Международные финансовые организации: их роль, функции и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотреть роль основных финансовых организаций в мировой экономике, выявить проблемы и обозначить перспективы деятельности, в том числе с Российской Федерацией.

Содержание

Введение
1 Понятие международного финансового института
1.1 Определение международного финансового института
1.2 Классификация международных финансовых организаций
2 Характеристика международных финансовых институтов
2.1 Международный валютный фонд
2.2 Группа Всемирного банка
2.3 Европейский банк реконструкции и развития
2.4 Банк международных расчетов
2.5 Парижский и Лондонский клубы кредиторов
3 Развитие международных финансовых организаций на современном этапе
3.1 Роль международных финансовых организаций при современных процессах глобализации
3.2 Проблемы эффективности системы международных финансовых институтов
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая_мвко.docx

— 169.72 Кб (Скачать документ)

Нужно сосредоточиться на том, как международная интеграция и возрастающее влияние и вес международных организаций отражаются на процессах развития внутри национальных государств. Следует показать участие международных организаций в процессах развития в национальных государствах с позиции импорта институтов и содействия в проведении реформ.

Иностранная помощь – один из  аспектов глобализирующегося мира – бесспорно, принесла пользу. В самых бедных африканских странах без иностранной помощи сотни тысяч людей погибли бы от голода и болезней. Среди таких международных организаций лидирующее положение занимают Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Международный Валютный Фонд и Международный банк реконструкции и развития были созданы в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы. [13 с. 20]

МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные  кредиты и техническую помощь. МВФ декларирует помощь в построении и поддержании сильной экономики. Помимо оказания финансовой помощи, МВФ  помогает членам выявлять и диагностировать  проблемы финансовых систем; разрабатывать  стратегии системных реформ и  реструктуризации банков. Деятельность МФВ касается создания валютного  рынка, основ денежно-кредитной политики, банковского регулирования и  надзора, мер по борьбе с отмыванием денег, налоговой политики и администрации, управления государственными финансами.

Деятельность Международного банка реконструкции и развития носит более широкий характер. Всемирный банк способствует долгосрочному  экономическому развитию и сокращению бедности, также предоставляя техническую  и финансовую поддержку. Основной целью  МБРР является помощь странам в реформировании определенных секторов или осуществлении  конкретных проектов. Например, здравоохранение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, образование, энергетика и добыча полезных ископаемых, инфраструктура – дороги, порты, помощь в создании институтов государственного управления, содействие и поддержка политики институциональных реформ. Помощь Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. МБРР предоставляет развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты на цели развития.[5]

Участие международных организаций  в выработке политики в государствах-членах, особенно в странах-заемщиках приобрело  за время их деятельности существенные масштабы.

Однако у иностранной  помощи и поддержки есть и обратная сторона. Подобная практика становится самовоспроизводящейся, и, таким образом, серьезно подрывает возможности  развития и ухода от сырьевой экономики.

Развитые страны все больше навязывают свои правила игры и модели развития, оказывая помощь развивающимся  странам – как финансовую, материальную, так и консультационную. В свою очередь развивающиеся страны очень  боятся лишиться иностранной помощи, в которой испытывают нужду, следовательно, имеют все меньше влияния на процессы в своих обществах, выполняя указания международных экономических институтов для сохранения такой помощи.

Целый ряд развивающихся  стран оказались в глубоком кризисе, следуя подобным рекомендациям международных  финансовых организаций. Перед каждой страной стоят особые задачи, но в их стратегиях реформ имеются некоторые  общие элементы: проведение стабильной экономической политики; укрепление институционального и кадрового  потенциала; а также формирование благоприятных условий для предпринимательской  деятельности, которые способствовали бы привлечению прямых иностранных  инвестиций, созданию рабочих мест и сокращению бедности.

Рассмотрим влияние развитых стран на развивающиеся с точки зрения институциональной динамики, а именно заимствования или импорта институтов и практик. Институт здесь понимается как набор формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности. Можно условно выделить два вида институтов: организационные социальные институты или социальные организации; нормативные социальные институты, представляющие собой определенную систему социальных норм, стандартов поведения.

Факторы институциональных  изменений можно разделить на внутренние и внешние. Внешние факторы лежат за пределами национального государства.

Основная цель импорта  институтов состоит в ускорении  экономического развития. При этом не стоит забывать, что институт отвечает определенной общественной потребности.

Экспортеры института  стремятся к унификации экономического, социального и политического  пространства, поскольку это облегчает  реализацию собственных задач в  поле влияния.

Можно выделить ряд оснований  институциональной динамики.

Институты могут базироваться на некоторой идеальной модели, то есть напрямую переносятся из теории в практику.  Наиболее ярким примером тому служит период после Октябрьской  революции, когда пришедшие к  власти большевики действовали в  соответствии с работами Маркса, Энгельса и их последователей. Это может  быть навязывание рыночных идей. [13 c. 46]

Второй вариант состоит  в том, что институты воспроизводят  образцы, уже существовавшие в истории  данной страны. Поскольку институт заимствуется из прошлого, порой довольно далекого, здесь возможна опасность несоответствия и даже противоречия старого института новой сетке взаимодействий и правил в обществе.

Заимствование институтов извне  может приобретать две формы. Заимствование самых передовых  институтов у развитых стран безотносительно  местных условий, существующих норм, в особенности неформальных, инфраструктуры, кадров и др. А также заимствование  с адаптацией. Это более продуктивный вариант – конструирование институтов в развивающейся стране на основе адекватных институтов, существующих в других странах. Здесь возможно одновременное заимствование нескольких вариантов института и их сосуществование. Импортирован может быть как действующий на настоящий момент  институт, так и существовавший в прошлом той или иной страны.

Страны-импортеры, занимаясь  реформированием государственного управления и народного хозяйства, стремятся в короткие сроки преодолеть тот путь, на который развитые страны затратили десятилетия. Очевидно, импорт институтов тесно связан с запаздывающей  модернизацией.

Роль импорта институтов особенно возросла в свете межстрановой интеграции, деятельности международных финансовых организаций. Широкомасштабные реформы, проводимые в ряде стран, преследовали цель ускорения экономического развития путем заимствования лучших институциональных образцов – заимствования из наиболее эффективных систем. Однако практика свидетельствует о том, что институты, эффективные в одной системе, могут не принести никакой пользы, а в худшем случае – нанести вред импортирующей системе. В частности, МВФ, финансируя проведение реформ в целом ряде государств, рекомендовал максимально быстрый импорт и встраивание передовых институтов.

Проекты Всемирного банка, проводимые при поддержке международных  организаций, реформы часто не закрепляются, их не удается завершить и таким образом осуществить переход на новый уровень развития для данной страны. Причиной тому может служить появление дисфункций институтов. Основное внимание в исследованиях по данному вопросу обращено к проблеме несовместимости формальных и неформальных норм. Новые формальные институты, будучи трансплантированы, оказываются в окружении неформальных, сохранившихся в прежнем виде.

Ряд возникающих дисфункций при импорте институтов нужно особо отметить:[13 c. 47]

  1. Нехватка материальных средств, подготовленных кадров, организационное несовершенство.
    1. Неясность целей института, неопределенность функций, падение его престижа и авторитета.
    1. Потеря такого существенного качества института как деперсонализация деятельности, что приводит к изменению его функций в зависимости от интересов отдельных лиц, их субъективных качеств.

В результате институт все  менее ориентирован на свою основную цель: обеспечение конкретной потребности.

Пока идет международная  поддержка, институт функционирует, проблемы начинаются по ее завершении. С одной  стороны, кредиты и займы международных  организаций призваны содействовать  развитию в определенных сферах. Основной вопрос, стоящий перед правительствами  развивающихся стран – как  обеспечить устойчивость инновационных  практик. Ведь с прекращением иностранной финансовой поддержки у государства может попросту не оказаться ресурсов и новый институт постепенно перестанет выполнять свои функции и может прекратить свое существование. Здесь снова возникает вопрос готовности государства к внедрению передовых практик – не слишком ли это дорого на данном этапе развития и существует ли объективная потребность, то есть спрос на них.

Заимствование института  поддерживается международными организациями, за которыми стоят интересы развитых стран как основных доноров средств. Страна-импортер стоит перед выбором: с одной стороны, принятие предлагаемого  образца является неоптимальным  в рамках сложившихся взаимодействий и правил, с другой – при отказе от иностранного участия она упускает конкретную выгоду получения материальной помощи. Таким образом, отсюда следует вывод о принудительном заимствовании института развивающейся страной. Подобная ситуация возможна именно в условиях международной интеграции и все возрастающей взаимосвязи разных стран.

Глобализация порождает  противоречие между возросшей взаимозависимостью и нарастанием дестабилизирующих  воздействий. Отстающие страны превращаются в глобальный источник социальных, политических, экономических  и даже военных вызовов для более  благополучной части человечества. Международная помощь является тем  средством, которое призвано гасить источники угроз стабильности.

Роль и практика заимствования  институтов усиливается в эпоху  глобализации, но качественно дает совершенно неоднозначные результаты. Направленная на развитие, повышения  темпов экономического роста, благосостояния и прочая деятельность международных организаций в условиях глобализации в действительности консервирует сложившуюся ситуацию зависимости и увеличивают неравенство. Программы развития не способствуют росту экономической самостоятельности и социальной активности в развивающихся странах. Развивающиеся страны оказываются перед новым вызовом: как поддержать импульсы развития и обеспечить его устойчивость в отсутствие международной помощи.

Всемирный банк твердо намерен поддержать растущую роль России в мире и помочь стране в выполнении ее глобальных обязательств. Банк продолжит сотрудничество с российским правительством для поддержания его становления как международного донора и активного члена многосторонних организаций. Кроме того, Банк будет содействовать внедрению механизмов и проведению конкретных мероприятий, связанных с участием России в таких международных соглашениях, как конвенции об изменении климата и биоразнообразии, а также в инициативах по борьбе с пандемиями. К числу конкретных сфер деятельности Всемирного банка в России относятся:

  • Содействие в разработке стратегии ОПР для России как нового донора. Банк и в дальнейшем будет содействовать России как новому донору и способствовать разработке российской стратегии помощи в целях развития, а также становлению национальной системы ОПР путем учебных мероприятий и мероприятий по развитию потенциала, обмена информацией и консультационных услуг. При поддержке Инициативы «Россия как донор» ТФ ММР, Банк содействует укреплению статистики помощи на цели развития, стратегическому обмену информацией и программы в области помощи в целях развития. «Финансируемая внешней стороной программа подготовки и повышения квалификации кадров» обеспечит развитие потенциала правительства России в области разработки политики помощи и управления помощью. Поддержав Совещание новых доноров в апреле 2006 года, устроителем которого была Россия, Банк и ОЭСР содействовали подготовке и проведению в Москве в феврале 2010 года международной конференции по вопросам участия новых партнеров в финансировании развития, в которой приняли участие 32 страны и 12 международных организаций. [5]
  • Обеспечение доступа к инструментам Банка для предоставления Россией помощи в целях развития. Банк продолжит сотрудничество с Россией по инициативам международной политики, разработанным в ходе ее председательства в «Группе восьми», в том числе по приоритетным для России направлениями международной помощи: качество образования, улучшение доступа к энергоресурсам для уязвимых групп и борьба с распространением инфекционных заболеваний. Банк окажет содействие в подготовке вкладов России в многосторонние трастовые фонды, такие как Глобальный механизм чрезвычайной продовольственной помощи, инициативы ускоренного финансирования программы «Образование для всех», Быстрое социальное реагирование, Обмен опытом по линии Юг-Юг. Банк укрепит сотрудничество с Россией по программе совместных инициатив России и Банка в области помощи в поддержку развития экономики и человеческого потенциала в Центральной Азии, в том числе поддержку мигрантов, сельского хозяйства, водоснабжения и топливно-энергетической сферы.
  • Выполнение международных обязательств, касающихся глобальных благ. Банк и МФК твердо намерены содействовать России в реализации ее Доктрины о климате, которая была принята в мае 2009 года. Она включает обязательство Президента Медведева сократить к 2020 году выбросы парниковых газов до 25 процентов по сравнению с уровнем 1990 года, в том числе за счет повышения энергоэффективности. Банк и МФК представили заявки в Сбербакн как назначенный официальный орган для выполнения механизмов Киотского протокола. Ожидается, что проект ВБ по снижению выбросов на факельных установках Роснефти (самый большой проект Банка в регионе Европы и Центральной Азии обеспечит за три года 6,8 миллионов тонн единиц сокращения выбросов (ЕСР) для покупки по договору , по оценкам, на сумму 75 миллионов долларов за счет средств Банка для сокращения выбросов углерода, тогда как совместный проект МФК и Основной группы по снижению выбросов углерода в рамках Нидерландского европейского механизма сокращения выбросов углерода должен обеспечить 2-3 миллионов ЕСР. [17 c. 40] Банк продолжит участие в министерской конференции «Правоприменение и управление в лесном секторе» для стран Европы и Северной Азии и ее поддержку.
  • Установление связи российских компаний с мировыми рынками. Деятельность МФК и МИГА также имеет большое значение для укрепления глобальной роли России путем содействия торговым и инвестиционным связям между российскими компаниями и мировыми рынками. Выполняя свою глобальную стратегическую задачу стимулирования инвестиций в странах с формирующимся рынком (инвестиции Юг-Юг), МФК будет по-прежнему активно поддерживать стабильных, имеющих заслуженную репутацию российских клиентов при осуществлении инвестиций в разных странах с формирующимся рынком. В соответствии со своей стратегической целью поддержки инвестиций Юг-Юг за счет предоставления гарантий, МИГА будет продолжать активно привлекать российские компании, планирующие инвестиции в странах с формирующимся рынком.

Информация о работе Международные финансовые организации: их роль, функции и политика