Перспективы вступления в ВТО Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:43, контрольная работа

Описание

При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. В качестве члена-экспортера у нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", полагающихся ей как члену. Таким образом, если субсидии других членов будут оказывать отрицательное воздействие на ее экспорт, то у нее будет право обратиться за помощью, что в результате теоретически приведет к прекращению указанных субсидий или даст ей право на принятие контрмер.

Работа состоит из  1 файл

последствия вступления в вто.docx

— 77.79 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

   Кафедра управления предприятиями торговли

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

    по дисциплине: Международные торговые организации

    на тему: Перспективы вступления в ВТО Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011


 

    1. Swot анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Повышается инвестиционная  привлекательность страны за  счет введения общепринятых норм  внешнеэкономического регулирования

2.ВТО выступает в роли  верховного арбитра в международных  хозяйственных спорах

3. Защита прав на интеллектуальную  собственность

4. Регулирование острой  для РБ проблемы «утечки мозгов»

5. Уступки для страны  со стороны международного сообщества- в виде удовлетворения ряда встречных требований по «чувствительным» позициям экспорта

6. Получение прав и  обязанностей в качестве члена-экспортера  и члена-импортера

1. Защита прав на интеллектуальную  собственность на практике обращена  в пользу сильнейшего

2. Негативное влияние  на внутренний рынок страны

3. Лишение социально и  исторически обусловленной самостоятельности

4. Возможно вытеснение  малого бизнеса из освоенных  им секторов экономики

5. Исключение помощи государства  производителям-экспортерам и соответственно  возникновение трудностей развития  отраслей народного хозяйства

Возможности

Угрозы

1. Недискриминационный доступ  к рынкам государств-членов ВТО

2. Обеспечение международной  правовой защиты экономических  интересов страны

3. Улучшение открытости  торговой политики и практики  торговых партнеров

4. Доступ к механизму  разрешения споров в рамках  ВТО

5. Возможность продвижения  своих торгово-экономических интересов  путем эффективного участия в  многосторонних торговых переговорах

6. Уменьшение вероятности  частых изменений в торговой  политике РБ

7. Более благоприятные  условия для инвестиционной деятельности

8.Укрепление репутации страны

1.Возможное непредоставление переходного периода для РБ

2. Доступ на внутренний  рынок товаров и услуг потенциальных  конкурентов

3.Доступ на рынок экологически  опасных товаров

4. Необходимость тарифных  уступок

5. Рост безработицы с  ожидаемыми последствиями для  небогатой части населения





2. Последствия  вступления Республики Беларусь  в ВТО

 

Положительные последствия:

 

1)Недискриминационный доступ к рынкам государств-членов ВТО

(на сегодняшний день  около более 90% от всего торгового  оборота регулируется правилами  ВТО)

2)Обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны.

При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права  и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. В качестве члена-экспортера у нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим  интересам и от "потери или  уменьшения прибылей", полагающихся ей как члену. Таким образом, если субсидии других членов будут оказывать  отрицательное воздействие на ее экспорт, то у нее будет право  обратиться за помощью, что в результате теоретически приведет к прекращению  указанных субсидий или даст ей право  на принятие контрмер. В качестве члена-импортера  у нее будет право обратиться за помощью, если субсидируемый импорт из другой страны наносит ущерб ее внутренней промышленности. В качестве члена-экспортера и члена-импортера  у нее будет обязанность иметь  институциональный механизм для  проведения объективного расследования  о существовании субсидий и их объемах, а также о наличии  ущерба, или серьезного вреда, или  потере, или уменьшения прибыли;

3)Значительное улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров, обеспечивающее большую безопасность в торговых отношениях;

4)Наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых крупнейшими государствами в торговле с Беларусью.

 Членство в ВТО уменьшит  риск одностороннего произвола  в применении тех или иных  ограничительных мер дискриминационного  характера, которые в последнее  время вводятся в отношении  некоторых белорусских товаров  со стороны ряда государств, и,  прежде всего, экономически более  развитых. Республике важно добиться, чтобы в ходе разрешения таких конфликтов с помощью применяемых в ВТО механизмов и процедуры споров, и, в первую очередь, при проведении антидемпинговых расследований, принимались во внимание специфические местные экономические условия (невысокая заработная плата, все еще относительно низкие цены на энергоносители и др.), которые на отдельные виды товаров формируют более низкие цены, чем на рынках, например, Европейского Союза.

5)международный режим торговли, регулируемый четкими и стабильными нормами, предсказуемыми в торговых отношениях. Республика Беларусь заинтересована в использовании четко сформулированных международных норм и правил, регулирующих экономические отношения стран и обеспечивающих условия справедливой конкуренции. Это откроет для белорусского экспорта стабильный доступ к мировым рынкам, обеспечит соблюдение другими участниками системы ГАТТ/ВТО в торговых отношениях с Беларусью недискриминационных норм и правил международной торговли;

6)доступ к механизму разрешения споров в рамках ВТО, обеспечивающему защиту торговых интересов в том случае, если они были ущемлены торговыми партнерами;

7)участие Республики Беларусь в системе ГАТТ/ВТО будет способствовать созданию в стране предсказуемой торговой инвестиционной среды. Это, в свою очередь, будет содействовать привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики;

8)возможность получения Беларусью от Договаривающихся Сторон ВТО определенных льгот, которые предусматриваются в ряде статей Генерального соглашения по тарифам и торговле. Приобретаемые льготы особенно важно использовать сейчас, когда Беларусь переживает серьезные экономические трудности, а экспортируемая отечественная продукция не является достаточно конкурентоспособной на мировом рынке. Беларусь уже пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) с большинством своих важнейших торговых партнеров, хотя чаще всего на временной основе. Следовательно, в этом отношении к Беларуси, на практике, уже относятся как к члену ВТО, и ей не требуется значительно улучшать свой доступ на рынок. Единственное исключение – это последствия антидемпинга, где позиция белорусских экспортеров может улучшиться, когда Беларусь станет членом ВТО и перестанет считаться страной с государственной торговлей. Кроме того, белорусские экспортеры текстиля получат выгоду от либерализации торговли текстилем по Соглашению о текстиле и одежде. Поэтому цель полноправного участия в многосторонней системе регулирования торгово-экономических отношений стран является двуединой: обеспечить применение к Республике Беларусь принципа наибольшего благоприятствования со стороны других стран и в то же время получить для себя предусматриваемые системой ГАТТ/ВТО льготы и преимущества;

9)использование ВТО в качестве средства продвижения своих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах в рамках ВТО;

10)уменьшение вероятности частых изменений в торговой политике Беларуси, и, как следствие, более благоприятные условия для инвестиционной деятельности;

11)укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера.

Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь в ВТО

Оценка последствий вступления Республики Беларусь в ВТО охватывает различные аспекты, связанные с  правилами и нормами ВТО. Ожидание немедленного (после получения полноправного  членства) значительного улучшения  положения страны на внешних рынках неоправданно. Беларусь уже получила на двусторонней основе от большинства  торговых партнеров в странах  дальнего зарубежья статус страны, которой предоставлен режим наибольшего  благоприятствования. Этот режим был  предоставлен ей в связи с ожиданием  вступления в ВТО и, если Беларусь не станет полноправным членом этой организации  в ближайшем будущем, доступ на зарубежные рынки для белорусских экспортеров  может ухудшиться.

Помимо экономического фактора  следует также рассматривать  и социальный аспект затрагиваемой  проблемы, так как стабильность экспорта данной товарной группы - это прежде всего необходимая загрузка мощностей предприятий, снижение социальной напряженности и угрозы безработицы.

Весьма сложной является проблемы, сопутствующие вхождению  Республики Беларусь в ВТО: глобализация и введение электронной системы  унифицированного учета товаров, безналичной  системы оплаты, универсального номера налогоплательщика и т.п., которые  в значительной мере связаны с  системой ВТО. Философско-религиозный  аспект этой проблемы отражен в Обращении Св. Синода Русской Православной Церкви ко всем православным христианам в марте 2000г. по поводу внедрения на территории России и Беларуси индивидуальных/универсальных номеров налогоплательщика.

Необходимо отметить, что  издержки, связанные с членством  в ВТО, к сожалению, неизбежны, и  вхождение Республики Беларусь в  мировой рынок окажется достаточно трудным. Открытая конкуренция белорусских  и иностранных товаропроизводителей может привести к частичному свертыванию  и временному спаду отечественного производства, а также увеличению безработицы. Совершенно очевидно, что  этот процесс приведет также к  ухудшению финансового состояния  неконкурентоспособных белорусских  предприятий. А наличие в настоящее  время в экономике страны убыточных  производств усугубит ситуацию и  неизбежно приведет к их ликвидации и росту безработицы в стране. Следовательно, при выборе внешнеэкономической  политики страны помимо экономического фактора, следует учитывать и  социальный аспект, так как стабильное развитие экспорта - это прежде всего необходимая загрузка мощностей предприятий, снижение социальной напряженности и угрозы безработицы.

Опыт большинства развивающихся  стран, которые уже преодолели или  еще преодолевают переход от высоких  тарифных барьеров к более либеральным  условиям торговли, подтверждает эффективность  применения умеренного уровня тарифной защиты для поддержания и развития отечественных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Работы в этом направлении  выявили ряд отраслей ( а в дальнейшем - производств и конкретных товаров) наиболее зависимых от тех изменений, которые будут связаны с членством в ВТО.

В результате проведенных  расчетов были выделены следующие отрасли, нуждающиеся в настоящее время  в мерах протекционистской защиты: химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность, а также сельское хозяйство, включая  производство пищевой продукции. Подобный перечень не является неизменным, поскольку  в любой отрасли может возникнуть необходимость в создании новых  или техническом перевооружении действующих производств, что может  потребовать введения на определенное время мер протекционистской  защиты.

По предварительным расчетам период до шести лет по различным  товарам будет достаточным для  снижения существующего уровня тарифной защиты до уровня, при котором возможно компенсирование трудностей, связанных  с открытием внутреннего рынка. Сохранение высоких протекционистских барьеров на более длительный период времени нецелесообразно, так как они могут замедлить процесс адаптации отраслей промышленности и АПК к условиям рынка, препятствовать модернизации производств и выпуску конкурентоспособной продукции, а также вынудят потребителя на внутреннем рынке платить более высокую цену, что ведет к снижению уровня потребления и, в конечном итоге, уменьшению инвестиций.

Как уже отмечалось, наиболее защищенным сектором экономики в  странах-членах ВТО является аграрный. Продовольственная безопасность — коренная стратегическая проблема, с которой сталкивается любая страна. Не может быть стабильной экономика государства, которое не в состоянии обеспечить достаточного уровня потребления продуктов питания собственного производства, если для этого имеются все необходимые условия. Очень острой является проблема производства - транспортировки- продажи генетически измененных организмов (ГМО) в сельском хозяйстве, представляющих большую потенциальную опасность для окружающей среды и человека. Например, Евросоюз объявил 5-летний мораторий на ввоз и использование ГМО на своей территории, а в РБ до сих пор нет национального законодательства по проблеме ГМО. Проект закона "О безопасности продуктов питания" в редакции 2003г, например, не содержит понятия "генетически модифицированный продукт", и не содержит других норм, гарантирующих защиту населения и окружающей среды, равно как и закон "О безопасности генно-инженерной деятельности", что является крайне опасным и превращает Беларусь в полигон для испытаний ГМО транснациональными корпорациями, базирующимися, в том числе, и на территории ЕС. Большую потенциальную угрозу для Республики Беларусь представляет введение "патентов на жизнь", проводимую не без участия ВТО и ряд других негативных глобализационных процессов. Вместе с тем, международной общественностью уже отмечены факты использования правил ВТО для лоббирования интересов транснациональных корпораций, работающих с ГМО, в ущерб интересам населения и окружающей среды.

Информация о работе Перспективы вступления в ВТО Республики Беларусь