Национальное и международное регулирование торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:57, лекция

Описание

Современные тенденции внешнеторговой политики
«Новый протекционизм»
 усиление роли международных соглашений и международных организаций
 избирательность и концентрация барьеров в относительно узких областях (в торговле между ПРС - сельское хозяйство, текстиль, одежда, сталь; ПРС и РС – промышленные товары; между РС - товары традиционного спроса)

Содержание

1. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПОЛИТИКА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ. ПРОТЕКЦИОНИЗМ.
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАК-ТЕРИСТИКА, ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ.
4. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПЕРСПЕКТИВЫ ВХОЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ

Работа состоит из  1 файл

внешнеторг политика.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

ТЕМА 3. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ТОРГОВЛИ

1. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПОЛИТИКА СВОБОДНОЙ  ТОРГОВЛИ. ПРОТЕКЦИОНИЗМ. 

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ  ПОЛИТИКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ.

4. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПЕРСПЕКТИВЫ  ВХОЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ  ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПОЛИТИКА  СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ. ПРОТЕКЦИОНИЗМ.

Внешнеторговая  политика – это система экономических, организационных и политических мер по развитию внешнеторговых отношений страны или группы стран

Виды государственной  внешнеторговой политики

Экспортная – это мероприятия правительства, направленные на:

Импортная - это мероприятия правительства, направленные на:

  • максимальное наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг
  • диверсификацию географической структуры экспорта
  • освоение новых при условии сохранения старых рынков сбыта
  • стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой
  • обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок
  • развитие экспортной инфраструктуры и информационного сопровождения внешней торговли
  • улучшение параметров платежного баланса
  • стимулирование развития импортозамещающих отраслей и производств
  • защиту внутреннего рынка и товаропроизводителей в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и удорожания сырьевых ресурсов
  • рационализацию импорта по товарным группам и странам происхождения
  • уменьшение дефицита торгового баланса 

Виды государственной  внешнеторговой политики

Протекционизм

Свобода торговли (фритрейдерство)

экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции, включающая систему инструментов, институтов и мер по ограничению и контролю внешнеэкономической деятельности и стимулированию экспорта товаров, услуг, факторов производства

экономическая политика государства, предполагающая минимальное государственное вмешательство во внешнеэкономическую деятельность и движение товаров, услуг, факторов производства через национальную границу без каких-либо ограничений


 

Современные тенденции  внешнеторговой политики

«Новый протекционизм»

 

  • усиление роли международных соглашений и международных организаций
  • избирательность и концентрация барьеров в относительно узких областях (в торговле между ПРС - сельское хозяйство, текстиль, одежда, сталь; ПРС и РС – промышленные товары; между РС - товары традиционного спроса)
  • снижение таможенных пошлин и увеличение номенклатуры облагаемых ими товаров, тарификация нетарифных барьеров
  • усложнение таможенных тарифов и способов их взимания
  • либерализация, универсализация (усиление сходства, гармонизация, унификация, стандартизация), децентрализация регулирования
  • сохранение различий в уровне таможенной защиты ПРС и РС (используют более высокие ставки таможенных пошлин)
  • возрастающая роль нетарифных ограничений, по сравнению с тарифными вследствие снижения уровня таможенной защиты, роста международной конкуренции, роста отрицательного сальдо во внешней торговле отдельных государств, роста безработицы
  • сокращение автономии в выборе косвенных инструментов вследствие многосторонней либерализации и обращение стран к прямым мерам
  • снижение доли «ключевых» нетарифных ограничений, направленных на защиту местных производителей, и рост доли «неключевых» нетарифных ограничений, направленных на защиту местных потребителей

 

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

Формы регулирования

Косвенная, тарифная, экономическая

Прямая, нетарифная, административная

Тарифные методы

Нетарифные методы


Инструменты: таможенная пошлина, эмбарго, сертификат, лицензия, субсидия, кредит, налог, другие.

 

Таможенно-тарифные методы – методы регулирования международной торговли, основанные на использовании таможенного тарифа и предполагающие установление и взимание таможенных пошлин при согласовании их с концепцией внешнеторговой, экономической, структурной, научно-технической, инвестиционной, экологической, валютной политики страны.

Таможенный  тариф - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте и экспорте товаров; свод ставок таможенных пошлин; конкретная ставка таможенной пошлины.

 

Нетарифные методы – методы регулирования международной торговли, не основанные на использовании таможенного тарифа, включающие любые распоряжения центральных и местных властей, методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров (объем, товарную структуру, цены, конкурентоспособность), а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу.

 

Виды таможенных пошлин:

1. По объекту обложения:

1.1. Импортные пошлины - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.

1.2. Экспортные пошлины - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории страны.

1.3. Транзитные пошлины - пошлины, которые накладываются на иностранные товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

2. По способу взимания таможенные пошлины делятся на:

2.1. Адвалорные пошлины - пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товара и применяемые обычно к товарам, имеющим разные качественные параметры в рамках одной товарной группы.

2.2. Специфические пошлины - пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу товара и обычно применяемые к стандартным товарам.

2.3. Комбинированные пошлины - пошлины, содержащие адвалорную и специфическую части.

3. По типам ставок таможенные пошлины делятся на:

3.1. Постоянные пошлины - пошлины, ставки которых единовременно установлены органами государственной власти и не изменяются в зависимости от обстоятельств.

3.2. Переменные (ступенчатые) пошлины - пошлины, ставки которых меняются в установленных случаях (при изменении мировых или внутренних цен, государственных субсидий).

3.3. Сезонные пошлины - пошлины, которые используются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера (сельскохозяйственной), путем увеличения ставок таможенных пошлин после созревания урожая на территории страны.

4. В зависимости от  страны происхождения товара:

4.1. Минимальные пошлины - пошлины, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования.

4.2. Максимальные (генеральные, общие) пошлины - пошлины, устанавливаемые для всех остальных стран.

4.3. Преференциальные (льготные) пошлины - пошлины, применяемые в отношении товаров из развивающихся стран, наименее развитых стран и стран-партнеров по интеграции, как исключение из режима наибольшего благоприятствования.

4.4. Карательные пошлины - пошлины в 3-5 раз превышающие максимальные и применяющиеся к товарам, происходящим из стран, осуществляющих в отношении данной страны дискриминацию и недружественные акты.

5. По характеру происхождения таможенные пошлины делятся на:

5.1. Автономные пошлины - пошлины, вводимые и изменяемые на основании односторонних решений государственной власти страны.

5.2. Конвенционные (договорные) пошлины - пошлины, устанавливаемые и изменяемые на основе двустороннего или многостороннего соглашения. Они характерны для таможенных союзов стран.

 

Тарифная эскалация – метод таможенно-тарифного регулирования, позволяющий дифференциировать таможенный тариф путем увеличения ставок таможенных пошлин по мере роста степени обработки товара

 

например, в Республике Беларусь:

  • на сырье и материалы - 0-5%
  • на полуфабрикаты и комплектующие - 5-15%
  • на готовые изделия - 15-25%

 

Количественные  методы нетарифного регулирования –определяют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Квотирование – ограничение экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный период

Запрет, эмбарго, разрешительный порядок ввоза-вывоза - квота, полностью запрещающая субъектам (кроме государства и уполномоченных им субъектов) внешнюю торговлю теми или иными товарами по соображениям национальной безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений, сохранения культурного наследия, соблюдения общественной морали и правопорядка

Лицензирование – выдача государством разрешений на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный период

“Добровольное ограничение  экспорта” - обязательство одного из торговых партнеров ограничить или не расширять экспорт, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения о введении экспортных квот

 

 

Технические барьеры – это комплекс мер по обеспечению соответствия импортных товаров установленным законодательством требованиям стандартизации и сертификации, требованиям к упаковке и маркировке, экологическим, медицинским и санитарно-ветеринарным нормам.

Политика в  рамках государственных закупок - метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм.

Требование  о содержании местных компонентов - метод, тесно связанный с государственными закупками, законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

Налоги и  сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара (НДС с импорта, с оборота, с продаж, акцизный сбор, транзитный налог и т.д.).

 

Субсидия  -  денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта

Экспортный  кредит – финансовый метод нетарифного регулирования (разновидность косвенного субсидирования), предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальных предприятий

Демпинг - продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах (крайняя форма экспортного субсидирования)

 

 

Особые  таможенные пошлины – защитные меры в форме временной импортной таможенной пошлины, применяемой в случаях, когда импорт товара причиняет “серьезный ущерб” какой-либо отрасли, или существует “явная неизбежность” возникновения ущерба с целью предоставления национальным производителям возможности приспособиться к ведению открытой конкурентной борьбы, временно защитить их от иностранной конкуренции.

Специальные пошлины – в ответ на ущерб или угрозу ущерба отечественным производителям товаров или в ответ на дискриминацию, ущемляющую интересы страны.

Компенсационные пошлины – в ответ на субсидирование импортных товаров.

Антидемпинговые пошлины – в ответ на демпинг.

 

 

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ  ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ.

 

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Место расположения: Женева, Швейцария
  • Учреждена: в 1995 г. в г. Марракеш (Марокко) Уругвайским раундом торговых переговоров (1986-1994)
  • Страны-члены: 151 государство (на 27.07.2007 г.)
  • Интернет-сайт: www.wto.org
  • Бюджет: 162 млн. швейцарских франков (110 млн. долл. США) (2004 г.)
  • Источники бюджета: взносы стран-членов
  • Штат секретариата: 600 человек
  • Генеральный директор: Паскаль Лами (бывший комиссар Евросоюза по торговле)

Функции ВТО

 

  • организация многостороннего согласования правил международной торговли
  • контроль за выполнением торговых соглашений пакета документов Уругвайского раунда
  • форум для торговых переговоров
  • разрешение торговых споров
  • мониторинг национальной торговой политики членов ВТО
  • техническое содействие развивающимся странам
  • сотрудничество с другими международными организациями

Информация о работе Национальное и международное регулирование торговли