Религиозный фундаментализм как политическая идеология и проблема мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:59, доклад

Описание

Многие учёные современности отмечают возрастание роли религиозного фактора в мировых политических процессах. Речь идёт о наступлении "нового средневековья", смысл которого состоит в идентификации и проявлении лояльности (терпимости) граждан не государству, а транснациональным религиозным сообществам. И хотя процесс политизации религии имеет свои региональные особенности, он обладает и общими закономерностями.

Содержание

Введение Ошибка! Закладка не определена.
1. Основные положения доктрины Генри Киссинджера. 4
2. Основные положения доктрины Збигнева Бжезинского. 24
3. Истоки внешнеполитических доктрин США в период 1968 – 1978 гг. 25
4. Реалии современного мирового порядка. 27
Заключение 30
Использованные источники 31

Работа состоит из  1 файл

доклад о религ фунд.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

     Несмотря  на все это в Японии существует правые организации, выступающие за восстановление единства религии и государства. И в политической сфере, многие годы определявшейся и сегодня определяющейся Либерально-демократической партией, происходит постепенное восстановление определенных синтоистских элементов в сфере образования и государственных ритуалов.

     Наряду  с этим в Японии действует ряд  новых религий и организаций  на религиозном фоне (Mahikari, God Light Association, Agonshu) практикующие фундаменталистское поведение.  
 
 

     1947

     Фундаментализм  сикхов

     Фундаментализм  сикхов в Пакистане и Индии

     Сикхизм является религией примерно с 14 миллионами последователей, живущих в основном в Пенджабе. Свяшенной книгой сикхов является «Ади Грант». Шестой гуру, Харгобинд, подтвердил неотделимость государства от религии и обосновал допустимость применения меча для защиты интересов сикхов. После раздела Индии в 1947 г. несколько миллионов сикхов должны были покинуть Пакистан и обосноваться на юге от новой границы.

     Одновременно  новое индийское правительство  сократило привилегии, которыми пользовались сикхи при британцах. Сикхи поэтому в классическом смысле оказались на стороне проигравших в ходе модернизации как результат деколонизации. После создания религиозной партии «Shiromari Akali Dal» были сформулированы идеи отделения Пенджаба. В начале 80-ых годов лидер Jamail Singh Bhindrawale организовал группу «Khalsa Dal» (группу чистых). Эта группа сразу же стала проводить насильственные акции, выливающие в убийства и аресты. Центральным требованием является создание независимого государства сикхов (Кхалистана). 

 

     

     1948 Иудейский фундаментализм

     Иудейский фундаментализм во многом характеризует  современное общество Израиля.

     К фундаменталистским можно отнести  множество Израильских партий таких, как:

     «Сообщество Израиля» - была основана в 1912 раввинами и другими религиозными лидерами в Европе  Первоначально «Агудат Исраэль» полагала, что Израиль должен ждать божественного вмешательства и прихода Мессии, который установил бы еврейское государство на принципах Торы. Прекратив бойкотировать выборные органы ишува, в 1948 Сообщество превратилось в политическую партию, войдя в правительство и возглавив Объединенный религиозный фронт (до 1951). Несмотря на то, что партия больше не отрицает еврейское государство как таковое, она и сегодня не признает за ним роли религиозного лидера. Активность партии направлена в первую очередь на усиление позиций ортодоксального иудаизма в политической, экономической и общественной жизни Израиля, за строгое соблюдение иудейских религиозных законов, против секуляризации государства и за увеличение государственной помощи своим религиозным институтам. На протяжении всей своей истории партия пользовалась поддержкой четко определенной группы населения, что отражалось на результатах ее участия в парламентских выборах. Находясь в оппозиции (до 1977) или участвуя в правительстве (1949–1952, 1977–1999, 2001–2003), партия всегда имела представительство в кнессете.

     http://www.israel2r.com/documents/100.html 

     "Движение хранителей Торы";Партия ШАС (Движение хранителей Торы), несомненно, представляет собой загадку израильской политики, предмет ненависти и подражания. По всем формальным параметрам ШАС является резко выраженной религиозной и даже этнической партией. Ее краткая история такова. Восточные (сефардские) общины евреев после эмиграции в Израиль в 50-х гг. попали в весьма трудную и запутанную социально-культурную ситуацию. 

     Сефарды - еврейская культурная общность, первоначально  сложившаяся в Испании и Португалии. В настоящее время сефардами  нередко называют (особенно в Израиле) всех евреев неашкеназского происхождения. Ашкеназы - в современном понимании потомки евреев, населявших Центральную и Восточную Европу и сформировавших особую культурную общность. 

     Сефарды были вытолкнуты на периферию общественной жизни в самом прямом смысле, но это положение не могло продолжаться вечно. Так и возникла партия, объединяющая сефардских евреев. Она была основана перед выборами в кнессет 11-го созыва в 1984 г. Причиной создания партии ШАC послужили разногласия между ашкеназскими и сефардскими частями религиозной партии "Агудат Исраэль" вследствие пренебрежения партийного руководства (в основном ашкеназского) интересами сефардов. Результатом этого и было создание сефардского эквивалента партии "Агудат Израэль", названного ШАС, со своим собственным Советом мудрецов Торы. 

     ШАС удается стабильно увеличивать свое представительство в кнессете уже на протяжении 18 лет. Основой популярности ШАС помимо ее религиозной позиции являются щедрые спонсорские вложения в образовательные и социальные программы для своих фактических и потенциальных избирателей. Партия создала для своего электората мощную систему религиозного образования "Эль-Мааян", начиная с детского сада и школы. Здесь дети получают почти идеальный уход, им обеспечиваются немыслимые для государственной школы условия: бесплатный транспорт, горячее питание, классы по несколько человек. 

     В результате падения авторитета традиционных израильских партий "Авода" и "Ликуд" как правым, так и левым правительствам нужны были голоса избирателей и депутатов ШАС. Взамен партия получала министерские посты и ассигнования на религиозные нужды и потребности "Эль-Мааян". Жесткая и рациональная линия поведения партии, направленная скорее на удовлетворение нужд своего электората, и строгая партийная дисциплина позволяли ШАС в большей или в меньшей степени достигать желаемого результата при правительствах различной ориентации. Этому не мешали даже многочисленные скандалы, героями которых становятся лица из руководства ШАС. Основатель и первый лидер ШАС Арье Дери был в 2000 г. приговорен к трем годам тюрьмы за взяточничество. Духовный лидер партии раввин Овадия Йосеф прославился рядом скандальных высказываний и постановлений. В середине 1990-х израильтян потрясло его требование уйти с занятых в 1967-м территорий, поскольку, как объяснял раввин, "жизнь важнее территорий". 

     В 1999 г. ШАС пыталась воспрепятствовать  необходимой для страны перевозке  электрической турбины весом 250 тонн в Шаббат (субботу). А в 2000 г. весь Израиль оказался в состоянии шока после того, как раввин Йосеф во время субботней проповеди назвал жертв Холокоста реинкарнированными грешниками. В проповеди, транслировавшейся по радио, Йосеф сказал, что шесть миллионов евреев, убитых в нацистской Германии, родились вновь, чтобы пострадать за прошлые грехи. В той же проповеди раввин сказал, что палестинцы - проклятый и злой народ и Бог сожалеет о том, что их создал. Год назад министр внутренних дел от партии ШАС Эли Ишай объявил о введении запрета на продажу свинины в городской черте. 

     Плохие  отношения у ШАС сложились  с выходцами из бывшего СССР. Представители  этой партии увидели в "русских" с их секулярным сознанием конкурентов  в борьбе за государственные субсидии, а также людей, которые могут разрушить привилегии религиозного сектора. В конце июня при поддержке ШАС в кнессет были внесены поправки к закону о репатриации. Согласно этим поправкам, иммигранты, у которых евреями были только бабушка или дедушка, должны будут обстоятельно доказывать свое еврейское происхождение.

     http://religion.ng.ru/politic/2002-07-17/3_shas.html 
 

     Союз  Верных "Гуш Эмуним".религиозно-политическое поселенческое движение. Возникло в начале 1974 г. в поселении Кфар-‘Эцион.  члены движения считали, что создание Государства Израиль — это «начало избавления», а массовое поселение евреев на западном берегу реки Иордан — продолжение этого процесса. Основное ядро поселенцев составили жители религиозных поселений,  Главная цель движения — создание новых поселений на контролируемых территориях.

     В начале 1980-х гг. многие члены Гуш  Эмуним были разочарованы сдержанной политикой коалиционных израильских  правительств по созданию новых поселений  и уверены, что израильские власти не сумеют подавить арабский террор. Группа членов Гуш Эмуним создала еврейское подполье, которое осуществило ряд террористических актов, в том числе взрывы машин мэров Шхема и Рамаллы (2 июня 1980 г.), обстрел студентов Исламского университета в Хевроне (26 июля 1983 г., три человека были убиты и 33 ранены). Подполье было раскрыто, 27 апреля 1984 г. арестовали 25 его участников, которых суд приговорил к различным срокам тюремного заключения (троих — к пожизненному). Это вызвало кризис движения Гуш Эмуним. 

     Члены Гуш Эмуним выступили решительными противниками соглашения между Израилем и палестинцами, подписанного в Осло 20 августа 1993 г. Активисты Гуш Эмуним составили основу движения Это наша страна`, они устраивают демонстрации протеста и предпринимают попытки основать новые поселения без разрешения правительства.

     http://www.eleven.co.il/article/11351

     Все названные партии выступают за очищение иудейского вероучения и неукоснительное  соблюдение религиозных  предписаний, для  них характерно отождествление нации и религии.

     В политической сфере, большинство иудейский фундаменталистских партий находится в оппозиции к государству и даже не признают за Израилем созданного "вопреки заветам Бога", права на существование. Другие, напротив,  выступают за аннексию (то есть присоединение) арабских территорий и создание "Великого Израиля" в его библейских границах, также ссылаясь на текст Писания. 

 

     

     1950 Исламский фундаментализм

     Ислам как целостная религиозная система  претендует на всеобъемлющее регулирование  всех сторон жизнедеятельности мусульман. В исламе неразделимы религия и политика, духовное и светское.

     Во  многих мусульманских странах действуют  движения, партии и даже правительства  придающие исламистским принципам  политическое значение и стремящиеся  перестроить общество в соответствии с исламскими религиозными идеалами. 

     Исламский фундаментализм как политическая идеология выступает за:

     построение  политической системы  в рамках концеций халифата и ХАКИМИИ (суверенитета Бога);

     организацию судебно-правовой системы согласно ШАРИАТУ ;

     установлению  полного контроля за моралью и нравственностью. 

     В настоящее время  в исламе наблюдается  «исламский фундаментализм»  — идеология, декларирующая  необходимость возвращения  мусульман к строгому соблюдению требований Корана и других священных  в данной религии  книг.

     Теория  и практика исламского фундаментализма отличается разнообразием, данное движение характерно, как для суннитского, так и для шиитского направления ислама. В отдельных государствах фундаменталистам удалось добиться принятия своей идеологии в качестве господствующей, в частности, в Исламской Республике Иран. В ряде других фундаменталистские движения действуют в качетсве оппозиции существующим светским или традиционным государственным институтам, в качестве метода борьбы с которыми отдельными группировками фундаменталистов используются методы терроризма.

     Крайняя антизападная направленность исламских  фундаменталистов приводит к отрицанию  ими: равенства полов, свободы совести, а также считают недопустимым существование светских государств для мусульман. Фундаменталисты  критикуют современную систему образования, выступая за наращивание в учебных программах доли предметов религиозного характера, а также за раздельное обучение разнополых учащихся.

     Категорическое  отрицание ценностей западной цивилизации  и склонность к радикальным методам политической борьбы [1] дали основание специалистам ввести в оборот термин «исламофашизм», которое впервые использовал французский писатель и публицист Максим Роденсон, обозначивший им режим революционной исламской диктатуры в Иране после событий 1979 года [2] или Френсис Фукуяма.

     После совершения крупномасштабных терактов 11 сентября в г. Нью-Йорке, выражение  «исламофашизм» было использовано президентом  США Джорджем Бушем в официальном  заявлении:

     Противостояние  терроризму – первостепенная задача XXI века. Это только начало длительной борьбы с идеологией, идеологией реальной и глубокой. Это – исламофашизм. Он выступает в разных обличьях, но его последователи применяют единую тактику, направленную на уничтожение людей и имущества ради воцарения хаоса, в надежде на то, что их видение мира станет доминирующим на Ближнем Востоке. 

 

     

     1990 Православный фундаментализм

     В православии фундаменталистские тенденции  зачастую сводятся к (УВАРОВСКОЙ) ТРИАДЕ  - "САМОДЕРЖАВИЕ - ПРАВОСЛАВИЕ - НАРОДНОСТЬ". Православные фундаменталисты нередко обращаются к национальному чувству. Идея возрождения православия для них  - это идея возрождения панславянского мира и в первую очередь русской России. 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Политическая идеология.

 
 

 

     

3. Истоки внешнеполитических доктрин США в период 1968 – 1978 гг.

     В 60-х годах ХХ века член одной из наиболее известных финансовых династий Рокфеллеров, будущий вице-президент  страны Нельсон Рокфеллер сказал следующее. «Внешняя политика любой  страны может быть лишь отражением её внутренней политики». Политика США на международной арене – наглядное подтверждение этой закономерности. Поскольку экономическое господство в США находится в руках монополистического капитала, очевидно, кто должен диктовать там внешнюю политику.

Информация о работе Религиозный фундаментализм как политическая идеология и проблема мировой политики