Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание

Вместе с тем, вступление Республики Беларусь в ВТО будет иметь ряд негативных последствий для экономики, социальной сферы и окружающей среды. Выявление этого потенциально негативного влияния и его уменьшение является важной национальной задачей любой страны при вступлении ее в ВТО.

Содержание

Введение............................................................................................................4-5
Всемирная торговая организация – основа системы международной торговли....................................................................6-15
Создание и развитие ВТО..............................................................6-8
Цели, функции, организационная структура, принятие
решений и членство ВТО...............................................................8-13
Принципы ВТО................................................................................13-15
Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО..............16-29
Процесс вступления Республики Беларусь в ВТО.....................16-18
Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО........19-23
Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь в ВТО................................................................................23-29
Заключение......................................................................................................30-31
Список литературы........................................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Конференция.docx

— 63.52 Кб (Скачать документ)
    1. Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО.

 

Среди преимуществ, позволяющих активизировать внешнеторговую деятельность республики, можно выделить следующие:

• возможность получения  доступа к рынкам 134-х государств мира, внешнеторговые отношения с которыми основываются на долговременной стабильной основе;

• возможность отстаивать и защищать свои интересы в отношениях с внешнеторговыми партнерами в соответствии с общепринятыми в мировой практике нормами и правилами;

• получение режима наибольшего  благоприятствования, позволяющего пользоваться постоянно снижающимися таможенными тарифами стран-участниц ВТО;

• снижение потерь от применения к белорусским товарам мер дискриминационного характера;

• получение доступа  к механизму разрешения споров в рамках ВТО, обеспечивающему защиту торговых интересов страны в случае их ущемления торговыми партнерами;

• возможность проведения внешнеторговой экспансии путем участия в системе многосторонних торговых переговоров, которая заменит громоздкую систему многочисленных двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве;

•.создается  предсказуемая и безопасная торговая среда для белорусских экспортеров  вследствие использования торговыми  партнерами более совершенных норм и правил, регулирующих внешнеэкономические отношения;

• откроется  возможность участия в многосторонних соглашениях, касающихся прав интеллектуальной собственности, а также — в Генеральном соглашении по торговле услугами;

• появится реальная возможность содействовать совершенствованию многосторонней торговой системы посредством прямого участия в мероприятиях ВТО;

• откроется  доступ к механизму разрешения споров с целью защиты экономических интересов страны в случае, если будут предприниматься попытки их ущемления со стороны торговых партнеров.

Также к основным плюсам можно отнести:

  1. наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых крупнейшими государствами в торговле с Беларусью.

Членство  в ВТО уменьшит риск одностороннего произвола в применении тех или  иных ограничительных мер дискриминационного характера, которые в последнее  время вводятся в отношении некоторых  белорусских товаров со стороны  ряда государств, и, прежде всего, экономически более развитых. Республике важно добиться, чтобы в ходе разрешения таких конфликтов с помощью применяемых в ВТО механизмов и процедуры споров, и, в первую очередь, при проведении антидемпинговых расследований, принимались во внимание специфические местные экономические условия (невысокая заработная плата, все еще относительно низкие цены на энергоносители и др.), которые на отдельные виды товаров формируют более низкие цены, чем на рынках, например, Европейского Союза.

Беларусь  уже в полной мере столкнулась  с этой проблемой: две основные конкурентоспособные  и валютоемкие статьи белорусского экспорта - калийные удобрения и химические волокна и ряд других товаров - в настоящее время находятся под действием антидемпинговых санкций на важнейшем для республики рынке Европейского Союза. При этом методика самих антидемпинговых разбирательств такова, что исполнительные органы ЕС произвольно присваивают Беларуси и другим государствам с переходной экономикой статус страны с государственной системой торговли и "нерыночной" экономикой, практически игнорируется заключенный между Республикой Беларусь и Европейским Союзом в 1995 году широкомасштабный договор о партнерстве и сотрудничестве, в котором переходный статус Беларуси оговорен. На этом основании производятся расчеты и принимаются решения, заведомо и полностью вытесняющие белорусские товары с рынка ЕС.

  1. международный режим торговли, регулируемый четкими и стабильными нормами, предсказуемыми в торговых отношениях.

Республика  Беларусь заинтересована в использовании  четко сформулированных международных  норм и правил, регулирующих экономические  отношения стран и обеспечивающих условия справедливой конкуренции. Это откроет для белорусского экспорта стабильный доступ к мировым  рынкам, обеспечит соблюдение другими  участниками системы ГАТТ/ВТО  в торговых отношениях с Беларусью  недискриминационных норм и правил международной торговли.

  1. участие Республики Беларусь в системе ГАТТ/ВТО будет способствовать созданию в стране предсказуемой торговой инвестиционной среды.

Это, в свою очередь, будет содействовать привлечению  капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы  белорусской экономики.

  1. укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера.

Полноправное участие в ВТО  предполагает принятие Республикой  Беларусь нормативно-правовой базы и  механизма государственного регулирования  внешнеэкономических связей, основанных на принципах международной торговли, уже апробированных в экономике большинства стран мира и показавших на деле, насколько успешно международное право может способствовать промышленному росту посредством увеличения внешнеторгового оборота. Оно послужит дополнительным стимулом к осуществлению экономических реформ, а также позволит Беларуси использовать существующие международные правовые нормы в области внешнеэкономического сотрудничества для защиты и максимальной реализации национальных интересов.

Кроме того, можно с достаточной  уверенностью предположить, что будущее  присоединение Беларуси к ВТО  только в сфере инвестиций, благодаря  общей гармонизации внешнеэкономического и инвестиционного режимов, их предсказуемости  и стабильности, принесет те самые  ежегодные сотни миллионов долларов США, которых нам не хватает для  осуществления структурных изменений  в экономике.

В целом, можно сделать вывод, что  основным ориентиром внешнеэкономической  политики Республики Беларусь является интеграция в мирохозяйственные  связи, способствующая реализации ее сравнительных  преимуществ в международном  разделении труда, что может стать  условием стабильного экономического состояния. Этому будет способствовать присоединение Республики Беларусь к ВТО, которое должно быть не самоцелью, а средством для обеспечения  ее экономических интересов в  условиях глобализации мировой экономики. Полноценная интеграция Беларуси в  мировую экономику и формирование специализации страны в международном  разделении труда возможна на основе выделения в отраслях промышленности предприятий экспортной ориентации и регулирование их деятельности посредством гибкого сочетания  налоговой, таможенно-тарифной и валютной политики.

Хотя  перечисленные выше выгоды и будут  доминировать, необходимо учитывать  и те издержки, которые понесет  Республика Беларусь в случае присоединения  к системе ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника. Это, прежде всего, издержки экономического и социального характера, с которыми столкнется экономика страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции в условиях либерализации внешнеэкономических связей, а также материальные издержки, которые понесет страна вследствие необходимости приведения в соответствие национальной законодательной базы с международными нормами и правилами, а также создания институционального механизма контроля за выполнением взятых на себя многосторонних обязательств.

 

    1. Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь в ВТО.

 

Оценка последствий вступления Республики Беларусь в ВТО охватывает различные аспекты, связанные с  правилами и нормами ВТО. Ожидание немедленного (после получения полноправного  членства) значительного улучшения  положения страны на внешних рынках неоправданно. Беларусь уже получила на двусторонней основе от большинства  торговых партнеров в странах  дальнего зарубежья статус страны, которой предоставлен режим наибольшего  благоприятствования. Этот режим был  предоставлен ей в связи с ожиданием  вступления в ВТО и, если Беларусь не станет полноправным членом этой организации  в ближайшем будущем, доступ на зарубежные рынки для белорусских экспортеров  может ухудшиться.

Помимо экономического фактора  следует также рассматривать  и социальный аспект затрагиваемой  проблемы, так как стабильность экспорта данной товарной группы - это прежде всего необходимая загрузка мощностей предприятий, снижение социальной напряженности и угрозы безработицы.

Весьма сложной является проблемы, сопутствующие вхождению Республики Беларусь в ВТО: глобализация и введение электронной системы унифицированного учета товаров, безналичной системы  оплаты, универсального номера налогоплательщика  и т.п., которые в значительной мере связаны с системой ВТО.

Необходимо отметить, что издержки, связанные с членством в ВТО, к сожалению, неизбежны, и вхождение Республики Беларусь в мировой рынок окажется достаточно трудным. Открытая конкуренция белорусских и иностранных товаропроизводителей может привести к частичному свертыванию и временному спаду отечественного производства, а также увеличению безработицы. Совершенно очевидно, что этот процесс приведет также к ухудшению финансового состояния неконкурентоспособных белорусских предприятий. А наличие в настоящее время в экономике страны убыточных производств усугубит ситуацию и неизбежно приведет к их ликвидации и росту безработицы в стране..

Опыт большинства развивающихся  стран, которые уже преодолели или  еще преодолевают переход от высоких  тарифных барьеров к более либеральным  условиям торговли, подтверждает эффективность  применения умеренного уровня тарифной защиты для поддержания и развития отечественных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Работы в этом направлении выявили  ряд отраслей ( а в дальнейшем - производств и конкретных товаров) наиболее зависимых от тех изменений, которые будут связаны с членством в ВТО.

В результате проведенных расчетов были выделены следующие отрасли, нуждающиеся  в настоящее время в мерах  протекционистской защиты:

    • химическая и нефтехимическая,
    • машиностроение и металлообработка,
    • легкая промышленность,
    • сельское хозяйство, включая производство пищевой продукции.

Подобный перечень не является неизменным, поскольку в любой отрасли  может возникнуть необходимость  в создании новых или техническом  перевооружении действующих производств, что может потребовать введения на определенное время мер протекционистской  защиты.

По предварительным расчетам период до шести лет по различным товарам  будет достаточным для снижения существующего уровня тарифной защиты до уровня, при котором возможно компенсирование трудностей, связанных  с открытием внутреннего рынка.

Наиболее защищенным сектором экономики в странах-членах ВТО является аграрный. Продовольственная безопасность — коренная стратегическая проблема, с которой сталкивается любая страна. Не может быть стабильной экономика государства, которое не в состоянии обеспечить достаточного уровня потребления продуктов питания собственного производства, если для этого имеются все необходимые условия. Очень острой является проблема производства – транспортировки - продажи генетически измененных организмов (ГМО) в сельском хозяйстве, представляющих большую потенциальную опасность для окружающей среды и человека. Например, Евросоюз объявил 5-летний мораторий на ввоз и использование ГМО на своей территории, а в РБ до сих пор нет национального законодательства по проблеме ГМО. Проект закона "О безопасности продуктов питания" в редакции 2003 г, например, не содержит понятия "генетически модифицированный продукт", и не содержит других норм, гарантирующих защиту населения и окружающей среды, равно как и закон "О безопасности генно-инженерной деятельности", что является крайне опасным и превращает Беларусь в полигон для испытаний ГМО транснациональными корпорациями, базирующимися, в том числе, и на территории ЕС. Большую потенциальную угрозу для Республики Беларусь представляет введение "патентов на жизнь", проводимую не без участия ВТО и ряд других негативных глобализационных процессов.

Проблема защиты экономических  интересов приобретает комплексный  характер непосредственно в ходе переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО, поскольку результат  данных переговоров будет определять как возможности защиты внутреннего  рынка и национальных производителей, так и основные параметры доступа  к рынкам стран-участниц ВТО для белорусского экспорта.

В связи с последним необходимо отметить, что главным фактором, определяющим условия присоединения  Республики Беларусь к ВТО, будет  системный аспект переговорного  процесса, иными словами, вопрос о  том, будет ли Беларусь рассматриваться  как страна с рыночной экономикой или нет.

Дело в том, что для стран  с “нерыночной экономикой” рядом  государств были специально разработаны  некоторые ограничительные меры, многие из которых были введены по политическим соображениям. Часть таких “остаточных” элементов в торговых режимах ведущих развитых стран продолжает применяться к экспорту Республики Беларусь, что является значительным препятствием на пути интеграции Республики Беларусь в международную торговую систему и наносят значительный ущерб ее экономическим интересам. В их числе специальные критерии для применения антидемпинговых мер, предусматривающие использование в расчетах цен третьих стран с рыночной экономикой, или искусственных цен, или даже внутренних цен на подобные товары в стране-импортере.

Информация о работе Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО