Религиозный фундаментализм как политическая идеология и проблема мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:59, доклад

Описание

Многие учёные современности отмечают возрастание роли религиозного фактора в мировых политических процессах. Речь идёт о наступлении "нового средневековья", смысл которого состоит в идентификации и проявлении лояльности (терпимости) граждан не государству, а транснациональным религиозным сообществам. И хотя процесс политизации религии имеет свои региональные особенности, он обладает и общими закономерностями.

Содержание

Введение Ошибка! Закладка не определена.
1. Основные положения доктрины Генри Киссинджера. 4
2. Основные положения доктрины Збигнева Бжезинского. 24
3. Истоки внешнеполитических доктрин США в период 1968 – 1978 гг. 25
4. Реалии современного мирового порядка. 27
Заключение 30
Использованные источники 31

Работа состоит из  1 файл

доклад о религ фунд.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

     Высшими внешнеполитическими постами в  американской администрации, являются посты государственного секретаря  и помощника президента по вопросам национальной безопасности.

     До  вхождения в правительство Никсона  Киссинджер в течение многих лет  работал внешнеполитическим советником губернатора штата Нью-Йорк и кандидата в президенты Нельсона Рокфеллера. Уйдя в отставку, он стал попечителем фонда братьев Рокфеллеров и внешнеполитическим советником рокфеллеровского банка «Чейз Манхэттен».

     Помощник  президента по вопросам национальной безопасности в администрации Картера Бжезинский до перехода на эту должность в течение нескольких лет был ближайшим сотрудником Дэвида Рокфеллера, председателя банка «Чейз Манхэттен», в созданной последним Трёхсторонней комиссии.

     Следует отметить то обстоятельство, что в «деление» внешней политики США вовлечены так называемые «благотворительные» фонды, такие как фонд Рокфеллера, фонд Карнеги, фонд Форда.

     Институт  «филантропических» фондов в США  возник на рубеже ХХ века. Объявив о  том, что сосредоточенные в фондах колоссальные средства будут использоваться в благотворительных целях, «на благо всей нации», владельцы капитала добились изъятия активов фондов из налогообложения.

     На  самом деле эти фонды специализируются на воздействии на внешнюю политику в следующих направлениях:

  • во-первых, определяют стратегические цели внешней политики США и принципиальных путей их достижения;
  • во-вторых, идеологически обосновывают и находят социальное оправдание этих целей и средств в качестве «национальных» задач.
  • В-третьих, использует систему организационных и кадровых мер, направленных на неуклонное проведение разработанной таким образом политики в жизнь.4

 

4. Реалии современного  мирового порядка.

     Мировое потребление энергоресурсов постоянно  растет, в то время как их добыча становится все более дорогостоящей. Соединенные Штаты со времен президента Картера (доктрина Бжезинского) и особенно во время президентства Джорджа Буша занялись осуществлением обширной программы военного контроля над мировыми энергоресурсами, не только нефти и газа, но и гражданской атомной энергии. Это стремление привело их к оккупации Ирака и заставляет их сегодня угрожать Ирану, Сирии, Судану и Венесуэле. Не ограничиваясь лишь защитой своих прямых интересов, США решили поставить под свой контроль доступ других держав к источникам энергии (доктрина Киссинджера) и даже сдерживать потребление и развитие таких потенциальных соперников как Европейский Союз и Россия (доктрина Вулфовица).

     У России на руках несколько козырей  и она собирается использовать их одновременно и в собственных интересах, и в интересах международного сообщества. В отношении атомной энергетики Российская Федерация разработала процесс обогащения урана, который может быть использован только в гражданских целях. Таким образом производство энергии можно будет распространять через гражданские атомные электростанции, не боясь распространения атомного оружия. Так как Россия обладает правом на этот процесс, Москва будет единственной, кто сможет получать контракты на строительство этих электростанций.

     Что касается газа, который, как считают, займет место нефти в качестве основного источника энергии, Россия подняла цены на свой газ до уровня мировых и прекратила субсидировать  Украину и Грузию после того, как  эти два государства стали  удаляться от нее. Россия также заключила соглашение с Ираном, чтобы поделить между собой мировой рынок и гарантировать снабжение стран-членов Шанхайской организации сотрудничества.

     Именно  для того, чтобы воспрепятствовать  любой возможности транспортировки  газа с востока на запад, Вашингтон взял под контроль Украину и изолировал Белоруссию. Чтобы обойти этот новый санитарный кордон, Германия поставила своего бывшего канцлера Шредера во главе консорциума, который построит газопровод в обход.

Недавние  попытки Запада дестабилизировать ситуацию на Украине и в Белоруссии заслуживают отдельных слов. Разъединение Украины и Белоруссии с Россией входит в политическую доктрину, автором которой является знаменитый Бжезинский. Доктрины, подобные этой, возникали уже сотни лет назад, заметим, что пока они еще ни разу не были реализованы. Связано это, вероятнее всего, с тем, что Украина и Белоруссия принадлежат к единой с Россией цивилизации, которая живет по законам, отличным от цивилизации Западной Европы. Поэтому на Украину недостаточно импортировать проамериканского президента и дать ему озвучить новую риторику. Это действует очень недолго.

     Согласно  доктрине Бжезинского, разъединить  братские восточнославянские народы нужно  для того, чтобы ослабить Россию. Это логично, но спорным является основной тезис доктрины - Западу выгодна маленькая Россия в границах Московской Руси и множество мелких удельных княжеств на остальной территории бывшей российской, а потом советской империи. Можно сказать больше. Если бы одним взмахом волшебной палочки мечты дедушки Збигнева вдруг стали действительностью, первым и очень неприятным последствием этого превращения стала бы замерзшая без русского газа Европа. Ибо снабжать Европу газом так, как это сегодня делает Россия, способно только сильное централизованное государство.

Конечно, доктрина Бжезинского подразумевает  собой, что контроль над русскими ресурсами будет в руках наднациональных - читай американских - сырьевых гигантов, которые и обеспечат Европу русским  газом. Но глядя на то, что происходит в Ираке, ни один здравомыслящий человек не поверит в то, что, наднациональные монополии способны справиться с задачей такого масштаба.

     В конечном счете снабжение Соединенных  Штатов остается наибольшей проблемой, ведь их потребление энергии на душу населения в два раза больше, чем в Европейском Союзе. Американские атомные электростанции не обладают достаточными мощностями. А географическое положение США не позволяет им рассчитывать на азиатский газ. Из-за вооруженного сопротивления в Ираке им не удается эксплуатировать иракские месторождения. Потребность в энергоресурсах заставляет США обратиться к латиноамериканским запасам, в основном венесуэльским и боливийским. Пока что США отказываются платить настоящую цену за эти энергоресурсы, все еще надеясь захватить их силой. 

 

     

Заключение

     Внешняя политика США является отражением её внутренней политики, условия которой  диктуются монополистическим капиталом  США

     Именно  те, в руках которых аккумулируются основные  финансовые активы Америки  определяют стратегические цели внешней политики США и принципиальные путей их достижения, идеологически обосновывают и находят социальное оправдание этих целей и средств в качестве «национальных» задач и использует для реализации вышеперечисленного систему организационных и кадровых мер, направленных на неуклонное проведение разработанной таким образом политики в жизнь.

     Г. Киссинджер и З. Бжезинский являются ведущими идеологами геополитической  стратегии США в современном  мире.

     Сейчас  мы с прискорбием можем наблюдать  за вполне успешной поэтапной реализацией их доктрин в различных регионах мира. Это «оранжевая» революция на Украине, «революция роз» в Грузии. Борьба за влияние на такой геополитический регион Евразии, как Азербайджан ещё не окончена, но и там влияние США велико. 

 

     

Использованные источники

  1. Бжезинский  З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические  императивы. М.: Международные отношения, 1998.
  2. Исаев Б.А. Геополитика. СПб.: Питер, 2003.
  3. Киссинджер Г. Дипломатия. М, 1997.
  4. Овинников Р.С. Зигзаги внешней политики США. От Никсона до Рейгана. М.: Политиздат, 1986.
  5. Яковлев А.Н. От Трумэна до Рейгана. Доктрины и реальности ядерного века. М.: Молодая гвардия, 1985.
  6. Мейсан Т. Саммит «большой восьмёрки»: момент истины для Соединённых Штатов. // Reseau Voltaire. http: // www. inosmi. ru / translation / 228698. htm
  7. Хелемендик С. Новая Европа. // Presco? http: // www. inosmi. ru / translation / 232026. htm.
  8. Учебно-методический комплекс по курсу «Геополитика». СПб.: Издательство СЗАГС, 2004.

Информация о работе Религиозный фундаментализм как политическая идеология и проблема мировой политики