Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 17:04, курсовая работа

Описание

Целями исследования работы является:
1) Определить объективные предпосылки, уровни, цели и задачи интеграции формы, причины, и развитие международной экономической интеграции.
2) Анализ специфики экономической интеграции - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции.
3) Дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 1. Сущность международной экономической интеграции….
1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции………………………………………………………………….
1.2 Предпосылки международной экономической интеграции……….
1.3 Типы интеграционных группировок………………………………..
РАЗДЕЛ 2. Интеграционные процессы в мировой практике………….
2.1. Западноевропейская интеграция: проблемы и тенденции………….
2.2 Североамериканская интеграция…………………………………….
2.3 Интеграционные процессы в Латинской Америке…………………
РАЗДЕЛ 3. Республика Беларусь в системе международных интеграционных объединений……………………………………………
3.1. Предпосылки и реальные возможности вхождения РБ в международные интеграционные объединения………………………..
3.2. Финансово-промышленные группы как фактор развития экономической интеграции……………………………………………….
3.3 Этапы интеграционных процессов при создании единого экономического пространства со странами СНГ……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

      Рассмотрим  подробнее каждый из указанных аспектов.

      Транснационализация капитала. До недавнего времени в мировой экономической науке структуру международной торговли было принято объяснять наделенностью стран факторами производства - отдельными видами труда и капитала. В современной мировой экономике, в условиях глобализации, такой подход устарел, поскольку утрачивает смысл понятие наделенности страны капиталом. Капитал становится интернациональным и может приходить в отдельно взятую страну и уходить из нее в зависимости от инвестиционного климата данной страны.

      Интернационализация производства и конкуренции. На современном этапе ряд отраслей мировой экономики, в частности машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, фармацевтическая промышленность, финансовые услуги, телекоммуникационные услуги и др., характеризуются тем, что в этих отраслях утрачивает смысл понятие «национальный производитель». Предприятия данных отраслей через отношения собственности или договорные отношения производственной кооперации оказываются включенными в структуру одной из крупных многонациональных корпораций. Соответственно, международная конкуренция в таких отраслях - это не конкуренция между национальными производителями отдельных стран, а конкуренция между несколькими многонациональными корпорациями (МНК), работающими в данной отрасли. В результате национальные производители стран, не включенные в структуру одной из МНК, не могут сохранять конкурентоспособность на таких рынках. Для Республики Беларусь это означает, что ряд ее производств, в первую очередь высокотехнологических, не смогут эффективно работать с ориентацией на экспорт без установления долгосрочных отношений между отечественными предприятиями и МНК развитых стран.

      Интернационализация инфраструктуры экономики. Нынешние изменения  в сфере коммуникаций, в первую очередь, развитие глобальной компьютерной сети Интернет, ведут к формированию качественно новой инфраструктуры мировой экономики. Данные изменения затрагивают все важнейшие компоненты инфраструктуры: производство, финансы, управление, рынок.

      Для Беларуси все вышесказанное означает, что развитие национальной экономики  и ее конкурентоспособность ключевым образом зависят от того, насколько эффективно будет происходить включение страны в процессы информатизации мировой экономики.

      Развитие  системы наднационального регулирования  международных экономических отношений - следующий важнейший аспект глобализации. В первую очередь здесь речь идет о создании и расширении Всемирной торговой организации.

      Вступление  Республики Беларусь в ВТО в известном  смысле неизбежно, если принять во внимание, что сегодня ее членами являются большинство развитых и развивающихся стран мира, включая практически всех наших торговых партнеров, за исключением стран ЕврАзЭС.

      В Институте экономики НАН Беларуси в 2004 г. разработан Комплексный прогноз  последствий вступления Республики Беларусь в ВТО, охватывающий последствия  для промышленного сектора, сельского хозяйства, сферы услуг, а также последствия в социально-трудовой сфере. В отличие от аналогичных исследований, посвященных последствиям вступления в ВТО отдельных стран (в частности, российских), разработчики не ставили перед собой цель создать единую «большую» модель общего равновесия для белорусской экономики, чтобы затем с помощью такой модели отрабатывать все аспекты, связанные с прогнозированием последствий вступления в ВТО. Вместо этого был использован подход на основе частичного равновесия, а точнее, метод поиска и отдельного изучения «чувствительных точек», т. е. конкретных элементов экономической системы (вплоть до уровня предприятия), для которых вступление в ВТО повлечет за собой ощутимые последствия. По нашему мнению, такой подход наиболее адекватен предмету исследования. Вступление страны в ВТО сопровождается разноплановыми изменениями в регулировании внешней торговли, воздействие которых на отдельные отрасли и производства может быть очень различным. Даже внутри одной и той же отрасли одни предприятия могут в целом выигрывать, другие - проигрывать, в результате чего средний эффект от вступления в ВТО (который и дает модель общего равновесия) окажется равным нулю. Очевидно, что на основе такого усредненного прогноза невозможно выработать рекомендации по подготовке отрасли к вступлению в ВТО.

      В заключение можно сказать, что вступление в ВТО ускорит процесс структурной  перестройки национальной экономики  и приведения отраслевых пропорций  производства товаров и услуг  в соответствие с требованиями внутреннего и внешнего спроса. Это означает более четкое разделение отраслей и отдельных производств в экономике на растущие и сокращающиеся, что будет сопровождаться перераспределением трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в растущие. Прогнозируется, что основная часть процесса перераспределения трудовых ресурсов будет происходить внутри промышленного сектора - между отдельными отраслями промышленности. Предварительные расчеты, учитывающие рост объемов производства после вступления в ВТО и сложившиеся в отдельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях экономики образует механизм, посредством которого будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение долгосрочного экономического роста на экспортоориентированной основе.

      3.2. Финансово-промышленные группы как фактор развития экономической интеграции

 

      На  сегодняшний день наиболее эффективной  формой объединения предприятий  является финансово-промышленная группа – несколько юридически независимых  предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, функционирующих как основное и дочерние общества; либо полностью или частично объединившие свои ресурсы и капитал на основе договора о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции, реализации инвестиционных или других проектов и программ, нацеленных на повышение доходности, конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

      Республика  Беларусь обладала достаточно мощным по валовым объемам производства и техническим возможностям промышленным комплексом. Однако уже в условиях переходного к рыночной экономике периода стало очевидным, что этот комплекс не может в достаточной степени удовлетворять потребности общества и конкурировать на мировом рынке. Состояние промышленного комплекса усугубилось отсутствием соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к открытию экономических границ, потерей части внутреннего рынка и рынков стран Содружества, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятии, внешними долгами.

      Наряду  с общеизвестными предпосылками  формирования ФПГ в приоритетных для Беларуси направлениях промышленности существуют и более конкретные. К ним относятся:

    • острая потребность в создании новой системы инвестирования развития промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
    • возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;
    • наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;
    • необходимость укрепления уже сложившихся технологических и кооперированных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их обновления на иной основе;
    • сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;
    • потеря значительной доли внутреннего товарного рынка Беларуси из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний.

      Создание  финансово-промышленных групп в  отраслях, тяготеющих к концентрации факторов производства, представляются одним из наиболее эффективных путей решения указанных проблем.

      Формирование  ФПГ будет способствовать реализации имеющихся преимуществ и потенциалов  промышленности Беларуси и преодолению  ее недостатков.

      Государственная промышленная политика должна быть нацелена на защиту промышленных предприятий в сферах производства с высоким уровнем риска и неопределенности хозяйственной деятельности и, напротив, на расширение конкуренции и стимулирования там, где это способствует совершенствованию производства.

      Важной  отличительной характеристикой многих белорусских предприятий является широкое развитие экспорта-импорта. Интернационализация рынков, приспособление к новым методам организации, знание проектов и затрат конкурентов приобретает столь же важное значение, как и внедрение новых технологий и совершенствование производств посредством реструктуризации.

      Создание  ФПГ в Республике Беларусь возможно осуществить в рамках общей программы  выхода экономики из кризиса, ее оздоровления и дальнейшего экономического роста. Стратегия формирования финансово-промышленных групп основывается на существующих в республике экономических реалиях, анализе рынков поставок и сбыта, сложившихся связях предприятий внутри страны и с иными регионами, общегосударственных приоритетах. Эта стратегия согласуется с другими программами — структурной перестройки, антимонопольной политики, развития мелкого и среднего бизнеса, конверсии и т.д.

      В качестве приоритетных направлении  для проектирования финансово-промышленных групп целесообразны следующие:

    • осуществление инвестиционных программ (проектов), ориентированных на создание и выпуск продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, прежде всего за счет реализации накопленного научно-технического потенциала высокотехнологичных производств, наращивания производства продукции первичной переработки топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, увеличения экспортной направленности продукции оборонных предприятии, создания необходимых организационно-экономических предпосылок для закрепления на конкретных рынках;
    • создание новых технологических цепочек и организационно-экономических связей, способствующих ускоренному и рациональному перепрофилированию сложившейся научной и производственной деятельности на направления, обеспечивающие переориентацию ресурсов с малоэффективных производств на выпуск конкурентоспособной продукции, а также возможность создания и выпуска продукции, способствующей преодолению отставания страны в передовых областях науки и техники;
    • реализация инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам в сферах экономики, определенных как первоочередные для государственной структурной политики;
    • разработка и реализация коммерчески эффективных инвестиционных программ (проектов), привлекательных для частных инвесторов (негосударственных финансово-кредитных и инвестиционных институтов);
    • организация взаимовыгодных кооперационных связей и реализация совместных инвестиционных проектов с предприятиями России и государств - участников СНГ.

      При создании финансово-промышленных групп  с участием фирм Запада акцент целесообразно  делать на их высокие технологии с дальнейшей продажей готовых товаров первоначально на рынках стран Содружества. К участникам таких ФПГ следует отнести предприятия республики, наиболее готовые к внедрению передовых технологий. Для подобных предприятий характерно наименьшее отставание в организации и технологии производства от западных фирм. При незначительных инвестициях на них возможно внедрение современных технологий. Это предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности, не требующие больших затрат энергосырьевых ресурсов ("Интеграл", БелОМО и др.).

      При образовании ФПГ с участием предприятий  стран СНГ, прежде всего России, Украины  и Казахстана, следует ориентироваться  на их сырьевые ресурсы при обработке  и производстве конечных изделий  на предприятиях Беларуси. К этим предприятиям можно отнести предприятия химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и сельхозмашиностроения, которые требуют больших затрат энергосырья.

      При образовании национальных ФПГ основной задачей является повышение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке и устойчивости работы предприятий.

      Приоритетным  направлением формирования ФПГ в  Беларуси сегодня является организация  производства изделий микроэлектроники, дизельного машиностроения, продукции  химической промышленности, комплексного сельскохозяйственного оборудования.

      В Беларуси уже сформированы некоторые ФПГ - "Формат", "Гранит" и "БелРусАвто" и др. Опыт создания ФПГ предопределил необходимость гармонизации нормативно-правовой базы в этой сфере.

      В заключение данной темы можно отметить, что первая в Беларуси аграрная финансово-промышленная группа - АО "Аграрная финансово-промышленная компания "Жлобинский мясокомбинат" создана в Гомельской области. В нее, помимо непосредственно мясокомбината, вошли также комбикормовый завод и сельхозпредприятие по откорму скота "Степское".

      3.3 Этапы интеграционных  процессов при  создании единого  экономического пространства  со странами СНГ

 

      Белоруссия  с 1991 года является участницей межгосударственного  объединения большинства бывших союзных республик СССР СНГ.

      Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы  государств Содружества Независимых  Государств подписали Договор о  создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

Информация о работе Международная экономическая интеграция