Международное экономическое сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование проблем и определение основных тенденций и перспектив развития международного экономическоог сотрудничества (на примере Самарской области)

Работа состоит из  1 файл

курсовая МЭС.doc

— 853.50 Кб (Скачать документ)

Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению Самарская область является одним из наиболее значимых в России транспортных узлов. На территории области сформировалась крупнейшая в Приволжском федеральном округе транспортная система, находящаяся на пересечении международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток» и обеспечивающая транспортные связи федерального и регионального значения во всех направлениях. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 7,66 тыс. км, из них 7,64 тыс. км (99,7%) имеют твердое покрытие. Протяженность автодорог общего пользования местного значения составляет 10,6 тыс. км. По территории области проходит автомагистраль Москва-Челябинск с выходами в районы Казахстана, Средней Азии и северные районы России [22, c. 125-134].

Протяженность железных дорог составляет более 1,3 тыс. км. Железнодорожный транспорт на территории области представлен Куйбышевской железной дорогой (5 место по объему перевозок в России) и частью Южно-Уральской (Оренбургское направление). По территории области проходит ряд магистральных железнодорожных линий, связывающих западные, южные, юго-западные и восточные регионы страны.

Международный аэропорт «Курумоч», один из крупнейших в Поволжском регионе. Он способен принимать воздушные суда любого типа. Наиболее крупными предприятиями воздушного транспорта являются: «Аэрофлот-РАЛ», «Ютэйр», «Сибирь», «КД авиа». Из аэропорта выполняются рейсы практически во все крупные города России, в столицы стран СНГ, а также Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Германию, Чехию, Австрию, Италию и другие страны. В соответствии с разработанной Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации Российской Федерации на период до 2020 года международный аэропорт «Курумоч» входит в перечень из 12 международных узловых аэропортов (хабов) федеральной базовой авиатранспортной системы [22, c. 141-147].

Протяженность внутренних водных путей Самарской области составляет 685 км. Порты Самары и Тольятти позволяют принимать суда класса река-море. Через Волго-Донскую и Балтийско-Беломорскую системы область связана практически во всеми портами Средиземноморья, Каспия, Скандинавии. ОАО «Самарский речной порт» осуществляет перевозки своим флотом пассажиров и грузов, производит погрузочно-разгрузочные работы, выполняет плавмеханизацию перегрузочных работ на причалах клиентов. По железной дороге порт связан со странами СНГ, центральными регионами России, Уралом, Сибирью, государствами Средней Азии. ОАО «Порт Тольятти» расположено в аванпорту Куйбышевского гидроузла. Речной порт специализируется на перевозке тарно-штучных грузов, контейнеров, угля, руды, железобетонных изделий и т.д., имеет 7 причалов, развитую сеть внутрипортовых железнодорожных путей, связанных со станцией Жигулевское море. Через порт Тольятти проходят транзитные и туристские линии по направлениям Москва - Астрахань, Москва - Ростов, Пермь - Астрахань, Нижний Новгород - Астрахань, Волго-Донской круиз, скоростные транзитные линии по направлениям на Ульяновск, Набережные Челны, Чебоксары, Казань, Балаково. Имеются возможности использования для перевозки грузов и пассажиров мощностей Сызранского речного порта и причалов класса «река – море» г.о. Октябрьска [22, 153-156].

Через Самарскую область проходят три крупнейших российских газопровода: Челябинск - Петровск, Уренгой - Петровск, Уренгой - Новопсковск, а также нефте- и продуктопроводы, входящие в системы ОАО «АК «Транснефтепродукт» и ОАО «Транснефть».

 

2.2. Оценка внешнеторговой деятельности региона

 

Самарская область является одним из крупнейших участников внешней торговли Российской Федерации. На протяжении многих лет предприятия - экспортеры постоянно выводили Самарскую область в первую десятку регионов РФ по экспорту товаров. Внешнеторговый оборот товаров за I полугодие 2008 года составил 5833,8 млн. долларов. При этом товарооборот со странами дальнего зарубежья составил 4456,1 млн. долларов США. Оборот внешней торговли со странами СНГ за I полугодие 2008 года увеличился на 59,1% (1377,7 млн. долларов США). Самарская область поддерживает торговые отношения со 123 странами. Среди ведущих стран экспортеров можно выделить Китай, Украину, Казахстан, Монголию, Италию, Соединенные Штаты Америки. Ведущими импортерами являются следующие страны: Германия, Украина, Франция (см. приложение 3) [17, c. 43-45].

За I полугодие 2008 года общий объем поступивших иностранных инвестиций составил 1039,6 млн. долларов США в том числе: прямые инвестиции - 21,5 млн. долларов США (54,8%), прочие - 998,9 млн. долларов США (130,9%), портфельные инвестиции - 19,2 млн. долларов США (рост в 10,2 раза). Наибольшие вложения были направлены в химическое производство (43,2 % всех инвестиций). В 1 полугодии 2009 года Самарская область поддерживала торговые отношения со 108 странами, среди которых основными партнерами являлись Китай (22,3% от общего объёма внешнеторгового оборота), Италия (8,7%), Норвегия (6,9%), Украина (6,7%) (см. приложение 4) [17, c. 48-50].

В товарной структуре экспорта доля топливно-энергетических товаров составила  48%, черных и цветных металлов и изделий из них – 21 %,  машиностроительной продукции – 10%, продовольственные товары и сырье для их производства – 8%, продукция нефтехимического комплекса – 6%.Продолжается тенденция уменьшения стоимостных объемов поставок практически по всем наименованиям продукции, однако имеются отличия в объемных показателях. Значительное снижение поставок нефти (на 42% к уровню 2008 года) связано с изменением цены, а объем поставок вырос на 20%. Аналогичная ситуация и в химической промышленности.

Уменьшение поставок металлов (прежде всего, алюминия) на 70% наоборот, связано с уменьшением объемов (на 62%), в то время как ценовые параметры возвращаются на докризисный уровень (за 2009 год цена выросла более чем на 40%).

Традиционная статья экспорта области – транспортные средства и автокомпоненты – претерпела наиболее значительные изменения. Стоимостной объем снизился более чем на 70%, основной причиной стало уменьшение поставок (в частности, ОАО «АвтоВАЗ» в 1 полугодии 2009 года экспортировал 19,7 тыс. машин, по сравнению с 51,8 тыс. штук годом ранее) [14, c. 34-37].

Основной причиной подобного развития событий является высокая ориентация самарского экспорта на страны СНГ (более 25%). Экономический кризис наиболее сильно сказывается именно на экономике стран СНГ, особенно Украины и Казахстана, уменьшая существующий платежеспособный спрос. По итогам 1 полугодия 2009 года эти страны утратили свои лидирующие позиции среди стран-партнеров Самарской области, хотя в 2008 году Украина, например, формировала 62% всего экспорта АвтоВАЗа. На первый план по итогам 2009 года вышли страны, ранее находившиеся во 2-й десятке – Норвегия, Сингапур, Польша, Финляндия, Нидерланды, а из традиционных партнеров остается Германия и Италия (см. приложение 5).

В товарной структуре импорта первое место занимает машиностроительная продукция – 40%, затем продукция нефтехимического комплекса – 26%, продовольственные товары и сырье для их производства – 14%, черные и цветные металлы и изделия из них – 13%, топливно-энергетических товары – 1%.Импорт Самарской области претерпел значительные изменения в 1 полугодии 2009 года. Несмотря на то, что товарная структура осталась неизменной, стоимостные объемы снизились более чем на 50%. Наибольший спад пришелся на две доминирующие статьи импорта – оборудование (-48%) и металлы (-58%). Подобное развитие событий связано с кризисными явлениями в экономике Самарской области, связанными с приостановкой производства большинства крупных заводов и «замораживанием» инвестиционных программ. У предприятий практически нет возможности закупки нового оборудования в связи с подорожанием кредитов, а те денежные средства, которые имеются для инвестирования, предприятия предпочитают вкладывать в дешевое оборудование. Продолжается тенденция снижения доли традиционных поставщиков оборудования – Германии, Италии, Франции и др. – и растет доля «альтернативных» производителей – Китая, Сингапура, Польши, Болгарии – предлагающих более дешевое оборудование. Снижение доли импорта металлов и химической продукции (в частности пластмасс) связано в первую очередь с уменьшением объемов производства на большинстве предприятий области, а также с ростом мировых цен на них [14, c. 39-43].

Традиционно наиболее привлекательными отраслями Самарской области для иностранных инвесторов остаются отрасли топливной промышленности и обрабатывающие производства. В 2008 году более 50% прочих иностранных инвестиций было направлено в виде кредитов в обрабатывающие производства, в частности металлургическое производство (28%), производство транспортных средств и оборудования (21%). Значительная часть прочих иностранных инвестиций привлечена организациями добывающего сектора (26%) и транспорта (12%). На территории региона за последние годы было реализовано значительное количество крупных коммерческих инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранных компаний (см. приложение 6) [9, c. 35-45].

Значительные объемы и темпы роста капиталовложений в Самарской области в прошедшем году связаны с высокой инвестиционной активностью организаций абсолютного большинства видов экономической деятельности, реализацией на территории области ряда крупных проектов в автомобилестроении, пищевой промышленности, химии, нефтепереработке, металлургии. Наиболее инвестиционно привлекательным видом экономической деятельности в регионе, по-прежнему, являются обрабатывающие производства. О доверии инвесторов к региону свидетельствуют  также высокие международные кредитные рейтинги прединвестиционного уровня [9, c. 48-53].

 

2.3. Инвестиционная привлекательность Самарской области

 

Самарская область является одним из наиболее конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации. Она неизменно входит в пятерку регионов- лидеров в РФ по объему промышленного производства. Самарская область занимает первое место в России по производству легковых автомобилей, долот шарошечных, подшипников качения, аммиаку синтетическому и линолеуму, второе место принадлежит по первичной переработке нефти и синтетическим каучукам. Область характеризуется высоким научно-техническим и технологическим потенциалом (16 отраслевых НИИ и 7 филиалов Российской Академии Наук, 27 ВУЗов), развитой рыночной инфраструктурой, наличием квалифицированных кадров.

- устойчивой позитивной динамикой инвестиций в основной капитал на протяжении 2000-2007 гг.;

- лидирующими позициями среди регионов ПФО по показателям инвестиционной деятельности - 3 место по общему объему инвестиций и 2 место по среднедушевому объему инвестиций в основной капитал;

- высокими объемами поступления иностранных инвестиций в экономику региона;

- реализацией значительного числа крупных инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, оказывающих существенное влияние на экономическое и социальное развитие Самарской области;

- высокими значениями рейтингов инвестиционной привлекательности Самарской области среди субъектов РФ – 9 место по инвестиционному потенциалу и 22 инвестиционному риску;

- наличием у Самарской области международных кредитных рейтингов прединвестиционного уровня - «BB­» с прогнозом «Позитивный» по шкале «Standard and Poor’s» и «Bа1» с прогнозом «Стабильный» по шкале «Moody’s»;

- наличием национальных кредитных рейтингов - «ruAA» по шкале «Standard and Poor’s» и Аа1.ru шкале Moody's Interfax Rating Agency;

- наличием прогрессивного инвестиционного законодательства с широким спектром форм государственной поддержки [23, c. 39-43].

Свидетельством инвестиционной привлекательности является то, что Самарская область имеет диверсифицированные сферы экономики: от пищевой и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса до машиностроения и нефтепереработки это дает возможность удовлетворить интересы различных бизнес-структур в регионе.

Привлечение инвестиций в экономику Самарской области является одним из приоритетных направлений реализации стратегии развития региона до 2020 года. Инвестиционное законодательство ориентировано на создание благоприятной инвестиционной атмосферы и условий, способствующих успешной реализации инвестиционных проектов. Стимулирование инвестиционной деятельности, поддержка инвесторов обеспечивается налоговыми льготами, административной поддержкой, информационным обеспечением. Деятельность правительства области нацелена на рост экономической конкурентоспособности региона путем развития приоритетных отраслей экономики, таких, как автомобильная, авиационно-космическая, транспортно-логистическая, нефтехимическая, агроиндустриальная, инновационно-внедренческая, туристко-рекреационная. За последние годы на территории Самарской области было успешно реализовано большое количество инвестиционных проектов крупных международных компаний, среди которых: Alcoa, Danone, Coca-cola, Pepsi, General Motors, IKEA, Metro, Henkel, Delphi, Nestle. В последнее время наметилась тенденция роста иностранных инвестиций в сфере торговли, реализован ряд совместных с иностранными партнерами проектов по открытию торговых центров: Метро Cash & Carry, Castorama английской торговой сети Kingfisher, Auchan, Leroy Merlin и др.  Также иностранные компании активно работают в секторе финансовых услуг. Самарская область привлекает инвесторов по многим причинам, но одной из главных является динамично развивающийся региональный рынок. Положительное влияние на экономическое состояние оказывает быстрый рост доходов и покупательской способности населения [23, 45-48].

 

2.4. Инновационное сотрудничество Самарской области

 

Самарская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса. В Самарской области создан значительный задел в сфере исследований и разработок по широкому кругу направлений. Научно-инновационный потенциал области представлен всеми компонентами инновационной системы - академическая и вузовская наука, научно-исследовательские подразделения промышленных предприятий, организации инновационной инфраструктуры. В регионе действуют более 50 организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, более 24 тысяч человек. По комплексной оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» Самарская область по уровню инновационного потенциала в 2007-2008 гг. занимала шестое место среди субъектов Российской Федерации. В области создается каждая шестая новая производственная технология Приволжского федерального округа, 4% российских передовых технологий. По выпуску инновационной продукции область занимает первое место в Приволжском федеральном округе [26, c 78-85].

Информация о работе Международное экономическое сотрудничество