Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание

Исследование в данной работе будет включать как анализ различных показателей деятельности Международного валютного фонда, так и общей информации о его деятельности, включающей формы и методы его работы с соответствующими структурами стран-членов и кандидатов. Результаты такого анализа будут синтезированы в определённые выводы, касающиеся деятельности и роль МВФ в международной валютно-финансовой системе. При проведении данного исследования будет использован так же исторический подход к становлению данной организации, а так же к значению её деятельности в сегодняшних исторических условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2-3
Глава 1. МВФ, его структура и функции……………………………………….4
Структура органов управления и их функции…………………………..4-10
1.2 Основные механизмы кредитования……………………………………10-15
1.3 Курсовая политика МВФ………………………………………………...16-18
Глава 2. Начало взаимоотношений МВФ и России………………………..19-21
2.1 Россия и МВФ: смена ролей…………………………………………….21-24
2.2 Россия и МВФ: утверждение нового курса…………………………….24-28
Глава 3. Проблемы МВФ…………………………………………………....29-32
Заключение…………………………………………………………………...33-34
Список использованной литературы…………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word курсак сашкин.docx

— 63.00 Кб (Скачать документ)

2 Начало взаимоотношений МВФ и России

     Наблюдались некоторые признаки бюджетной стабилизации, которую всегда так рекомендовал МВФ своим членам: в отдельные месяцы бюджетный дефицит был явно меньше рекомендованных 5% ВВП. Более того, временами наблюдалось даже некоторое снижение инфляции: к октябрю 1992 года инфляция, до того превышавшая 90%, упала до 40%, но в ноябре снова взлетела до 66%.[5] История началась в ноябре 1991 года, когда российские реформаторы во главе с Егором Гайдаром провели первую консультацию с МВФ и рассказали, что они собираются делать. Представители фонда предложили по мере сил помогать советами. МВФ всегда отрицал, что являлся инициатором или разработчиком российских рыночных реформ, указывая, что это была местная инициатива. 1 июня 1991 года Россия стала членом МВФ, а в августе ей был выдан первый кредит stand-by -- $1 млрд. Как вспоминает в своей аналитической работе, посвященной отношениям МВФ и России, бывший глава второго европейского департамента МВФ Джон Одлинг-Сми, дали бы и больше, но Россия явно не контролировала свою денежную политику, потому что не могла договориться с другими странами рублевой зоны (она вообще хотела эту зону ликвидировать, но МВФ был против). Как ни странно, уже в 1992 году в России иногда

     В 1993 году МВФ убеждал Россию как  можно решительнее бороться с  инфляцией и даже подписал с ней  в мае некий "антиинфляционный договор", обязывающий снизить  инфляцию с 17% до 10% в месяц и сократить  субсидирование госпредприятий Центральным  банком России. Инфляцию сократить  не удалось, но Россия получила первый транш так называемого кредита  системной трансформации в $1,5 млрд (этот кредит был для МВФ относительно новым, и он, собственно, не особенно знал, какие требования предъявлять  к его получателям). В 1994 году МВФ  предъявлял России большие претензии  за чрезмерно мягкую денежную политику (которая кончилась обвалом курса рубля в "черный вторник" 11 октября) и не хотел давать вообще ничего.

     Однако, по признанию господина Одлинга-Сми, вмешались страны G7 Страны большой  семерки и особенно США, которые прямо указали выдать кредит,- пришлось выделить второй транш "кредита системной трансформации" в $1,5 млрд. В 1995 году Россия получила $5,5 млрд кредита stand-by c условием к июлю снизить инфляцию до 1% в месяц и так держать в дальнейшем, а бюджетный дефицит уменьшить до 6,5%. Инфляцию до плановой величины снизить не удалось, но ужесточение денежной политики дало свои результаты, курс рубля начал расти и в июле был введен валютный коридор (который МВФ воспринял как попытку удержать рубль от чрезмерного роста с опасностью в дальнейшем обвального падения и повторения "черного вторника"). МВФ очень понравилось то, что в 1996 году дефицит снизился до 4%, в 1997 году - до 3% и в 1998 году - до 2%. Он отныне Россию хвалил и каждый год кредитовал (например, в 1996 году дал $3,8 млрд так называемого расширенного кредита). Россия, в свою очередь, в 1996 году впервые начала выплачивать долги фонду - тогда она заплатила $0,5 млрд. В те годы эксперты фонда не возражали и против финансирования бюджетных расходов за счет ГКО, продаваемых нерезидентам,-- во всяком случае, в официальных документах фонда в октябре 1997 года с похвалой указывалось, что нерезиденты с начала 1996 года, когда они получили возможность покупать ГКО, накупили их уже на $10 млрд.

     Впрочем, сейчас чиновники фонда вспоминают, что на самом деле им не нравилось  то, что происходило в те годы: особо они отмечают залоговые  аукционы с непрозрачными условиями  проведения, а также возможность  близких к власти предпринимателей экономить на налогах. Кончилось  это валютно-финансовым кризисом 1998 года, перед которым России было выдано кредитов на $6,2 млрд (заметим, что  в том году она, в свою очередь, выплатила фонду $0,9 млрд). Как вспоминает теперь Джон Одлинг-Сми, тогдашнее решение  дать деньги России можно считать  правильным, потому что правительство Сергея Кириенко проводило жесткую финансовую политику и вполне могло предотвратить кризис - просто не получилось. [5]

     1999 год проходил в переговорах  МВФ и России о путях преодоления  последствий кризиса. России удалось  получить первый транш ($640 млн)  нового кредита stand-by и выплатить  фонду $4,2 млрд старых долгов. И  тут, как рассказывает господин  Одлинг-Сми, G7 приказала больше денег  России не давать, так как была  недовольна сообщениями в прессе  о якобы имевших место злоупотреблениях  с кредитами 1998 года, а также  началом второй чеченской войны  (несмотря на то, что особых  претензий у МВФ к проводимой  в России финансовой политике  не было).

2.1 Россия и МВФ: смена ролей

     В 2010 году качестве источника заемных средств Международный валютный фонд и Всемирный банк больше не представляют для России интерес. К рекомендациям этих организаций здесь давно не прислушиваются. Единственное, чем еще России интересно участие в этих финансовых институтах, так это возможностью решить проблему возвращения миллиардов долгов, что задолжали ей другие страны. Именно с такой миссией отправлялась в 2007 году в Вашингтон российская делегация - на весеннюю сессию МВФ и ВБ.[3]

     Сегодня в России мало кто вспоминает хронику  середины 90-х годов, когда кредиты  МВФ и ВБ были единственной надеждой правительства на исполнение бюджета. В конце прошлого десятилетия, после  финансового кризиса 1998 года, задолженность  России по внешним долгам в 1,1 раза превышала  ВВП страны. Тогда российские переговорщики  наведывались в штаб-квартиру МВФ  лишь с одной целью - добиться реструктуризации наших долгов перед иностранными кредиторами.[11]

     В 2007 году ситуация иная. Как следует  из доклада комитета по развитию Всемирного банка и Международного валютного  фонда, серьезных рисков для макроэкономической ситуации в России не существует, даже несмотря на возможность увеличения расходов бюджета в предвыборный период и рост внешних заимствований российских банков. Общая сумма внешнего долга страны на 1 января 2007 года составляла $52 млрд, или 5,1% ВВП. В 2005 году Россия досрочно рассчиталась по долгам перед МВФ. Не пугает Министерство финансов России и долг перед Всемирным банком - это самый дешевый в обслуживании долг, из имеющихся у России обязательств. В итоге, единственная помощь, которую сегодня международные финансовые организации могут оказать России, - способствовать возврату долгов третьих стран Российской Федерации, которой они, в свою очередь, достались в наследство от Советского Союза.

     Россия, по международным финансовым стандартам, является одним из крупнейших в мире кредиторов. Сумма советского долга, который перешел на баланс российского  Минфина в начале 90-х, составляла примерно $150 млрд. «Примерно» - потому, что точно оценить его объем  не могут до сих пор. Расчет с кредиторами  велся преимущественно в инвалютных рублях (искусственная денежная единица, применявшаяся в СССР во внешнеэкономических  расчетах). Большая часть советских  кредитов выдавалась под покупку  советского же оружия, товаров и  оборудования. А военные долги, напомним, сегодня принято списывать безвозмездно. Кроме того, большинство тех стран, которым мы оказывали финансовую помощь на протяжении последних десятилетий XX века, сегодня не в состоянии  рассчитаться по своим обязательствам. Не спешат платить по долгам России и финансово состоятельные государства. С ними удается согласовать сумму  долга лишь при гарантии, что большая  часть обязательств будет списана.

     На  весеннюю сессию МВФ и ВБ российская делегация как раз и приезжала  с намерением урегулировать часть  иностранных долгов. Но подписать  соответствующие документы удалось  лишь с Индией, которая признала треть своего долга перед Россией  в размере $1 млрд. Подписание договоренностей  с Афганистаном и Пакистаном тогда  так и не состоялось. Сальдо взаимных долгов с Пакистаном в 2006 году перевешивает в пользу России и составляет $100-120 млн. Принципиальная договоренность о возврате этих средств была достигнута в 2005 году, но с тех пор дата окончательного расчета неоднократно откладывалась. «Пакистан выдвинул условия, о которых раньше речь не шла», - объясняют задержку в российском Минфине.[11]

     Афганистан  задолжал России сумму на порядок  большую - $10 млрд. Как это принято  в таких случаях, около 90% задолженности  за военные поставки будут списано. Впрочем, списание долгов вчистую - не единственный аргумент в арсенале российского  Минфина, пытающегося заставить  рассчитаться своих давних кредиторов. С некоторыми государствами, как  это произошло в случае с Индией, удается договориться о реинвестировании части долга в совместные проекты  на территории этих стран. Подобную практику Россия пытается перенести на отношения  и с другими должниками.

     Итак, роль России в отношениях с международными финансовыми институтами в 2006 - 2007 годах кардинально поменялась. Досрочно расплатившись со значительной частью своих долгов, сегодня она с  полным правом выступает за повышение  эффективности работы этих организаций. В самом МВФ видят свою задачу в формировании кредитного фонда  для поддержания платежного баланса  развивающихся стран и государств, не обладающих серьезными золотовалютными  резервами. А Всемирный банк постепенно переориентируется на оказание консультационных услуг в сфере соблюдения государствами  бюджетной дисциплины и поддержку  стратегических проектов и отраслей. Их роль как одного их основных доноров  развивающихся стран нуждается  в пересмотре. Международные капиталы должны найти себе новое применение помимо поддержки неплатежеспособных правительств. Тем более что спрос  на кредиты этих финансовых организаций  на тот момент низок, как никогда. В середине 90-х годов отрицательное  сальдо на счетах развивающихся стран  составляло около $500 млрд., в 2007 г. это сальдо положительное и приближается к $300 млрд.

2.2 Россия и МВФ: утверждение нового курса

     Россия  не будет пользоваться правом на получение  льготного кредита МВФ, заявил премьер-министр  Владимир Путин на президиуме правительства, прошедшего 4 сентября 2009. Всего страна могла рассчитывать на получение 8,840 млрд долларов. Более того, Россия намерена отказаться от денежных вливаний в  программу специальных прав заимствований (SDR), на основе которых ранее предлагалось создать международную валюту, альтернативную доллару США.

     «Давайте  так договоримся. Мы этими ресурсами (правом на получение льготного кредита  в МВФ) пользоваться не будем, но выступать  в качестве донора тоже не планируем», заявил премьер-министр Владимир Путин, выступая на президиуме правительства в четверг, сообщает «Интерфакс».

     «Было бы странно накачивать программу SDR СДР, несмотря на то что у нас самих  будет расти процент бюджетного дефицита по отношению к ВВП»

     Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в ходе президиума правительства  заявил, что по программе эмиссии SDR (специальных прав заимствований), Россия могла рассчитывать на получение  льготного кредита в МВФ на общую сумму 8,840 млрд долларов.

     SDR используется в качестве единицы  расчетов МВФ с другими международными  организациями. Стоимость SDR определяется  на основе корзины 4 мировых  валют: доллара США, евро, фунта  стерлингов и иены. SDR распределены  между странами в соответствии  с их квотами в фонде. Фактически SDR это записи на счетах акционеров в МВФ. Страны в случае необходимости могут бесплатно получать у фонда валютные средства, эквивалентные объему SDR на своих счетах.

     Напомним, решение об общем распределении SDR на 250 млрд долларов среди 186 стран  было принято в апреле на саммите G20 Большая двадцатка в Лондоне  в рамках антикризисного плана на 1,1 трлн долларов. Это должно поддержать международные резервы стран акционеров и обеспечить дополнительную ликвидность мировой экономике. Все SDR будут распределены между акционерами в соответствии с размером их квот.

     Взносы  стран  членов фонда или «квоты участия» составляют большую часть финансирования МВФ. Каждое государство получает свою квоту в зависимости от доли в мировой экономике, правда последнее время быстро развивающиеся страны  прежде всего, Китай требуют увеличить их квоты. Доля страны определяет ее максимальное финансовое обязательство перед МВФ и право на участие в голосовании, а также на основе квоты определяется доступ к финансам фонда. В прошлом году Россия перечислила в Фонд 670 млн долларов.

     России  предоставлено право воспользоваться  суммой в размере 4,407 млрд SDR. В переводе на американскую валюту это 6,870 млрд долларов.

     Более того, между странами акционерами МВФ, которые вступили в фонд после 1981 года (Россия является членом МВФ с 1 июня 1992 года) и никогда не получали SDR, должно состояться еще одно, специальное их распределение на 21,4 млрд (33 млрд долларов). В результате Россия получит еще 1,26 млрд SDR, что соответствует 1,970 млрд долларов дополнительных прав на кредиты.

     «Это  наша резервная позиция на случай кризиса или ситуации, в которой  потребуется привлечь кредит для  сохранения стабильности российского платежного баланса», пояснил Кудрин.

     «Мы считаем, что у нас нет необходимости  пользоваться этими ресурсами»

     По  мнению экспертов, у России в ближайшее  время нет необходимости пользоваться правом привлечения этого кредита  МВФ.

     «Текущий  дисбаланс казны покрывается  за счет Резервного фонда. Возможно, в  последующие годы в случае хронического бюджетного дефицита и израсходованных  резервов страна и прибегнет к  своей доле в МВФ, пока же подобной необходимости нет. Что касается отказа премьера выступить в качестве донора, то логика понятна: при 9-процентном дефиците бюджета в этом году и  прогнозируемом в следующем свыше 7% «спонсировать» другие страны - непозволительная роскошь. По прогнозам правительства, к концу 2010 году Резервный фонд РФ будет полностью израсходован», рассказал ВЗГЛЯДу главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган.[3]

     На  данный момент, для того чтобы покрыть  бюджетный дефицит, Россия планирует  занимать на внутреннем (гособлигации) и на внешнем (еврооблигации) рынках, подчеркнул начальник аналитического отдела УК «Капитал» Сергей Карыхалин. «Поэтому необходимости в кредитах со стороны МВФ пока нет», добавил специалист.

     «Отказ  от внешних заимствований дает понять, что ситуация внутри России сейчас достаточно стабильная. Было бы странно  накачивать программу SDR, несмотря на то что у нас самих будет расти  процент бюджетного дефицита по отношению к ВВП», заявил главный аналитик ИК «ITinvest» Александр Потавин.

     По  словам Кудрина, возможность привлекать кредиты МВФ в большей степени  нужна странам, находящимся в  критической ситуации.

     «Россия не находится в такой ситуации, мы осуществляем плановые мероприятия  антикризисной политики, нам доступны рыночные методы формирования своего бюджета для сохранения его сбалансированности». «Мы считаем, что у нас нет  необходимости пользоваться этими ресурсами», повторил министр финансов.

Информация о работе Международный валютный фонд