Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание

Исследование в данной работе будет включать как анализ различных показателей деятельности Международного валютного фонда, так и общей информации о его деятельности, включающей формы и методы его работы с соответствующими структурами стран-членов и кандидатов. Результаты такого анализа будут синтезированы в определённые выводы, касающиеся деятельности и роль МВФ в международной валютно-финансовой системе. При проведении данного исследования будет использован так же исторический подход к становлению данной организации, а так же к значению её деятельности в сегодняшних исторических условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2-3
Глава 1. МВФ, его структура и функции……………………………………….4
Структура органов управления и их функции…………………………..4-10
1.2 Основные механизмы кредитования……………………………………10-15
1.3 Курсовая политика МВФ………………………………………………...16-18
Глава 2. Начало взаимоотношений МВФ и России………………………..19-21
2.1 Россия и МВФ: смена ролей…………………………………………….21-24
2.2 Россия и МВФ: утверждение нового курса…………………………….24-28
Глава 3. Проблемы МВФ…………………………………………………....29-32
Заключение…………………………………………………………………...33-34
Список использованной литературы…………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word курсак сашкин.docx

— 63.00 Кб (Скачать документ)
    1. Основные механизмы кредитования

     Кредитование  МВФ 

     Одна  из важнейших обязанностей МВФ заключается  в предоставлении кредитов государствам-членам, сталкивающимся с фактическими или  потенциальными трудностями в области  платежного баланса. Эта финансовая помощь помогает странам, стремящимся  пополнить свои международные резервы, стабилизировать свои валюты, продолжать оплачивать импорт и восстановить условия  для активного экономического роста  одновременно с принятием мер  по исправлению первоначальных проблем. В отличие от банков развития МВФ  не предоставляет кредиты на конкретные проекты.

     Когда страна может заимствовать средства у МВФ?

     Государство-член может обратиться за финансовой помощью  МВФ, если у него есть потребность (фактическая  или потенциальная) в финансировании платежного баланса, то есть оно не может найти достаточного финансирования на доступных условиях для покрытия чистых международных платежей при  сохранении достаточных резервов на будущее. Кредит от МВФ обеспечивает резервные возможности, облегчающие  проведение мер стабилизации и реформы, которые страна должна осуществить  для исправления проблемы платежного баланса и восстановления условий  для активного экономического роста.

     Меняющийся  характер кредитов МВФ 

     Объем кредитов, предоставленных МВФ, с  течением времени претерпевал значительные колебания. Как за нефтяным шоком 1970-х  годов, так и за долговым кризисом 1980-х годов последовало резкое увеличение кредитов МВФ. В 1990-х годах процесс перехода в Центральной и Восточной Европе и кризисы в странах с формирующимся рынком привели к новым всплескам спроса на ресурсы МВФ. Глубокие кризисы в Латинской Америке поддерживали высокий спрос на ресурсы МВФ в 2000-х годах. Кредитование МВФ вновь стало увеличиваться в конце 2008 года, когда после финансового кризиса в странах с развитой экономикой период изобилия капитала и низкой платы за риск сменился глобальным процессом снижения доли заемных средств.

     Процесс кредитования МВФ 

     По  получении просьбы государства-члена  кредит МВФ обычно предоставляется  в рамках «договоренности», которая  в соответствующих случаях может  предусматривать конкретные меры политики и действия, которые страна соглашается  осуществить для решения своей  проблемы с платежным балансом. Экономическая  программа, лежащая в основе договоренности, разрабатывается страной на основе консультаций с МВФ и представляется Исполнительному совету Фонда в  «Письме о намерениях». Как только Совет утверждает договоренность, кредит обычно выделяется долями поэтапно по мере реализации программы. Некоторые  договоренности обеспечивают странам  единовременный немедленный доступ к финансовым ресурсам МВФ.[1]

     Механизмы МВФ 

     Со  временем МВФ разработал различные  кредитные инструменты или «механизмы», которые были адаптированы для преодоления  конкретных ситуаций разных государств-членов. Страны с низкими доходами могут  заимствовать средства по льготным процентным ставкам через расширенный кредитный  механизм (ЕСФ), кредитный механизм «стэнд-бай» (ССФ) и механизм ускоренного  кредитования (РСФ) (см. Помощь МВФ странам  с низкими доходами). По льготным кредитам до конца 2011 года применяются  нулевые процентные ставки (см. ниже). Нельготные кредиты предоставляются  в основном через договоренности о кредите «стэнд-бай» (СБА), гибкую кредитную линию (ГКЛ), превентивную кредитную линию (ПКЛ) и механизм расширенного кредитования (который используется в основном для более долгосрочных нужд). МВФ также предоставляет экстренную помощь всем своим государствам-членам, нуждающимся в содействии для восстановления после стихийных бедствий и конфликтов. В случае всех нельготных механизмов действует процентная ставка МВФ, связанная с рыночной. Она именуется «ставкой сборов», и по крупным займам (свыше определенных лимитов) взимается дополнительный сбор. Ставка сборов основана на процентной ставке по СДР, которая пересматривается еженедельно для учета изменений в краткосрочных ставках на основных международных денежных рынках. Сумма, которую страна может занять у Фонда — известна как лимит доступа, — меняется в зависимости от вида кредита, но обычно она является кратной квоте страны в МВФ. В исключительных обстоятельствах этот лимит может быть превышен. Гибкая кредитная линия не имеет заранее установленного верхнего предела доступа.

     Новые льготные механизмы для стран  с низкими доходами были созданы в январе 2010 года в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ) и являются частью более широкой реформы с целью придать большую гибкость оказываемой Фондом финансовой поддержке и обеспечить ее большее соответствие различным потребностям стран с низкими доходами. Лимиты и нормы доступа были соответствующим образом удвоены относительно докризисных уровней. Условия финансирования стали более льготными, а процентная ставка пересматривается каждые два года. Все механизмы предназначены для поддержания собственных программ стран, нацеленных на достижение устойчивой макроэкономической позиции в соответствии с задачей обеспечения прочного и долгосрочного сокращения бедности и экономического роста.

       Расширенный кредитный механизм (ЕСФ) заменил механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) в качестве главного инструмента Фонда для оказания среднесрочной поддержки странам с низкими доходами, испытывающим длительные трудности с урегулированием платежного баланса. Финансирование в рамках ЕСФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет.

       Кредитный механизм «стэнд-бай» (ССФ) используется для оказания финансовой поддержки странам с низкими доходами, которые испытывают краткосрочные трудности с урегулированием платежного баланса. ССФ заменил компонент высокого доступа механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) и может использоваться в широком диапазоне обстоятельств, в том числе в качестве меры предосторожности. Финансирование в рамках ССФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 4 года и полным сроком погашения в 8 лет.

       Механизм ускоренного кредитования (РСФ) обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий и предназначен для стран с низкими доходами, столкнувшимися со срочными потребностями для урегулирования платежного баланса. Введение РСФ упорядочивает чрезвычайную помощь Фонда странам с низкими доходами, и он может гибко использоваться в широком диапазоне обстоятельств. Финансирование в рамках ЕСФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет.

     Договоренности  о кредите «стэнд-бай» (СБА). Основная часть помощи Фонда странам с низкими доходами предоставляется через СБА. СБА предназначены для помощи странам в преодолении краткосрочных проблем с платежным балансом. Цели программ предусматривают решение этих проблем, а выплаты средств Фондом обусловлены достижением этих целей («предъявляемые условия»). Срок действия СБА составляет обычно 12–24 месяцев, кредит погашается в течение 3¼-5 лет с момента фактического предоставления. Кредиты СБА могут предоставляться в порядке предосторожности (когда страны предпочитают не использовать утвержденные кредиты, но сохраняют возможность сделать это при ухудшении ситуации) как с обычными лимитами доступа, так и в случаях исключительного доступа. СБА предусматривает гибкость в отношении этапов, в соответствующих случаях с концентрацией предоставляемых средств на начальном этапе.

     Гибкая  кредитная линия (ГКЛ). ГКЛ предназначена для стран с очень хорошими основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения политики, и особенно полезна для предотвращения кризиса, хотя она также может использоваться для принятия антикризисных мер. Договоренности о ГКЛ утверждаются по просьбе соответствующих государств-членов для стран, отвечающих заранее установленным критериям доступа. Срок действия ГКЛ составляет один-два года (с промежуточным обзором соответствия критериям после одного года), а период погашения является таким же, как для СБА. Доступ определяется с учетом конкретной ситуации, на него не распространяются обычные лимиты доступа, средства могут предоставляться сразу одним платежом, а не поэтапно. Фактическое предоставление средств в рамках ГКЛ не обусловлено реализацией конкретных договоренностей относительно экономической политики, как в случае СБА. Существует возможность использовать кредитную линию в момент ее утверждения или считать ее превентивной.

     Превентивная  кредитная линия (ПКЛ). ПКЛ может использоваться лишь в целях предотвращения кризисов странами с надежными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения такой политики. Хотя в странах могут присутствовать умеренные факторы уязвимости, которые не отвечают стандартам соответствия критериям ГКЛ, они не требуют тех же крупномасштабных корректировок в экономической политике, которые обычно связаны с традиционными СБА. ПКЛ сочетает квалификационные условия (аналогично ГКЛ) и целенаправленные условия в период реализации, которые призваны уменьшить выявленные в контексте полугодового мониторинга факторы уязвимости. Продолжительность ПКЛ может составлять от одного до двух лет. Доступ может предоставляться с концентрацией на начальном этапе в размере до 500 процентов квоты и открываться после утверждения договоренности, и в общей сложности достигать 1000 процентов квоты после 12 месяцев при условии успешного снижения факторов уязвимости. Хотя в момент утверждения договоренности фактическая потребность в финансировании платежного баланса может отсутствовать, средства по ПКЛ могут быть использованы при неожиданном возникновении такой потребности. [1]

     Механизм  расширенного кредитования (ЕФФ). Этот механизм был создан в 1974 году для содействия странам в преодолении более долгосрочных проблем, связанных с платежным балансом, вызванных обширными искажениями, которые требуют фундаментальных экономических реформ. Поэтому срок договоренностей в рамках ЕФФ больше, чем при СБА — обычно 3 года. Срок погашения: 4½–10 лет со дня фактического предоставления средств.

     Экстренная  помощь. МВФ оказывает экстренную помощь странам, которые пережили стихийное бедствие или преодолевают последствия конфликта. По экстренным кредитам взимается базовая ставка сборов. Кредиты должны погашаться в течение 3¼–5 лет. 
 
 
 
 

1.3 Курсовая политика  МВФ 

     МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами  своего Устава, который фиксирует  основные структурные принципы мировой  валютной системы.[7]

      Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, то есть пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.В пересмотренном в результате Ямайского соглашения Уставе МВФ зафиксирована обязанность странчленов «сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея в виду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного надзора за международной ликвидностью и превращения СДР в главный резервный актив международной валютной системы». Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управлению ею.[14]

     Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки  на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.

     В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудской валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами  принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном  Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов».Из сказанного следует, что обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в ныне действующем Уставе МВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый характер. Это дает странам возможность различных толкований тех или иных положений, предоставляя им относительную свободу для принятия собственных решений в данной области.

     В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда  ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям  платежного баланса, не использовать дискриминационных  валютных режимов и не прибегать  к множественности валютных курсов.

     В-пятых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к  отдельным странам и к мирохозяйственным  процессам в целом. Страны-члены  обязаны беспрепятственно предоставлять  Фонду эти сведения и консультироваться  с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики.За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.[14] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международный валютный фонд