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью приняла второй периодический доклад по России.[16]

2002


Вынесены первые решения ЕСПЧ по жалобам против России — по делам Бурдова[17] и Калашникова.

В мае Комиссар СЕ по правам человека представил свои рекомендации в связи  с т. н. «зачистками» в Чечне.[18]

Консультативный комитет по выполнению РКЗНМ сформулировал своё мнение по первому периодическому докладу России[19]

Доклад ПАСЕ о выполнении Россией своих обязательств

В апреле Парламентской ассамблеей СЕ принят очередной доклад по выполнению Россией своих обязательств, принятых при вступлении в СЕ.

В докладе отмечен достигнутый  прогресс в следующих областях:

  • ратификация ряда конвенций СЕ
  • реформа правовой системы
  • передача пенитенциарных учреждений в ведение Минюста
  • принятие закона об Уполномоченном по правам человека в России.

Вместе с тем выявлены следующие  проблемы:

  • продолжающееся насилие в Чечне
  • призыв Госдумы о восстановлении смертной казни
  • отсутствие ратификации Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств
  • недостаточно активная реализация правовой реформы
  • необходимость реформирования прокуратуры
  • отсутствие прогресса в вопросе борьбы с дедовщиной в армии
  • отсутствие закона об альтернативной гражданской службе
  • сохранение за ФСБ следственных полномочий
  • недостаточные успехи в улучшении условий содержания заключённых, случаи пыток
  • тенденция к ограничению свободы СМИ
  • незавершённость процесса отмены прописки
  • стремление властей Краснодарского края выселить турок-месхетинцев — беженцев из Грузии
  • проблемы с функционированием в России организаций «Свидетелей Иеговы» и «Армии спасения»
  • продолжающееся военное присутствие в Молдавии
  • нерешённость вопроса с дипломатической собственностью прибалтийских республик, а также с культурными ценностями, вывезенными в СССР после Второй мировой войны.

Информация о работе Совет Европы