Проблемы и перспективы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание

Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г. Но, подтвердив в очередной раз решимость России присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….…….3
Основные цели и структура ВТО……………………………………..……..5
Этапы и ход присоединения России к ВТО………………………….…….15
Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………….……21
Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….…..29
Библиография…………………………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

международ. экономические отношения.docx

— 69.69 Кб (Скачать документ)

  Начальный период деятельности ВТО можно охарактеризовать как сочетание позитивных итогов с обязательствами, которые еще предстоит выполнить. Среди позитивных итогов следует выделить следующие:

  • реализация соглашений Уругвайского раунда переговоров (в результате переговоров было подписано  свыше 50 документов — соглашений, решений, деклараций, протоколов и пр.);

  • разрешение торговых споров (создан уникальный и  достаточно эффективный механизм их разрешения и значительная часть  поданных в ВТО жалоб была урегулирована без обращения в высший арбитражный орган этой организации, т. е. в процессе консультаций заинтересованных сторон);

  • создание апелляционного органа;

  • расширение числа членов организаций;

  • торговля и окружающая среда (ВТО разработала  широкомасштабную программу деятельности в этом направлении)1.

  В то же время  медленно идут переговоры в таких  секторах сферы услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение  через границу физических лиц, предоставляющих  услуги, морское судоходство. Хотя первоначально установленные сроки прошли, но диалог продолжается и может привести к взаимоприемлемой договоренности.

  На министерской конференции (являющейся высшим органом  ВТО), прошедшей в декабре 1996 г. в  Сингапуре, были определены перспективные  цели Всемирной торговой организации.

  В качестве основной цели следует выделить либерализацию торговли товарами и услугами через совершенствование торговых правил.

  Проблема  заключается прежде всего в разном понимании этой цели. Одна группа стран не проявляет заинтересованности в увеличении своих обязательств по либерализации, взятых во время Уругвайского раунда, тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать технические стандарты и упростить правила определения происхождения товаров.

  К этому  следует добавить договоренность на Уругвайском раунде о том, чтобы  до конца столетия начать переговоры о дополнительных обязательствах по так называемой встроенной повестке в сфере сельского хозяйства и услуг, ряда других Соглашений ВТО, продолжить рассмотрение проблем взаимосвязи торговли и окружающей среды, регулирования инвестиций и конкурентной политики, трудовых стандартов, региональных торговых соглашений и т. д.

  В области  регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле.

  В дополнение к мерам в отдельных секторах необходим всеобъемлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничные капиталовложения ее основополагающие принципы — режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал бы требования, связанные с охраной окружающей среды.

  Опасность заключается в том, что в отдельных  странах до сих пор существуют несовместимые и даже дискриминационные  национальные режимы в отношении иностранных инвестиций.

  Необходимо  обеспечить действительно многосторонний подход к этой проблеме, который  бы принимал во внимание не только роль инвестиций в международной торговой системе, но также общую заинтересованность индустриальных и развивающихся стран в благоприятном инвестиционном климате.

  В настоящее  время в мире существует свыше  900 двусторонних инвестиционных соглашений, и, конечно, было бы желательно иметь одно для всех стран с одинаковыми правилами и дисциплиной. По мере либерализации торговли возникает проблема регулирования конкурентной политики, ибо независимо от государственных мер, торговые барьеры создают сами компании.

  В этой связи  необходимо либо принять решение  на многосторонней базе, обязывающее  правительства соответственно скорректировать  национальную конкурентную политику либо разработать основные правила международной конкуренции.

  Потребуются значительные усилия, чтобы довести  до сознания народов стран мира, что свободная мировая торговля и многостороннее ее регулирование отвечают их интересам. Быстрая глобальная интернационализация порождает обстановку нестабильности во многих странах, провоцируя определенные круги на сохранение протекционизма.

  Однако  история свидетельствует, что свободная  торговля с правилами многосторонней системы является ключом к экономическому развитию.

  Следует также укреплять основную договоренность, которая в настоящее время объединяет все страны. Индустриальные страны должны сохранять открытыми свои рынки и больше их либерализовать в будущем.

  Развивающиеся страны должны продолжать идти по пути либерализации торговой и инвестиционной политики, должны стимулировать интеграционные процессы.

  Индустриальные  и развивающиеся страны вместе призваны содействовать улучшению социально-экономической ситуации в наименее развитых странах.

  В качестве средств решения этой задачи следует  обеспечить полную свободу доступа  на внешние рынки товаров и  услуг из наименее развитых стран (закрепить беспошлинный режим и устранить все остающиеся количественные ограничения импорта), улучшить режим для иностранных инвестиций в указанных странах, содействовать их региональному сотрудничеству и принять более гибкие правила происхождения в отношении товаров последних.

  Важно добиться подлинной универсальности ВТО, для чего необходимо принять Китай, Россию и все другие страны, находящиеся вне этой организации, в ее систему.

  Это свидетельствует  не только о большом значении, которое  придается присоединению России к ВТО, но и заинтересованности в том, чтобы Россия стала участником многосторонней системы торговых правил. Наличие общего интереса как у России, так и у ВТО объективно содействует поиску взаимоприемлемых компромиссных решений на пути к присоединению, но не следует преувеличивать роль данного фактора. Особенность присоединения большой страны с переходной экономикой порождает серьезные вопросы, ответы на которые должен дать баланс между надеждами стран-кандидатов, «коммерчески значимыми» интересами нынешних членов ВТО и необходимостью сохранить единство системы и ее правил.

  Кандидаты и члены ВТО одинаково несут  ответственность за то, чтобы переговоры о вступлении завершались как  можно быстрее, но таким образом, чтобы укрепить систему в целом.

  За последние 15 лет произошел «драматический взрыв» в области заключения соглашений об особо тесном сотрудничестве отдельных, групп стран, и сегодня эти соглашения стали существенным фактором международных экономических отношений (число таможенных союзов и зон свободной торговли уже превышает 100). В настоящее время почти все страны-члены ВТО являются участницами одного или нескольких региональных соглашений. Региональная либерализация сама по себе не повод для беспокойства сторонников многосторонней системы. Региональные инициативы могут вносить существенный вклад в развитие многосторонних правил и обязательств, а также давать сильный импульс ускорению роста национальных хозяйств в рамках более широкого экономического пространства.

  Однако  необходимо ясно сформулировать принципы, подкрепленные твердыми обязательствами, которые предотвратили бы превращение региональных схем в центробежные силы разрушения многосторонней системы. Эту проблему необходимо решать посредством утверждения принципа «открытого регионализма».

  Участники региональных соглашений должны придерживаться следующих принципов: во-первых, каждая региональная зона преференциальной торговли должна соответствовать правовым требованиям многосторонней системы; во-вторых, постепенное устранение торговых барьеров во взаимной торговле стран-членов регионального объединения должно применяться примерно в том же объеме и в те же сроки в отношениях со странами, не являющимися членами объединения.

  Это будет  означать, что региональная либерализация  де-факто, как и де-юре, будет полностью  совместима с принципом режима наибольшего  благоприятствования. Подобный подход уже осуществляют члены НАФТА, МЕРКОСУР и прежде всего АТЭС.

  В настоящее  время мировое сообщество стоит  перед альтернативой: либо через 20-25 лет торговый мир будет поделен на две или три межконтинентальные преференциальные зоны, каждая со своими правилами и со свободной торговлей между участниками, но с внешними барьерами по отношению к другим блокам, либо открывается путь к постепенному слиянию («конвергенции») регионализма и многосторонности на основе общих целей и принципов. Механизм конвергенции региональных и многосторонних систем требует дальнейшей проработки.

  С точки  зрения тенденций развития мировой  экономики более предпочтительным представляется один глобальный свободный рынок с согласованными правилами и дисциплиной, применяемой ко всем странам. В свою очередь, страны должны взять на себя обязательства по выполнению этих правил. Что касается сохранения приоритета правил и системы разрешения споров в рамках ВТО, то это не является самоцелью, а средством избежать хаоса конкуренции и противоречий юрисдикции, когда правительства выбирают те правила, которые им более подходят.

  В настоящее  время в лице ВТО мир имеет  постоянно действующий форум в области торговой политики, а также более эффективные средства для согласования обязательств и претворения в жизнь торговых правил.

  С созданием  ВТО и заключением всеобъемлющих соглашений о сотрудничестве с МБРР и МВФ, которое ожидается в ближайшее время, произойдет более тесное объединение торговли и финансов в интересах глобального развития, стабильности и процветания в новом столетии.

  В мае 1998 г. в Женеве прошла конференция ВТО  на министерском уровне, посвященная пятидесятилетию существования системы ГАТТ/ВТО, на которой основным лейтмотивом было усиление роли международной торговли в мировой экономике и продолжение процесса либерализации.

  Новым вопросом, обсуждавшимся на конференции, стала  проблема торговли информацией на электронных носителях. По данным Секретариата ВТО, к 2000 г. объем торговли через Интернет различного рода услугами (музыкальные фонограммы, фильмы, которые близки к таким аналогам, как компакт-диски, видеофильмы, кассетные записи и др.) достиг 200 млрд. долл. Однако в отличие от вещественных аналогов торговля электронной информацией не облагается таможенными пошлинами и не учитывается внешнеторговой статистикой, что создает определенные проблемы.

  В 1998 г. группа ученых из США и Австралии провела  исследование влияния реформ по либерализации  мировой торговли, осуществляемых в рамках ВТО, на рационализацию глобальной торговли. В частности, среднегодовая экономия в мировом масштабе оценивается в 96 млрд. долл., а в период после 2000 г. эта экономия превысит 170 млрд. долл. 1

  В краткосрочной  перспективе наибольшие выгоды от либерализации мировой торговли получат промышленно развитые страны, поскольку степень либерализации их экономики и торговли значительно выше. В долгосрочной перспективе ощутимые выгоды будут иметь и большинство других стран.

  Третья  Министерская конференция  состоялась 30 ноября — 3 декабря 1999 г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планировалось начать переговоры прежде всего по «встроенной повестке дня» (сельское хозяйство, услуги), а также подготовить рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих конференций, в том числе возможному включению в будущие переговоры новых сфер — конкуренции, экологии, трудовых стандартов, инвестиций и т. д.

  Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, так как не была выработана конкретная повестка раунда и не определен формат его проведения. Это обусловлено наличием серьезных противоречий по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам, в частности между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами. Также имеются значительные разногласия между ведущими игроками ВТО, включая несовпадение стратегических интересов ЕС и США по проведению нового раунда.

  В итоге  принято решение продолжить обсуждение указанных проблем в Женеве под  эгидой Генсовета ВТО, который должен представить свои предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов весной началось обсуждение только проблематики «встроенной повестки» — торговля услугами и вопросы сельского хозяйства. В настоящее время идет рассмотрение предложений стран-членов по дальнейшей эволюции этих Соглашений, а также по формату нового раунда. С учетом сохраняющихся противоречий эта работа может быть частично завершена в 2001 г.

Информация о работе Проблемы и перспективы вступления России в ВТО