Постсоветское пространство как геополитическая реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:13, курсовая работа

Описание

На современном этапе интернационализации хозяйственной жизни, именуемом глобализацией мировой экономики, степень участия любой страны или группы стран в международных интеграционных процессах является тем фактором, который определит её будущую судьбу и заложит фундамент в их завтрашнее место в мире.
Для России естественным является интеграция со странами, входящими в СНГ, – нашими близкими соседями и стратегическими партнерами, отношения с которыми основываются на длительной общей истории в рамках одного государства и существовавшего единого экономического комплекса, составные части которого – союзные республики – были связаны между собой. Точно так же и для других членов СНГ сотрудничество с Россией и другими входящими в объединение странами является наиболее предпочтительным.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 65.01 Кб (Скачать документ)

 Постсоветское пространство  как геополитическая реальность  существует около двух десятилетий  – срок по историческим меркам совсем небольшой, но за этот период интеграционные процессы в его рамках стали одной из важных черт развития региона. Они характеризуются разной степенью интенсивности. Очевидно, что они заметно отличаются по своим базовым параметрам от аналогичных процессов в Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе или на европейском континенте. Они зародились и продолжались не как изначальное стремление к объединению, а как общественная необходимость выжить в трудных условиях, порожденных распадом некогда единого государства.

Страны-участницы интеграционных процессов на постсоветском пространстве все более активно выступают  во взаимодействии с военно-политическими  альянсами и экономическими союзами  за пределами данного региона. Вместе с тем, во многом благодаря экономической интеграции и укреплению взаимодействия в этой сфере в последние годы постсоветское пространство воспринимается как некая относительно единая геополитическая общность. Интеграция является важным фактором реализации совпадающих интересов стран региона, как в области политики, так и в сфере обеспечения безопасности, экономики, культуре и социальной сфере.

На современном этапе интернационализации  хозяйственной жизни, именуемом  глобализацией мировой экономики, степень участия любой страны или группы стран в международных  интеграционных процессах является тем фактором, который определит  её будущую судьбу и заложит фундамент  в их завтрашнее место в мире.

Для России естественным является интеграция со странами, входящими в СНГ, –  нашими близкими соседями и стратегическими  партнерами, отношения с которыми основываются на длительной общей истории  в рамках одного государства и  существовавшего единого экономического комплекса, составные части которого – союзные республики – были связаны между собой. Точно так же и для других членов СНГ сотрудничество с Россией и другими входящими в объединение странами является наиболее предпочтительным.

После распада СССР в декабре 1991 г. был подписан договор о создании Содружества Независимых Государств, в которое вошли 12 бывших союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдавия, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Армения и Азербайджан (не вошли лишь Литва, Латвия и Эстония). Имелось в виду, что СНГ позволит сохранить и углубить экономические связи между бывшими республиками СССР, сумеет построить демократические правовые государства, развить свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулировать спорные проблемы согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права, считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между этими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности1.

Укрепление и развитие интеграционных процессов во всех областях в рамках СНГ рассматривается каждой страной-участницец как базисная цель внешней, в том числе и внешнеэкономической, политики. При этом, исходя из собственных национальных интересов, каждая страна имеет в виду решение следующих задач.

Во-первых, выражение, сохранение и развитие этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов2.

Во-вторых, развитие равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств3.

В-третьих, гарантия открытости границ, свободы передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества4.

В-четвертых, сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов; стремление к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем; уважение к стремлению друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.; сохранение  и  под объединенным командованием общего военно-стратегическое пространства, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением; гарантия необходимых условий размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил; провождение согласованной политики по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей5.

В–пятых, координация внешнеполитической деятельности; - сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; - сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; - сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; - вопросы миграционной политики; - борьба с организованной преступностью6.

Объективные интересы других стран  Содружества состоят также в  экономическом сближении, а, точнее, в восстановлении тесных экономических  связей с Россией, ибо даже такие  крупные страны, как Украина, Белоруссия, Казахстан, не говоря уже о странах  с меньшими численностью населения  и экономическим потенциалом, не могут развивать современные  отрасли в расчете только на внутренние рынки. Им также необходимо более широкое экономическое пространство, и, конечно, Россия и другие страны – члены СНГ для них наиболее благоприятные партнёры, поскольку с ними сохраняются производственные связи предприятий, общие транспортные системы, единые стандарты и т.д.

 

 

Всплеск этнонационального начала в культурах стран постсоветского пространства обнажил целый ряд весьма болезненных проблем. Долгое время русская наука и культура служили как для украинцев, белорусов, так и для других наций и национальностей, населявших Российскую Империю и СССР, реальным проводником мирового социального опыта и освоения новейших научно технических достижений.

Советом глав государств Содружества 8 мая 2010 года в Москве было принято Решение объявить 2011 год  Годом историко-культурного наследия в Содружестве Независимых Государств.

Культурное наследие – это духовный, культурный, экономический  и социальный капитал невозместимой  ценности. Наследие питает современную  науку, образование, культуру. Наравне с природным богатством это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Принимая Устав Содружества  Независимых Государств, главы государств – участников СНГ договорились, что создают условия для сохранения и развития культур всех народов  государств-членов и для достижения целей Содружества строят свои отношения  на основе духовного единения народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесном сотрудничестве в сохранении культурных ценностей  и культурного обмена.

Проблема сохранения и охраны историко-культурного наследия всегда была актуальна. В последние  десятилетия возросло понимание  ее значения, сделано немало эффективных  шагов для признания значимости проблем охраны, использования культурного  наследия на национальных уровнях.

Подтверждается это  и принятием в рамках СНГ ряда документов о сохранении историко-культурного  наследия.

Первым таким документом было Соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения, принятое 14 февраля 1992 года главами государств в Минске. В нем подчеркивается, что государства-участники будут обеспечивать надлежащее сохранение находящегося на их территории культурного наследия национальных меньшинств и народов других стран Содружества и будут содействовать возвращению культурных и исторических ценностей странам их происхождения.

Правительства государств – участников СНГ, исходя из паритетности неотъемлемых прав личности на культурную самобытность, свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к культурным ценностям, 15 мая 1992 года принимают Соглашение о сотрудничестве в области культуры. Документом гарантируется доступность сложившихся собраний, коллекций и других культурных ценностей, образующих библиотечный, музейный и архивный фонды независимых государств, для граждан государств – участников Соглашения в равной степени и на тех условиях, как и для своих граждан.

Во исполнение вышеуказанного Соглашения о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения от 14 февраля 1992 года и в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года, Советом глав правительств Содружества 9 октября 1997 года утверждается Положение о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей.

Развитие духовности каждого народа немыслимо без  взаимопознания и взаимообогащения национальных культур. Вот почему, наряду с экономическим и политическим, огромное значение имеет культурное сотрудничество государств – участников СНГ. И это подтверждается принятием ряда соглашений и решений в области культуры, созданием советов в области культуры, гуманитарного сотрудничества стран Содружества.

Не отходило на второй план и понимание важности проблемы сохранения историко-культурного наследия. Примером тому является подписание главами  государств – участников Содружества 5 октября 2007 года в Душанбе Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата. Выражая озабоченность тем, что хищения культурных ценностей приобрели транснациональный характер, признавая, что эффективная борьба с их хищениями возможна только на основе взаимодействия всех заинтересованных сторон, главы стран Содружества договорились осуществлять сотрудничество через свои компетентные органы в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии правонарушений, связанных с хищением культурных ценностей, их розыске и обеспечении возврата.

На втором координационном  совещании руководителей органов  отраслевого сотрудничества гуманитарной сферы 18 июня 2010 года в Минске были обсуждены вопросы подготовки содержательного наполнения Года историко-культурного наследия в тесной увязке с подготовкой Планаприоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2011–2012 годы и мероприятий в связи с 20-летием Содружества Независимых Государств.

В числе ключевых проектов в рамках Года историко-культурного  наследия был предложен проект под  названием “Культурные столицы  СНГ”. Также высказана просьба  к органам отраслевого сотрудничества СНГ гуманитарной сферы объединить усилия в совместной работе в разработке и поддержке востребованных и  междисциплинарных программ и проектов, поиске новых подходов к работе на современной основе, учитывая опыт ЮНЕСКО, и привлечения бизнес-структур в вопросах финансирования проектов.

На третьем координационном  совещании органов СНГ гуманитарной сферы в Душанбе 18 марта текущего года речь шла о реализации пилотного этапа Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». По мнению участников, этот проект призван помочь расширению культурного обмена, его реализация позволит более тесно объединить культурные потенциалы стран Содружества, создать благоприятный климат для укрепления экономических связей, повысить статус Содружества на международной арене.

В феврале нынешнего  года первый сертификат «Культурная  столица Содружества 2011 года» был вручен белорусскому городу Гомелю. В конце марта такой же статус обрел российский Ульяновск.

В штаб-квартире СНГ  в Минске в конце апреля 2011 года было проведено заседание экспертной группы по подготовке и реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества», в котором участвовали представители и эксперты Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины, а также Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ и Исполнительного комитета Содружества.

Эксперты доработали и согласовали проекты Положения  о Межгосударственной программе  «Культурные столицы Содружества» и Положения о Координационном  совете Межгосударственной программы  «Культурные столицы Содружества», которые будут предложены к рассмотрению и утверждению Советом глав государств Содружества Независимых Государств.

Если говорить о  Плане приоритетных мероприятий  в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2011–2012 годы, одобренном 19 ноября 2010 года Советом глав правительств Содружества, то в нем запланировано много мероприятий в области историко-культурного наследия. Как сообщил ИТАР-ТАСС Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, в течение 2011 года планируется провести ряд международных семинаров и конференций. Одна из них названа «Многообразие культур как фактор единения народов». Специалисты планируют обсудить темы защиты и пропаганды нематериального культурного наследия в странах СНГ, создать Центр сохранения всемирного культурного наследия государств – участников Содружества. В Баку пройдет второй Международный форум культурологов. В планах – проработка вопроса о создании реестра памятников культуры и объектов культурного наследия на территориях государств – участников СНГ.

Информация о работе Постсоветское пространство как геополитическая реальность