культурного 
наследия.
В рамках названного Плана 
азербайджанское государственное 
телеграфное агентство АзерТАдж 
12 марта 2011 года дело старт конкурсу журналистов 
государств – участников СНГ по теме сохранения 
историко-культурного наследия: памятников 
материальной и нематериальной культуры, 
городищ, историко-культурных заповедников, 
народно-прикладного творчества и т. д.
Основной целью мероприятия 
было обсуждение вопросов межгосударственного 
сотрудничества и согласованных 
действий по развитию культурно-познавательного 
туризма и сохранению историко-культурного 
наследия на пространстве СНГ, а также 
разработка и внедрение специализированных 
на музейной тематике туристских маршрутов, 
используя уникальный потенциал 
развития, обеспечиваемый сферами туризма 
и культурного наследия государств 
– участников Содружества.
На пленарном заседании 
рассматривались проблемы сохранения 
и развития историко-культурного 
наследия стран Содружества и 
роль культурно-познавательного туризма 
в устойчивом развитии государств СНГ, 
воспитания молодежи на основе традиций 
межкультурного молодежного сотрудничества 
на пространстве Содружества.
Заместитель руководителя 
Ростуризма Александр Радьков в 
своей вступительной речи отметил 
особую роль туризма как социально-культурного 
фактора существования общества. 
«Содружество Независимых Государств 
– это уникальное в своем роде объединение 
государств, которое строится во многом 
на общем экономическом и культурно-познавательном 
фундаменте», – заявил он, выразив уверенность 
в необходимости наращивания туристического 
обмена между странами СНГ. Для этого, 
по его словам, имеются все необходимые 
условия: языковая общность, социальная 
и экономическая интегрированность, наличие 
родственных связей, транспортная доступность, 
отсутствие визовых преград. Особую роль 
в этом процессе должен играть культурно-познавательный 
туризм.
Вопросы совершенствования 
правовой базы, системы образования, 
научно-прикладных исследований в сфере 
туризма и подготовки специалистов 
в области культурно-познавательного 
туризма обсуждались на третьем 
«круглом столе». Представители регионов 
Российской Федерации и стран 
Содружества обсудили вопросы, связанные 
с принятием нормативно-правовых 
актов, регламентирующих вопросы культурно-познавательного 
туризма, рассмотрели меры государственной 
поддержки по формированию и продвижению 
объектов культурно-познавательного 
туризма, а также затронули целесообразность 
введения образовательных стандартов 
в этой сфере.
А 14–15 декабря 2010 года состоялось 
выездное заседание Рабочей группы. Эксперты 
приняли участие в ознакомительном туре 
«Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО 
в Беларуси», посетили Замковый комплекс 
в городском поселке «Мир», архитектурно-культурный 
комплекс резиденции Радзивиллов в городе 
Несвиже, Беловежскую пущу. Состоялась 
презентация пунктов «Геодезической дуги 
Струве». Участники заседания обсудили 
возможность разработки совместных трансграничных 
туристических маршрутов, обменялись 
опытом работы в сфере культурно-познавательного 
туризма, рекламно-информационными материалами. 
Также было рекомендовано заинтересованным 
министерствам, ведомствам и организациям 
государств – участников СНГ при разработке 
маршрутов культурно-познавательного 
туризма использовать в практической 
работе положительный опыт Республики 
Беларусь, связанный с включением в туристические 
маршруты посещения объектов, включенных 
в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Члены Рабочей группы 
поддержали предложение ее руководителя, 
Председателя Российского национального 
комитета всемирного культурного и 
природного наследия Комиссии Российской 
Федерации по делам ЮНЕСКО Игоря Маковецкого 
о разработке проекта Положения о Центре 
сохранения всемирного наследия государств 
– участников СНГ.
Задачами Центра станут 
популяризация объектов Всемирного 
культурного наследия, разработка и 
реализация совместных программ и проектов 
в области учета оценки технического 
состояния памятников культурного 
наследия, объединение усилий в выработке 
методических принципов сохранения 
и реставрации других объектов, предложений 
по активному их использованию для 
развития туризма и международного 
сотрудничества.
ЮНЕСКО способна оказать 
всестороннюю помощь и профессиональные 
консультации для совершенствования 
управления и сохранения объектов Всемирного 
наследия в условиях обострения глобальных 
проблем, таких как изменение 
климата, стихийная урбанизация 
и усиливающийся пресс туризма.
В выступлениях специалистов 
государств – участников СНГ и 
международных экспертов, работающих 
в области сохранения историко-культурного 
и природного наследия подчеркивалось, 
что государственная политика в 
данном направлении должна базироваться 
на сохранении в едином культурном 
пространстве многообразия всей накопленной 
предыдущими поколениями системы 
ценностей, признании основополагающей 
роли культуры в развитии и самореализации 
личности, гуманизации общества, сохранении 
национальной самобытности народов и 
утверждении их достоинства. И немалая 
роль в этом плане отведена национальным 
органам и комиссиям ЮНЕСКО в государствах 
– участниках СНГ.
Члены Комиссии особо 
подчеркнули важность таких стоящих 
перед ней задач, как продвижение 
и укрепление позиций русского языка 
в ЮНЕСКО, привлечение к программной 
деятельности Организации гражданского 
общества, повышение внимания к сохранности 
российских объектов всемирного наследия, 
сотрудничество со странами СНГ.
Сегодня ни у кого не 
вызывает сомнения тот факт, что 
культурные ценности – это важнейший 
элемент общения, взаимопонимания 
и взаимосближения народов. Они выступают 
главным критерием поддержки духовности 
и неразрывной связи поколений, объединяют 
их в единую цепь исторического развития. 
Каждый объект историко-культурного назначения, 
каждое произведение искусства, памятники 
культуры – все они являются звеном исторического 
целого и в своем историческом и культурном 
значении едины и неповторимы. Их утрату 
возместить невозможно7.
В.Н. Харламова называет основными факторами, 
определяющими заинтересованность стран 
СНГ в сохранении и укреплении общего 
экономического пространства, следующие:
1. В предыдущие десятилетия сложилась 
глубокая взаимозависимость республик 
бывшего СССР. Для экономических связей 
в бывшем СССР была характерна высокая 
степень интенсивности. В межреспубликанский 
обмен было вовлечено более 20% валового 
национального продукта (для сравнения: 
в Европейском Союзе чуть больше 11%). Согласно 
данным межотраслевого баланса, составленного 
по 104 отраслям, Россия ввозила продукцию 
102 отраслей, а вывозила 104. За счет поставок 
из бывших республик Россия удовлетворяла 
свои потребности в продукции машиностроения 
на 23%, в том числе для нефтегазового комплекса 
до 80%, черной и цветной металлургии – 
более чем на треть, химической и легкой 
промышленности – примерно на одну четверть. 
На 100% за счёт ввоза обеспечивались потребности 
России в электровозах постоянного тока, 
вагонах электропоездов, кукурузо- и свеклоуборочных 
комбайнах, хлопке, многих видах другой 
продукции и комплектующих изделий, производимых 
предприятиями-монополистами из ближнего 
зарубежья.
2. Необходимость сохранения присутствия 
России на рынках стран ближнего зарубежья 
диктуется не только обстоятельствами, 
вытекающими из общего союзного прошлого, 
но и определяющими будущее российской 
экономики.
С распадом СССР за пределами России 
оказались месторождения многих 
цветных и редких металлов, на 50–100% 
обеспечивавших соответствующие потребности 
российской экономики, источники других 
важнейших сырьевых и энергетических 
ресурсов, значительная часть предприятий 
машиностроения, металлургической и химической 
промышленности, а также большинство пограничных 
переходов, портов, трубопроводов и других 
коммуникаций.
Заинтересованность российских производителей 
в ёмком, исторически освоенном 
рынке сбыта их готовой продукции 
обусловлена также её недостаточной 
конкурентоспособностью на мировом 
рынке и, кроме того, дефицитом 
инвестиционных ресурсов.
3. Активного экономического сотрудничества 
со странами ближнего зарубежья требуют 
и интересы многочисленной (около 26 млн. 
человек) русскоязычной диаспоры. Большинство 
русскоязычного населения занято на ориентированных 
на Россию предприятиях бывшего общесоюзного 
значения, в наибольшей степени пострадавших 
от разрыва хозяйственных связей.
4. В настоящее время развиваются динамичные 
новые субрегиональные интеграционные 
процессы по границам России, происходит 
налаживание альтернативных хозяйственных 
связей стран СНГ с третьими странами; 
освоение национальных рынков стран СНГ 
транснациональными корпорациями (особенно 
в области разработки полезных ископаемых). 
При этом зачастую сотрудничество с западными 
фирмами направлено на снижение зависимости 
от поставок продукции из России.
Как следствие этого, перспективы 
и результаты экономических преобразований 
в России, её место в мировой 
экономике в большой степени 
определяются тем, насколько успешными 
будут усилия по сохранению и упрочению 
позиций на рынках ближнего зарубежья, 
превращению связей с ними из дополнительного 
фактора риска в одну из движущих 
сил выхода из кризисной ситуации. 
Острота проблемы обусловлена тем, 
что процессы замещения импорта 
и переориентации национальных экономик 
на третьи страны в самое ближайшее 
время могут приобрести необратимый 
характер.
5. Вместе с тем для новых независимых государств 
– бывших республик СССР ёмкий российский 
рынок является не только привлекательным, 
но иногда и безальтернативным для экспорта 
и импорта многих видов промышленной и 
сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, 
сырья и материалов. [8]
Итак, улучшение экономических 
отношений, совершенствование производственных 
и научно-технических связей с 
бывшими советскими республиками является 
абсолютно необходимым условием 
оздоровления российской экономики 
в ближайшей перспективе, сохранения 
позиций на растущем рынке СНГ, а, 
в конечном счете – достижения 
полноправного членства России в 
мировом сообществе. В политическом 
плане в интересах настоящего и будущего 
России необходимо всемерно содействовать 
формированию на постсоветском пространстве 
дружественного окружения политически 
стабильными и экономически сильными 
и благополучными государствами.
В развитии взаимного экономического 
сотрудничества заинтересована не только 
Россия, но и другие страны Содружества. 
Для бывших советских республик 
Россия все еще остается наиболее привлекательным 
экономическим партнером. С одной стороны, 
все еще сохранилась сильная хозяйственная 
зависимость стран СНГ от российской экономики, 
которая когда-то сложилась в едином народнохозяйственном 
комплексе СССР, с другой стороны, этот 
настрой определяется тем общеизвестным 
фактором, что из всех бывших республик 
СССР только Россия полностью обеспечена 
минеральными ресурсами. Узбекистан и 
Туркменистан только на 85% способны удовлетворить 
свои потребности в энергии, а Украина, 
Киргизия и Таджикистан – на 50%. Еще хуже 
обеспечены энергией собственного производства 
другие республики: Молдавия – на 1%, Армения 
– на 4%, Белоруссия – на 10%. [36, C.18]
Интеграционные тенденции на постсоветском 
пространстве порождаются следующими 
основными факторами:
  - разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
 
  - желанием широких масс населения в странах – членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
 
  - технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
 
Несмотря на это, тенденции к 
размежеванию в первый год функционирования 
Содружества явно преобладали. Шел 
обвальный разрыв традиционных хозяйственных 
связей; воздвигались административные 
и экономические барьеры, тарифные и нетарифные 
ограничения на пути товарных потоков; 
массовым стало невыполнение обязательств, 
принятых на государственном и низовом 
уровнях.
За время существования Содружества 
в органах СНГ было принято 
около тысячи совместных решений в самых 
разных областях сотрудничества. Экономическая 
интеграция выражается в образовании 
межгосударственных объединений из стран-членов 
СНГ. Динамика развития представляется 
следующим образом:
  - Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ, за исключением Украины (сентябрь 1993 г.);
 
  - Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное всеми странами – членами СНГ (апрель 1994 г.);
 
  - Соглашение о создании Таможенного союза, в который к 2001 г. вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан (январь 1995 г.);
 
  - Договор о Союзе Белоруссии и России (апрель 1997 г.);
 
  - Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (декабрь 1999 г.);
 
  - Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которое вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, призванного заменить Таможенный союз (октябрь 2000 г.);
 
  - Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) республики Беларусь, республики Казахстан, Российской федерации и Украины (сентябрь 2003 г.).